От Леонид Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 23.03.2002 11:58:53 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Манипуляция; Идеология; Компромисс; Культура; ... Версия для печати

это интересный вопрос

>Меня заинтересовал вопрос - почему большинство сегодняшних политиков так озабочены тем, чтобы иметь "хорошие отношения" с РПЦ?

Мне кажется, что все воспитанники советской эпохи видят в РПЦ организацию по идеологической работе с населением. Приходы воспринимают как замену месткомов.

>Вот, к примеру - здание, в своё время принадлежавшее РПЦ, занимает музей или дом культуры. РПЦ обращается с просьбой (или требует)
>вернуть это здание. И довольно часто "всё получается". То, что сегодняшней власти чаще всего не нужен данный музей, институт, дом
>культуры - понятно. Но какой интерес власти в Церкви?

Какой интерес? Воспитанники советской эпохи твердо усвоили, что церковь учит повиноваться властям и держит народ в узде. Вот это их и интерес. Думаю, власть видит в церкви идеологическую охранительную организацию. Как мне сказала одна женщина про религиозную жизнь начала 90-стых - КПСС рухнула, месткомов не стало. Но надо как-то народ в узде держать. Надо как-то объяснять людям, что терпеть надо. Для этого хотели церковб использовать, но так и не смогли многих туда привлечь.
Мне это рассуждение показалось весьма логичным.
А кроме того, чиновники не прочь помочь открыть новый храм, рассматривая это как взятку Творцу.

>Вопрос этот существенен, потому что я вовсе не считаю наших депутатов-"подсвечников" и мэров-пэров-хэров верующими. Исключения не в
>счет. Опять же - политика чаще всего перевешивает личные убеждения.

Георгий, это вопрос темный. Нет вобще неверующих, каждый во что-то верит. Вопрос весь - во что.

>С другой стороны, не менее очевидно то, что в случае новых гонений на Церковь (закрытие или разрушение храмов) никаких народных
>волнений угрожающего характера в России в наше время (только ли в наше?) ожидать не приходится, а на обычное недовольство власть на
>обращает внимания . (Католическую церковь в послевоенной Польше трогать побаивались.)

Это точно. Сколь либо значимых волнний не будет. Народные массы традиционно недолюбливали церковников. Сколько анекдотов сложено о попах, попадьях и поповских дочках. Ныне народные массы индифферентны религиозно.
Интересно, что церковный люд ждет гонений со страхом и каким-то нездоровым интересом. Одни протесты против ИНН чего стоят. Присвоение очередного номера (у каждого есть номер паспорта, страховой номер в ПФ и в медстрахе)рассматривается как антихристианскаятакция и прелюдия к последующим гонениям. Знаю две православные семьи. У них в прихожей всегда наготове рюкзак с теплыми вещами и сухарями. Несколько лет ждут, когда за ними придут.
Или раз один атюшка рассказывая о своем посещении Бутырок, сказал - я братья к зекам присматриваюсь. Изучаю наше будущее. Нам тюрьма домом родным будет." И все сотрапезники подхватили - да, батюшка, все сядем!
Многие православные ощущают себя и ныне преследуемыми за веру.

>Тем не менее теперь никто церкви - даже под "шоп" или казино, т. е. доходное место - не отбирает (может, у меня недостаток
>информации?) Отсюда вывод - власть (чиновников) связывают с церковниками (функционерами РПЦ) какие-то особые отношения, совместные
>мероприятия, "бизнес" * . А конкретнее?

Да, и бизнес связывает. Церкви начинают строиться. А стройка - это черная дыра. Адекватно подсчитать, сколько реально израсходовано денег на стройку невозможно.
Далее налоговые льготы. Сотрудничая с церковью, можно сильно снизить налогоблагаемую базу. Но это уже второстепенно. И церковники и чиновники - это тоже люди. А главное - это использовать церковь как идеологическую машину. Чтоб убеждала население терпеть. Так мне кажется.

Напрашивается еще одно объяснение - притеснения церкви в наше время прочно увязываются с коммунизмом (напоминаю: эта тема - одна
>из тех, где наблюдается трогательное (хоть и поверхностное, но именно это и звучит в масс-медиа) единодушие самых отъявленных
>либералов и самых "крутых" монархистов, а также западных СМИ), и "инициативного" (в этом смысле) чиновника или бизнесмена сотрут в
>порошок. (Другое дело, если помещение отберут у РПЦ и отдадут другой церкви - здесь "единодушие" распадётся.) А может, церковь
>(собор) может стать не менее доходным местом даже в прежнем качестве?...

Разумеется, может. Тем более, если расположен благоприятно. Есть транспортный узел рядом, или богатый район рядом. Еще благоприятным является наличие вокзала или рынка. Там торговцы порой прилично жертвуют при удачной торговле.
Церковный приход может быть очень доходным предприятием. Помимо пожертвований и оплаты треб. Всегда идет бойкая торговля предметами церковного культа и книгами (а церкви разрешено не ставить ККМ, что я считаю неправильным). Бывает и параллельная коммерческая деятельность. Один дьякон в Самаре открыл у входа в свой храм винно-водочную табачную точку. Тут много говорить можно.