>Выполняя чисто идеологическую задачу как-то оправдать авторитетом знания расхищение и деградацию народного хозяйства, они врут напропалую и замалчивают достоверные сведения о надвигающихся сломах, часто катастрофических. В 1998 г. к эфиру не допустили специалистов, предупреждавших о надвигающемся крахе пирамиды ГКО.
>Нас здесь интересует «перспективный экономист» А.Илларионов. Он даже в 1999 г. утверждал о якобы благотворных результатах реформы Кавалло. Это что – простодушие или верх цинизма? Более того, А.Илларионов настойчиво лоббировал схему Кавалло уже и в новом правительстве. Газета “Деловой Петербург” 25 мая 2000 (!) в статье “Илларионов фиксирует доллар” сообщает: “в опубликованной вчера экономической программе советник Президента РФ Андрей Илларионов предлагает введение в России “валютного управления” (currency board). Валютное управление предполагает установление фиксированного курса рубля по отношению к доллару США…”. О каком же профессиональном прогнозе может идти речь!
А чем сейчас отличается А.Илларионов? Вместе с другим «экспертом», А.Чубайсом, организует политические спектакли с "критикой планов реформы РАО ЕЭС" – так, что из массового сознания вытесняется сама суть проблемы. Два клоуна на арене цирка бьют друг друга по голове картонными кирпичами – вот что напоминают эти дебаты. Грустный арлекин Илларионов своими нелепыми нападками на план Чубайса уводит от главного – а зачем вообще надо расчленять эту большую, связывающую страну, системообразующую часть отечественной техносферы? Зачем надо "приватизировать рубильник"? Когда два якобы непримиримых оппонента спорят о том, "как" надо менять систему, уходя от вопроса "зачем" надо ее менять, сразу видно, что это сговор, наглый фарс.
Кое-что из биографии А.Илларионова (по материалам журнала «Итоги»).
>Андрей Илларионов родом из Питера, вырос в семье преподавателей. В 1983 году окончил экономический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) по специальности "Экономист, преподаватель политэкономии". В 1987-м окончил аспирантуру ЛГУ по кафедре экономики современного капитализма, кандидат экономических наук.
>С легкой руки тогдашнего министра финансов Бориса Федорова сразу после референдума о доверии президенту, 26 апреля 1993 года, Илларионов был назначен советником премьера Черномырдина, руководителем группы анализа и планирования при председателе правительства. Вместе с Федоровым Илларионов резко осудил операцию с обменом купюр 26 июля 1993 года и после тяжелого разговора с премьером попал более чем на месяц в больницу. После этого Черномырдин никаких заданий руководителю группы планирования не давал. В последующие полгода Илларионов встречался с премьером всего трижды и всякий раз сам выступал инициатором встреч.
>По мнению Илларионова, одной из главных причин поражения демократов на выборах 12 декабря 1993 года стала инфляция, в которой Илларионов винил тогдашних главу ЦБ и премьера. Он советовал премьеру отправить в отставку председателя Центробанка Виктора Геращенко. Считая, что после ухода Гайдара правительство "повернулось к полномасштабной бюрократической реставрации, к откровенному массированному лоббизму", Илларионов подал в отставку, обвинив Черномырдина в "экономическом перевороте". В ответ на это 9 февраля 1994 года он был уволен "за нарушение трудовой дисциплины": прогулял три дня, читая - без ведома премьера - лекции в Великобритании. С тех пор вплоть до назначения экономическим советником президента 12 апреля этого года Андрей Илларионов занимался чистой теорией - возглавлял Институт экономического анализа. При этом результаты исследований, порой сенсационные, позволяли ему периодически будоражить общественное мнение резкой критикой проводимой властями экономической политики.
>В январе 1996-го он подвергал сомнению правительственные планы покрытия бюджетного дефицита за счет доходов, получаемых из неинфляционных источников - например, на рынке госбумаг. Рост поступлений от продажи госбумаг с 1,6 до 2,6% ВВП, записанный в бюджете, Илларионову казался нереальным без допуска на рынок большого количества западных инвесторов. Однако такая перспектива, по его мнению, была чревата усилением нестабильности рынка государственных ценных бумаг: зарубежный инвестор чрезвычайно чуток к любым колебаниям политической конъюнктуры. Надо ли напоминать, как бежали западные инвесторы с рынка ГКО в 1998-м?
>В июне 1998 года Илларионов давал уничтожающую оценку планам выхода из финансового кризиса за счет 15-миллиардного кредита МВФ. По его мнению, предоставление такого кредита было бы авантюрой и со стороны МВФ, а правительственная антикризисная программа показывала, что у ее авторов нет ни адекватного представления о тяжести ситуации, ни необходимых планов по выходу из кризиса.
>Девальвацию рубля Илларионов считал неизбежностью и описал свой вариант программы выхода из кризиса: бездефицитный бюджет, законодательный запрет заимствований - как внутренних на рынке ГКО, так и внешних (евробонды, различные кредиты международных организаций), как федеральных, так и местных, радикальная реформа государственных финансов и денежной политики, введение системы, при которой денежная эмиссия будет на 100% обеспечена валютными резервами по официальному курсу. Эту программу позже начали осуществлять правительства Кириенко и Примакова.
>Надо сказать, что взгляды Илларионова мало изменились за последние годы. По его словам, он сформулировал себе семь экономических заповедей: "Не воровать, не печатать фальшивых (необеспеченных. - "Итоги") денег, не брать взаймы у своего населения, не занимать у иностранных кредиторов, полностью обслуживать долги, не заниматься валютным регулированием и вообще ограничить вмешательство государства в экономику и социальную сферу". Он всегда был против существования рынка госбумаг, за проведение политики "валютного управления", или currency board, означающей жесткое соответствие рублевой денежной массы, которая находится в обращении, объему валютных запасов страны. Он не перестает ратовать за резкое сокращение государственных расходов до 17-20% ВВП.
Из интервью А.Илларионова 14 апреля 2000г.:
>«Что касается соотношения, скажем, денежной базы и валютных резервов, то нынешняя политика Центрального банка очень близка де-факто к ситуации валютного управления - того, что хорошо известно под названием currency board. Хотя еще полтора года тому назад высказывались сомнения в том, что система currency board или валютного управления вообще когда бы то ни было будет применима к России, было высказано Виктором Владимировичем [Геращенко]. И непосредственно под руководством Виктора Владимировича осуществляется именно та самая политика, которая была подвергнута критике полтора года тому назад.»
А теперь мое мнение. Я не согласен с Илларионовым по очень многим вопросам. Мне не нравится его подход к пенсионной реформе. Я не являюсь сторонником currency board – эта политика имеет свои ограничения в применении, и не годится для крупных стран, относительно независимых от мирового рынка. Я считаю преувеличенными его страхи по поводу «голландской болезни». Я просто не считаю себя компетентным в проблемах экономики электроэнергетики, чтобы говорить, кто не прав в споре – Чубайс, Илларионов, или оба. Однако, уважаемый Сергей Георгиевич, Вам совершенно не надо делать вид, будто Вы не понимаете, зачем надо менять систему в электроэнергетике – не будете же Вы утверждать, что в ней все хорошо? Я понимаю, что Вы также как и я, некомпетентны в этих вопросах, но это не означает, что автоматически становятся некомпетентными все Ваши оппоненты. И еще со своей стороны утверждаю, что серьезный анализ причин провала currency board в Аргентине Вами и Вашими единомышленниками просто не проводился, для этого необходим некий минимальный уровень знаний, а не просто дежурные заклинания в адрес злобного МВФ.
Однако, всякого рода шуточки типа «грустный арлекин» я считаю совершенно неуместными со стороны человека, чьи собственные экономические выкладки вполне пригодны для того, чтобы потешать публику. Что и будет публике продемонстрировано в ближайшее время.