>>>"Суть товарного фетишизма, по Марксу, в том и состоит, что люди, как в заколдованном зеркале, видят физические, чувственно воспринимаемые вещи там, где на самом деле есть лишь меновые стоимости. Маркс пишет: "Следовательно, таинственность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как общественные свойства данных вещей, присущие им от природы". "
>>
>>Можно это как-то более по-русски выразить, не так заковыристо? Чувствую, что суть проста как 3 рубля :-), но не уверен, что понимаю её верно.
>
>Текст здесь http://skaramurza.chat.ru/ecec0.html
>А если в двух словах то:
>Вы смотрите на пачку масла и Вам кжется что это масло. Но это у Вас от фетишизма. На самом деле перед Вами 3 рубля. Вы смотрите на завод АЗЛК но из-за Вашего товарного фетишизма Вам кажется что это автозавод. Но на самом деле это 1$ (как говаривал один приватизатор). Вы смотрите на республики, Молдавию, Украину, Казахстан... и думаете что это наша земля. На деле это "убыточные республики", ка говаривал Гайдар-батюшка сочиняя беловежские соглашения. Вы смотрите на килограм оружейного плутония и Вам кажется что это главныя часть ядерного боеприпаса. Ан нет, это всего лишь 1.50$
Совсем Вы, однако, зарапортовались, борясь в
Техасе с евроцентризмом.
Впрочем, у Кара-Мурзы на этот счет хоть и
похитрее, но примерно такое же переворачивание
Маркса с ног на голову, как у Вас, тоже
присутствует:
"Свойство обыденного сознания видеть в
товарообмене как раз вещественные отношения
(вещь с вещью и человек с вещью), Маркс
уподобляет примитивному религиозному сознанию:
"Здесь продукты человеческого мозга представляются
самостоятельными существами, одаренными
собственной жизнью, стоящими в определенных
отношениях с людьми и друг с другом". То есть,
именно вещественная, физическая ипостась товара
и есть, с точки зрения политэкономии, призрак,
привидение. Реальна для экономики только стоимость,
скрытая под вещественной оболочкой. Это - хрематистика,
из которой вычищены последние пережитки
"экономики", взаимоотношения человека с вещами".
(По вышеприведенной ссылке, только ecec0
заменить сразу на ecec6).
На самом деле Маркс уподобляет "примитивному
религиозному сознанию" вовсе не рассмотрение
товара как потребительной стоимости (вещи),
а иллюзию "вещественности", "природности"
СТОИМОСТНЫХ характеристик товара - то есть
иллюзию насчет того, что свойства товара
как меновой стоимости как-то вытекают из его
свойств как вещественного продукта (так что
в этом смысле антимарксистская теория, выводящая
меновую стоимость из "[предельной] полезности",
и есть выражение крутейшего товарного фетишизма),
и, более широко, вообще представление о
"естественном", независимом от конкретной системы
общественных отношений (отношений людей как
частных производителей в системе общественного
производства) бытии стоимостных характеристик.
Грубо говоря, по Марксу, взгляд на кусок масла
как на овеществленные 3 рубля - примерно такая
же идеологическая "проекция"
определенного состояния людей и их отношений в
обществе на определенной стадии исторического
развития, что и взгляд на постройку, именуемую
церковью, как на "храм Божий". Соответственно,
"призраком, привидением" в политэкономии
становится вовсе не "вещественная ипостась" товара,
а именно его "невещественная", стоимостная
"ипостась" - но рассматриваемая экономистом
как свойство товара-ВЕЩИ!
Еще Маркс пишет, что "товарный фетишизм"
присущ обществу на историческом этапе развития,
именуемом капитализмом, а, например,
патриархальному строю не присущ, и грядущему
коммунистическому обществу тоже присущ не
будет. Так что "на деле" Ваше рассуждение про
кусок масла и АЗЛК комментировалось бы
по-марксистски так: капитализм, действительно,
вынуждает людей относиться к продуктам их труда
именно таким образом (просто как к "носителям
стоимости"), а если люди живут не
по-капиталистически, то они будут относиться
к ним иначе, скажем, просто как к средствам
удовлетворения жизненных потребностей; а кто
считает, что взгляд на кусок масла как на
"три рубля" отражает какую-то вечную "природу"
человека или человеческого производства, тот
и есть фетишист.
У вас, сталинцев-почвенников, с марксизмом
действительно есть разногласие - относительно
места некоторых видов не-капитализма в истории.
(Это и из дальнейшего текста Кара-Мурзы в
приведенной ссылке видно - СКМ там упрекает
Маркса за то, что он все некапиталистические
общества, кроме грядущего посткапиталистического
коммунизма, рассматривает как "отсталые".)
Ну так можно стоять на ваших позициях, можно
на марксистских, можно - ни тех, ни других
взглядов полностью не разделять, но
Маркса полезно все-таки излагать адекватно.