|
От
|
AK
|
|
К
|
concord
|
|
Дата
|
25.03.2002 21:13:56
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Re: К вопросу...
>В каждой конфессии хватает и святых и грешников. Я бы не стал огульно утверждать, что протестантизм делает
>людей хуже. На мой взгляд, каждая мировая религия задает свою систему нравственных координат. Единых координат не существует. Увы. Мы осуждаем протестантскую этику со своей колокольни, а они таким же образом осуждают нашу. Кто рассудит? Никто, кроме истории (а возможно, и история не рассудит: что лучше греческий Пантеон или библейский Эдем?)
Естественно, я сужу со своей колокольни. Я отлично это понимаю. Но и слово "хуже" обладает тем глубинным смыслом, который я же в него и вкладываю. "Хуже", в том смысле, что мне такие люди меньше нравятся, или, может, они кажутся мне более опасными. Протестантизм вызывает у людей отчуждение друг от друга. Православие тоже, но в меньшей степени. Как ни странно, самым "юзер-фрэндли" (исключительно в смысле антииндивидуализма) оказывается иудаизм. Там огромное количество обрядов именно на сплочение людей направлено.
>Некоторая вульгаризация. Нельзя требовать пользы от религии. Механизм взаимодействия религии и общества - штука крайне тонкая.
Любая модель есть упрощение, однако, решение лучше принимать хотя бы исходя из модели, а не наобум. Отсутствие пользы от религии выводится ислкючительно из наблюдений за верующими и атеистами. Самыми безопасными выглядят слабоверующие, то есть те, кто по-инерции называет себя верующим, но ни коим образом не руководствуется религиозными установками в жизни. По сути дела, это тоже атеисты, но "неосознанные". Осознанные атеисты более уверены в себе и настроены на переделку мира, что идет в ногу с осознанностью их атеизма - они просто умнее слабоверующих (не мудрее и не рассчетливее, а именно умнее - у них лучше работает разум). Соответсвенно, им хватает ума осмыслить религию, но и на реализацию собственных амбиций им его тоже хватает. Это не всегда хорошо для общества. Искренне верующие вполне способны ради своей веры совершать совершенно дикие поступки, кроме того, у них есть одна особенность, которую Кара-Мурза не отразил не в одной книге - они легкоуправляемы. Да, действительно, у них есть "религиозный" барьер против нововведений и попыток разрушить традиционный уклад, но если им какую-либо идею "привязать" к их религии (а это довольно просто), они ее проглотят. Самый очевидный пример - попытка запретить концерт Мэрелина Мэнсона в Москве. Я был свидетелем составления письма против его концерта, направляемого в Московскую Городскую Думу, и при этом ни один (!) подписавшийся под письмом (во всяком случае, ни один из тех, кого удалось опросить) не слышал ни одной песни Мэнсона и даже не мог внятно сформулировать, кто это такой. Из этого следует, что православных (например) можно поднять на борьбу против абсолютно любого явления, если им сказать, что в нем замешан сатана. Честно говоря, человек, который идет на площадь митинговать против козней сатаны, кажется мне не совсем нормальным и возможно даже опасным для общества.
Это, конечно, могут быть частные случаи, но больно уж много я их наблюдал. С другой стороны, я ни разу не видел исправления человека религией. Бывало, что хороший человек приобщался к религии и оставался хорошим, но вот чтобы плохой стал хорошим ни разу не видел. Обратное же видел, как минимум три раза. Один раз совсем фатально, до умопомешательства, два раза в более мягкой форме - отказ от "земных радостей" и непрерывные попытки проповедей, сопровождающиеся всплесками агрессивности.
>Вот недавно по телевизору у священника Мих.Ардова спросили, что такое счастье. Он ответил, что никогда не думал о счастье, а всегда - о спасении. А вот тут позволю себе сказать, как Станиславский - "Не верю!" А вообще, мне приходилоси общаться с настоящими верующими. Они, крнечно, мыслят не так примитивно. Для них смысл жизни - не столько в собственном спасении, сколько в спасении других душ.
Скорее всего, такие действительно есть. Однако, способы для спасения они довольно оригинальные ищут.
>Я-то как раз считаю, что СССР не был атеистическим государством. Или точнее - атеизм-коммунизм в СССР был новой конфессией. Еще точнее: Октябрьская Революция - это попытка Религиозной Реформации (в чисто веберовском духе!). Гражданская Война с ее зверствами - типичная религиозная война. Наша Реформация помогла нам выиграть Отечественную Войну. Но это - отдельная тема.
Атеизм - отказ вводить в рассмотрение любые сверхъестественные силы. В этом смысле, очень многое в СССР базировалось на вере, но вера эта была не религиозной. Вера в светлое будущее или в построение коммунизма - совершенно иное явление, нежели вера в бога. Первое больше похоже на надежду, которая дает силы жить и бороться. Второе - чистой воды вера в принципиально непроверяемую вещь.