|
От
|
Pout
|
|
К
|
Pout
|
|
Дата
|
17.03.2002 21:32:21
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
грехи наши тяжкие. И вера мелкотравчатая
Огонек свежий10 номер. О грехах !
МОДА НА ГРЕХИ
Исповедь одного народа перед Великим постом
Гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть, лень -- все эти
удовольствия на самом деле считаются смертными грехами. Почти тысячу лет
назад их обозначил Фома Аквинский. Смертными они называются не потому,
что можно объесться до смерти или умереть прекрасной смертью в постели,
а потому, что ведут к смерти духа. Если это так, то наш дух чаще всего
умирает, не достигнув совершеннолетия. А мы ходим на работу, детей
рожаем. И вроде ничего. Люди забывают о грехах, они забывают, что это
когда-то являлось грехом. Более того, если верить нашему исследованию,
прочитав эту заметку, никто не хлопнет себя по лбу и не начнет жить
по-новому. Поэтому данный интерес в исследовании греховности граждан
носит не морализаторскую, а сугубо познавательную окраску: если смертные
грехи для нас уже не такие уж смертные, то что же сегодня является
греховным?
Оказалось, что грех -- понятие социальное, половое и, главное,
возрастное. Это мы выяснили в результате проведенного опроса и личных
разговоров с представителями разных поколений. Социальное и половое
разделение грехов, кстати, не новость. Еще в XV веке в России были
введены отдельные описания грехов для мужчин и для женщин, отдельные --
для священников (порознь для <белого> и <черного> духовенства), вельмож,
торговых людей и поселян, отдельный список грехов для воинов,
отдельный -- для чиновников, для крестьян и для купцов... Все это было.
Но мы обнаружили, что заметнее всего грехи дифференцируются все-таки по
возрасту. Посмотрите графики, полученные нами в результате исследования.
Лично я, молодая и красивая, рассматривая эти графики, вспомнила свои
разговоры о похоти. К моему искреннему удивлению, яростными противниками
этого греха выступили такие же, как я, молодые респонденты. А их
ближайшие соседи, 30-летние, стали ярыми защитниками похоти. Они
воспринимают ее исключительно как удовольствие. И даже произносят это
слово, немножко жмурясь. На их смелых решительных лицах не мелькает
никакой тени сомнения. Количество абортов у этой возрастной категории
зашкаливает. Такого не было до них и нет после. Среди тридцатилетних
ходят байки об абортах. Они научились афишировать эту сторону своей
жизни. Это революционная молодежь 80-х, и одной из революций, которую
они наблюдали, стала сексуальная.
Уйдя от поигрывающих здоровой плотью тридцатилетних, я отправилась к
единственному поколению, которое заклеймило похоть минус шестым
местом, -- к двадцатилетним.
С двадцатилетним другом мы поговорили о супружеской измене, которую он
считает недопустимой, потому что обман и предательство -- самое низкое,
что придумало человечество. Это поколение вообще очень боится быть
обиженным, поэтому само предпочитает поменьше обижать.
-- Так почему похоть для тебя страшна?
-- Да я даже не знаю, слово какое-то мерзкое: по-хот-ли-вый... фу!
Как-то в моем окружении нет ни одного похотливого человека.
Если честно, я знакома с окружением моего друга. И окружение это
спаривается с упорством кроликов. Но можно ли здесь говорить о похоти?
Наверное, нет. Похоть ассоциируется с каким-то тайным злопыхательством,
вынашиванием замыслов в районе ширинки. А молодое поколение чрезвычайно
просто смотрит на секс. Оказалось, что с похотью мы попали не то что в
разницу терминологий, а действительно в разницу мировосприятия,
сексовосприятия в данном случае.
Секс как спорт воспринимают тридцатилетние. Для их рационалистического
восприятия секс -- это такая же потребность организма, как еда, сон и
все такое. Поэтому они не дают себе умереть всеми возможными способами.
Для подрастающего поколения секс становится более сакральным действием.
Он приобретает второй, третий и четвертый смысл. Это поколение, которое
во всем ищет тайный смысл, второе дно, оно ощупывает подкладку мира,
уверенное, что он что-то от них прячет. Это первый пласт людей, выросший
без догм материализма. Они уверены, что <в этом городе должно быть
что-то еще>. Двадцатилетние все такие открытые, слегка наивные,
глуповатые, в окружении желтых бабочек, вылетевших из книжек Маркеса.
Они смотрят фильм <Властелин колец> как исторический.
Пример с похотью наиболее ярко иллюстрирует наш постулат, что грехи --
вещь эпохальная. Принадлежащая своей эпохе. Как бы ни была прочна основа
христианской морали, она уже на глазах уплывает из-под ног.
Естественно, что большинству наших граждан присуще очень легкое
отношение к супружеской измене. Как показали исследования Российского
независимого института социальных и национальных проблем, русские люди
не считают супружескую измену грехом. Она не вошла в десятку поступков,
которые мы не можем простить никогда. Зато там оказались: пытки,
употребление наркотиков, измена Родине, жестокое обращение с животными,
политическое убийство, обогащение за счет других, самоубийство,
дача-получение взятки, покупка краденых вещей и деловая
необязательность. Я представила, как жена выгоняет мужа после того, как
узнала, что ее супруг <обогащается за счет других>.
Для людей старше пятидесяти лет, то есть для самых мудрых и опытных
грешников, одним из страшных грехов стала лень (и это у тех, кто раньше
больше всего ценил возможность ничего не делать, свободное, так сказать,
время). Даже не лень, а те вязкое болото, липкость, которые образовались
после перестройки в головах многих людей. Данное поколение зачастую
залипает на прошлое.
-- Знаете, я больше всего не люблю, -- поделился один пятидесятилетний
мужчина, -- постоянное нытье моих сверстников. Они ноют, что жизнь
плохая, несправедливая, убогая, что ничего не удается, что они, такие
умные и хорошие, оказались не у дел. А на самом деле они сами уже ни на
что не способны. Наверное, это и называется инфантилизмом. Я поэтому и в
молодых больше всего не люблю лени. Боже мой, столько возможностей,
столько вариантов, а он лежит на диване и ноет: и это неинтересно, и это
скучно, и тут ему не нравится! Я думаю, что из таких брюзжащих диванных
существ вырастут нынешние пятидесятилетние.
...Я с такой оценкой, присущей нашему поколению лени -- лени
двадцатилетних, -- категорически не согласилась. Молодые лежат и ноют по
другим причинам. Если пятидесятилетние видят, что их мир, построенный на
борьбе с дефицитом всего, на ценностях интеллекта и подпольных
сообществ, рухнул и уже не вернется, то нынешнее поколение просто не
знает: а к чему все это? Деньги можно заработать довольно легко, и они
не будут посвящать этому столько времени и сил, сколько их старшие
братья, тем более отцы. Они из-за той же волшебности неадекватны
социальному строю. Им лень разбираться в политике и экономике, потому
что они никак не решат для себя: а стоит ли в этом разбираться? Стоит ли
лезть в эту вязкую скукотищу, от которой не уберегут ни одни резиновые
сапоги? Может, лучше подождать, может, мир прояснится? Они медитируют на
ничегонеделание.
Конечно, старшему, деятельному поколению это кажется страшным грехом,
ведь оно привыкло делать себя само. Именно оно тридцать, сорок лет
назад, вырвавшись из барачных окраин, провинции, коммуналок, сделало
жизнь такой, какой мы ее сейчас видим. Главные их качества --
мобильность и потрясающая работоспособность.
Коллективная душа (отраженная в социологическом портрете) молодого
поколения вообще никак не рефлексирует по поводу своей инертности. Самым
непростительным грехом молодые назвали жестокость, агрессивность,
нечуткость, негибкость. На графике видно, что именно они болезненнее
всего относятся к гневу.
-- Я вообще не понимаю, почему нужно что-то решать на повышенных тонах.
Когда кто-то кричит, у меня наступает временный паралич всего, --
призналась моя большеглазая собеседница. -- Агрессия -- это что-то
звериное. Почему все друг с другом борются, используют друг друга?
Почему бы всем не оставить друг друга в покое?
-- Ну, знаешь ли, тогда может возникнуть печальная ситуация: захочется
всех послать на фиг, а некого...
Еще более старшее поколение, те самые шестидесятники, однозначно
сказали, что самым страшным грехом для людей их возрастного круга было и
остается стукачество. Оно может быть как крупнополитическое, так и
бытовое. Их время было пропитано этой подлостью. Старшее поколение,
кстати, говорило про грехи неохотно и скупо, как будто им было жалко
тратить на это слова. Но все-таки моя собеседница не сдержалась.
-- Кстати, в нынешней молодежи я очень не люблю поверхностности. Они
какие-то неглубокие во всех смыслах. Они очень легко относятся к самым
серьезным вещам. Они ничего по большому счету не ценят -- чувства,
дружбу, память... Очень это легковесное поколение, боюсь, что его
куда-нибудь занесет, когда оно разгонится на своих роликах.
Отсутствие памяти. Именно так охарактеризовала страшный грех самая
деятельная часть нашего нынешнего общества -- сорокалетние. Они могут
занимать высокие посты в правительстве, могут руководить банками,
возглавлять издательства или вообще ничего не возглавлять и ничем не
руководить, но у них всех есть корни. Все они формировались в то время,
когда главными были свой круг общения, своя малая духовная родина. Это
мог быть двор, или кружок соседей на кухне, или литературное общество.
-- Больше всего я не люблю людей без корней, не люблю, когда человек
забывает о своем прошлом, -- грустно сказал мне представитель
сорокалетних.
...Подобный грех, только в еще более резкой форме, называли и
тридцатилетние.
Когда-то, по словам тридцатилетних, на закате комсомольских организаций
они все сплотились по своим небольшим человеческим группам. Все вместе
они ринулись в перестройку, как в огромную волну. А потом оказалось, что
кто-то плывет, высоко подняв голову, а кто-то сидит на берегу весь в
водорослях и мокрых плавках. По правилам тридцатилетнего этикета нужно
поддерживать отношения СО ВСЕМИ.
-- Иногда даже смешно получается: обижаются, если раз в неделю не
позвонишь, не спросишь как дела. Причем нужно общаться с теми, у кого
дела идут неважно, подчеркивая, что тебе наплевать на его социальный
статус.
Тридцатилетние страшатся этого социального разброса, они все еще
надеются сберечь на своих кухнях ощущение братства.
-- Вообще все, что ты написала, -- упрекнул меня и Фому Аквинского
тридцатилетний мужчина, -- это как-то прилично. Это не грехи даже, а
сплошные удовольствия. А я бы вписал на первом месте ГЛУПОСТЬ! Я
ненавижу глупых, недалеких людей. Мы натерпелись от дураков. Все
начальники -- дураки, подчиненные -- идиоты, а руководство страны -- так
те вообще кретины. Понимаешь, у нас все время есть ощущение, что мы-то
знаем, как это делать, мы-то все и устроили, а все получается через
задницу!
-- Глупость? -- удивился мой двадцатилетний собеседник. -- Их еще
волнует глупость? Ну это, наверное, из-за контраста. Они вращались в
интеллектуальных кругах, а теперь вынуждены общаться с кем попало. Вот
мы настолько привыкли к этому, что не замечаем ее. Большинство моих
друзей не блещут интеллектом. Так что ж поделаешь? Например, на улицах
очень мало красивых людей. Это грустно, но ведь никому не придет в
голову этим возмущаться. Так и с глупостью. Для нас это привычное
окружение.
-- Слушай, а у молодых какой самый страшный грех? -- вернулась я снова к
тридцатилетним. -- А то все поколения уже высказались, а вы нет.
-- Их самый страшный грех -- наглость.
-- Наглость?
-- Да, они наглы уже тем, что моложе нас. А это не идет ни в какие
рамки!
Итак, проанализировав полученные графики, мы можем говорить о некой моде
на грехи. Ведь если сегодня самым преуспевающим является поколение
сорокалетних, то мы должны подражать им во всем, в том числе и в грехах.
Сорокалетние больше всего не любят алчности, зависти и гнева, а вот
гордость, гордыню они единственные вообще не считают грехом. Другое
дело, что им на смену уже идут тридцатилетние -- будущие законодатели
греховной моды. Так что на ближайшие десятилетия мы можем смело
вписывать в добродетели похоть и чревоугодие. Да будет так.
Елена КУДРЯВЦЕВА
В материале использованы фотографии: Льва ШЕРСТЕННИКОВА
Россия -- безусловный лидер терпимого отношения к противоправным
поступкам. Мы в среднем в два раза чаще граждан других стран оправдываем
сопротивление милиции, примерно в полтора раза чаще уклоняемся от уплаты
налогов. Более терпимы и к абортам. Тем не менее мы очень трепетно
относимся к верности, свободе, ответственности, справедливости, совести,
труду, гордости, праву и порядку, солидарности, состраданию, братству,
морали и идеалу
На протяжении нескольких веков христианские мыслители спорили друг с
другом, какой из пороков является ключевым. Один из первых христианских
писателей Татиан считал, что это клевета, потому что дьявол солгал,
изобразив Бога жестоким созданием. Климент Александрийский и Амвросий
Медиоланский считали, что первородные грехи -- это похоть и последующий
половой акт. Киприан Карфагенский, Григорий Нисский считали самым
страшным грехом зависть к человеку. Возобладало, однако, мнение Оригена:
дьявол был высшим из ангелов, поэтому у него не было повода завидовать
человеку, а вот гордиться своими деяниями он вполне мог. Поэтому самым
страшным грехом посчитали гордость
Чтобы человеку было не так грустно, скажем, что в XIII веке в первых
монастырях был вывешен список неприемлемых грехов для монахов: монаху,
писал, например, Стефан Фиваидский, следует отречься от гордыни,
зависти, тщеславия, злословия, многоглаголания, похотей очей, двоедушия,
превозношения, малодушия, ярости и гнева, ропота и возмущения,
своенравия, желаний чрева, смеха, развлечения, желания насмехаться над
человеком, соперничества, злонравия, худых мыслей, избегать печали,
уныния, невоздержанности, робости, сластолюбия, бесстыдства лица,
сребролюбия, притворства, желания чужого, алчности, лукавства, плотских
похотей, лжи, упрямства, беспокойства, любви к суете мира, мысли о
перемене мест, непослушания, злонамеренности, коварства
> =============
> и последняя ссылка
>
> http://www.atheism.ru/library/Fenko_1.phtml
>
Это из"Коммерсант-власть". Для более продвинутых яппи. Вывод умиляет(ам
в самом конце).
Интересненько!
В России верит в Бога всего около трети населения, еще столько же
граждан обладают некими расплывчатыми представлениями о безличной высшей
силе, управляющей Вселенной. Пропаганду атеизма на протяжении последнего
столетия можно считать достаточно успешной - для большинства жителей
России понятия <ад>, <рай> и <загробная жизнь> являются довольно
абстрактными и не вызывают никакого интереса.
====
Фенько Анна
У веры глаза велики
Вопрос, что считать суеверием, напрямую за висит от того, что считать
истиной. Христианская церковь всегда боролась с языческими суевериями, к
которым относятся вера в приметы, колдовство, наведение и снятие сглаза
и порчи и прочие элементы магического отношения к миру. Любое верование,
не разделяемое традиционной религией, можно считать суеверием. Для
христиан суеверием является индуистская доктрина реинкарнации
(переселения душ), для мусульман - христианский догмат о триединстве.
Начиная с эпохи Просвещения и на протяжении всего Нового времени
человечество боролось с предрассудками и суевериями с помощью научного
мировоззрения. В этот период в разряд суеверий угодила и сама религия
вместе с представлениями об аде, рае, ангелах и дьяволе. Однако, объявив
традиционные религиозные представления суеверием, наука, в свою очередь,
породила множество мифов - начиная с веры в научно-технический прогресс
и кончая всевозможными нетрадиционными научными направлениями типа
парапсихологии, биоэнергетики или уфологии.
Нынешний период характеризуется достаточно мирным сосуществованием
научного, религиозного и магического мировоззрений. Политкорректность не
позволяет однозначно назвать какое-нибудь утверждение суеверием. Однако
можно разделить все представления о чудесном и таинственном на три
группы - связанные с религией, магией и наукой.
Ведущие организации, занятые в США и России опросами общественного
мнения (Институт Гэллапа, фонд <Общественное мнение> и РОМИР),
независимо друг от друга пропели исследования, посвященные вере людей в
таинственные и сверхъестественные явления - колдовство, астрологию,
привидения, переселение душ, инопланетян и т. п. Эти опросы позволяют
определить вклад научных, религиозных и магических представлений в
картину мира современного человека,
Предмет веры Верят% Сомневаются % Не верят
В Бога 90 7 2
В существование рая 83 10 7
В ангелов 79 12 8
В существование ада 71 13 15
В дьявола 68 12 20
В целителей 54 19 26
В экстрасенсорное восприятие 50 20 27
В привидения 42 16 41
В одержимость дьяволом 41 16 41
В телепатию 36 26 35
В инопланетян 33 27 38
В предсказания 32 23 45
В общение с душами умерших 28 26 46
В астрологию 28 18 52
В колдовство 26 15 59
В переселение душ 25 20 54
В телепортацию 15 21 62
Gallup Poll, май 2001 года, выборка - 1012 человек
Религиозные чудеса
Первое, что бросается в глаза при сравнении результатов этих
исследований, - американцы гораздо легковернее русских Но особенное
предпочтение граждане США отдают чудесам, связанным с загробным миром. В
Штатах в три раза больше, чем в России, людей, убежденных в
существовании потусторонних сил и привидений, и в пять раз больше тех,
кто верит в возможность общения с душами умерших.
Такое легковерие американцев можно объяснить особенностями их
религиозности. Практически все жители США (90%) считают себя верующими,
причем большинство буквально воспринимают религиозные представления о
существовании ада, рая, ангелов и дьявола. Поверить в возможность
общения с представителями потустороннего мира - душами умерших
родственников или привидениями, обитающими в старых домах, для них также
не составляет особого труда.
В России верит в Бога всего около трети населения, еще столько же
граждан обладают некими расплывчатыми представлениями о безличной высшей
силе, управляющей Вселенной. Пропаганду атеизма на протяжении последнего
столетия можно считать достаточно успешной - для большинства жителей
России понятия <ад>, <рай> и <загробная жизнь> являются довольно
абстрактными и не вызывают никакого интереса. Заниматься столоверчением
и общаться с привидениями готовы лишь 5-10% россиян.
Представители разных поколений американцев предпочитают разные
религиозные чудеса - молодежь от 18 до 29 лет охотнее верит в привидения
и духов, а представители старшего поколения чаще верят в одержимость
дьяволом. Уровень образования на религиозных верованиях почти не
сказывается, за исключением все той же веры в одержимость дьяволом - она
с ростом уровня образования несколько сокращается.
Предмет веры Верят
В телепатию 42
В Бога 34
В существоание высшей силы 33
В сбывающиеся приметы 32
В колдовство 28
В жизнь после смерти 26
В существование рая и ада 25
В переселение душ 24
В целителей (экстрасенсов) 24
В астрологию 15
В привидения и домовых 13
В предсказания 12
В перемещение предметов усилием мысли (телекинез) 8
В инопланетян 7
В общение с душами умерших 5
В левитацию 4
Источники: РОМИР, октябрь 2001 года, выборка - 2000 человек
, ФОМ, 1999 год, выборка - 1300 человек
Чудеса науки
Вера русских в чудеса науки если и уступает вере американцев в
религиозные чудеса, то все равно выглядит островком прекраснодушия и
наивности на фоне свойственного гражданам России скепсиса. Некоторые
парапсихологические феномены, в которые верит часть российских граждан
(например, телекинез), вообще незнакомы американским респондентам. А
процент верящих в телепатию в России даже больше, чем в США (это
единственное присутствующее в обоих списках явление, к которому
американцы отнеслись более настороженно).
Популярность у российских граждан пара психологических феноменов -
телепатии, телекинеза и биоэнергетики - довольно легко объяснить. Эти
феномены, описываемые в физических и психологических терминах и
изучаемые экспериментальными методами, представляют собой классический
пример научных мифов. Подобно увлечению образованной публики и даже
некоторых серьезных ученых в начале XX века спиритизмом, современная
парапсихология удовлетворяет естественную человеческую потребность в
таинственном и чудесном, позволяя при этом сохранять иллюзию собственной
рациональности и трезвой научности.
Американцев же ощущение собственной разумности и последовательности
волнует очень мало. Они абсолютно не стесняются признаваться в том, что
верят в ангелов, дьявола, домовых и инопланетян, а в телекинез не верят
только потому, что ничего о нем не слышали.
В России наблюдается прямая зависимость научных суеверий от уровня
образования, причем разница между группами довольно значительная. Так, в
биоэнергетику, телепатию и телекинез верят в два раза больше людей с
высшим образованием, чем с неполным средним, а в инопланетян - в три
раза больше. Из этого можно сделать вывод, что годы, проведенные в
институте, не только не способствуют избавлению от старых суеверий, но и
порождают новые.
Чудеса науки - единственный вид таинственных явлений, в который мужчины
верят больше, чем женщины. Американские мужчины опережают женщин лишь по
одному пункту - они уверены, что инопланетяне в далеком прошлом навещали
нашу планету. В России мужчины чаще, чем женщины, верят в возможность
телекинеза и в тех же инопланетян. В отличие от США, где научные чудеса
привлекают в основном молодежь, в России они являются увлечением людей в
возрасте от 35 до 50 лет. Вероятно, это связано с формированием их
мировоззрения в период позднего, <застойного> социализма, когда
увлечение религией еще не вошло в моду, а разочарование в официальной
коммунистической доктрине было уже повсеместным.
Магия и колдовство
В отношении веры в приметы, пророчества, колдовство и переселение душ
население России и США проявило удивительное единодушие - в эти явления
верят от четверти до трети жителей обеих стран. Причем на вере в
приметы, домовых и привидения уровень образования никак не сказывается.
Это позволяет заключить, что в картине мира современного человека
формальное образование играет не такую уж важную роль.
Гораздо большее значение для распространения магии и колдовства имеет
разрушение традиционной религии. Оно всегда способствует буйному
расцвету разного рода мистических учений и языческих верований,
позволяющих справиться с естественным страхом смерти. Вера в переселение
душ - одна из альтернатив христианскому посмертному воздаянию- была
довольно широко распространена среди российской интеллигенции в начале
XX века Сейчас эту веру разделяет примерно четверть населения России что
совсем неудивительно ввиду разрушения как традиционной религиозности,
так и официального советского атеизма. Гораздо удивительнее другое --
как в переселение душ умудряются верить американцы, которые почти
поголовно признают существование христианского ада и рая?
Трудно объяснить также скептическое отношение большинства жителей России
к чудесным предсказаниям и пророчествам. Ведь социальная и экономическая
неопределенность, которой отличается нынешняя российская ситуация,
обычно порождает спрос на предсказания и пророчества, предлагаемые
разного рода ясновидящими, астрологами, хиромантами и т п. Газеты и
журналы, постоянно публикующие астрологические прогнозы, явно убеждены в
том, что у них есть свой читатель. Однако этот читатель не столь уж
многочислен: в предсказания астрологов верит только одна шестая часть
населения России (в США - одна третья).
Другой загадкой является достаточно прохладное отношение россиян к
чудесным исцелениям. Казалось бы, бедственное положение отечественной
медицины должно было толкнуть наше в целом не самое здоровое население в
объятия разного рода экстрасенсов, колдунов и духовных целителей. Тем
удивительнее тот факт, что в России им доверяют лишь четверть жителей,
тогда как в Америке, по праву гордящейся достижениями своей медицинской
науки, больше половины опрошенных верят в возможности духовного
исцеления обычных соматических болезней.
Объяснение столь странных результатов можно получить при сравнении групп
с различным уровнем дохода. Богатые россияне значительно меньше, чем
бедные, верят в колдовство и сбывающиеся приметы, но зато больше
доверяют экстрасенсам и целителям. А бедные больше всего боятся черных
кошек, сглаза и порчи. Вероятно, обе группы респондентов в равной
степени склонны к магическому мышлению, но при этом одни настроены на
<позитивные> чудеса, а другие - на <негативные>.
По остальным пунктам с явным преимуществом лидируют представители
среднего класса, опережая и бедных, и богатых в своем увлечении
астрологией и хиромантией. Социальное положение этой группы отличается
наибольшим динамизмом и неопределенностью, что, естественно, порождает у
ее представителей иррациональные страхи и надежды, а также определяет их
потребность в предсказаниях судьбы. Кроме того, это единственная
социальная группа, у которой есть досуг. Во всем мире именно
представители среднего класса являются основными потребителями
астрологических прогнозов, клиентами духовных целителей и зрителями
<мистических> сериалов типа <Секретные материалы>. Так что, возможно,
наше <отставание> от Соединенных Штатов по распространенности суеверий
определяется не столько официальным советским атеизмом, сколько
неразвитостью в России среднего класса.
КоммерсантЪ-Власть ?48
=======