От Pout Ответить на сообщение
К Ольга Ответить по почте
Дата 28.02.2002 09:26:51 Найти в дереве
Рубрики Общинность; Манипуляция; Версия для печати

названия чувств-история души(народа),отраженной в словах


Ольга сообщил в новостях
следующее:46997@kmf...
>
> Приветствую.
>
> >Недавно мы собирали словарь смутного времени. А есть ли словарь
непереводимых слов - слов, не имеющих аналогов в иных языках, и
содержащих, если так можно выразиться, фундаментальные философские
воззрения? Интересно было бы использовать его как иллюстрацию
цивилизационных различий.
>
> То, что вы предлагаете, - прямо-таки лингвистическая тема:
> национальные концепты, или ключевые для культуры слова-понятия,
проблема их (не)переводимости на другие языки. Кроме `справедливости`,
`вольности`, можно назвать: `душа`, `правда`, `судьба`, `тоска` и др.

Приветствую. Понимаю, что вклиниваюсь по-дилетантски, просто хочется
привести пример разбора"истории души народа", выраженной в
названиях"первых чувств". Это очень грубый эскиз, вдобавок я
разговаривал с одним лосевцем("имяславцем" -М.Симоном), а оппонировал
злобный филолог РР. портивший нам нашу песню. По некоторым формальным
основаниям он был прав Но есть там канва, которую хочу засветить.
Генеральная идея насчет"психофизиологических оснований"для родственного
названия "первых"чувств и эмоций заимствована у психолога
Л.С.Выготского, он ее проводит в своей работе"Мышление и речь"(1932г).
Оттуда эти пары тоска-тиски,стыд-мраз, оттуда очень коротко о
_диалектике чувств_на примере зрения(активная и пассивная слепота.
называемая одним словом). Разумется у меня только кусочки этой
мозаики.(Описки и ошибки вроде той, что допущены мной первоначально в
написании латинского слова caecus, я сохранил). У Выготского она не
развернута в целостную концепцию, он был занята другими суперпроблемами.
Опирался по части филологии он в основном на Потебню. Каждая отдельная
ветвь, с той же"историей чувства зрения"(а затем и мыслительных
способностей), как они отражались в русских словах,заслуживает
обстоятельного отдельного разговора.

Ради чего велась эта игра - чтобы попытаться воссоздать уникальное
единство, свойственное именно данному(русскому)народу и языку. В нем
хорошо сохранились и следы упомянутых "пар", и стало быть в нем может
быть воссоздана(очень прикидочно)история, генезис и развитие"русской
души", отраженная в языке.

Три сессии дискуссии (указан адрес ее начала в ньюс-группе, она
ответвилась в треде"Честное слово")

=============

http://groups.google.com/groups?hl=ru&frame=right&rnum=21&thl=1455912999
,1455890518,1455846031,1455265475,1453671086,1453298885,1453235879,14523
25598,1452317743,1451631946,1451593725,1451205994&seekm=7u5d90%245sm%241
%40nnrp1.deja.com#link22


> есть он язык-то или нет :0)? Его-то переперли или сами с усами
>оказались?
>
Да конечно есть...такая знаковая система. Психофизиологически
фундированная.
Сразу взялись за "Аз есмь", а я предложил идти по канве, которая
привязана к истории души ( в т .ч. народа). Душа-то, она не такая
субтильная вещь, как "Я". Она под атрибутом мышления это просто то, что
тело под атрибутом притяжения.Спинозизм, теперь давайте расклевывать
по порядку возникновения ее функций и чувств.

Есть - стал быть разобрали.
Голод, первоначальное значение -желание, хотение вообще (тот же
корень,
что в жълдети - желать).
Какие еще элементарные чувства-

горе - то что жжет, мучит(этимология ясна - горыть внутре)
стыд - та же основа что и студить, от студ - холод.
Вторичное -срам,
позор.
абс.то же что с мерзкий - от мраз, то что знобит, морозит
гнев - та же основа что огнь, пылает
тоска - то что щемит, жмет. тъска -беспокойство(и производные
потом -
тщание и т.п)
радость, доброта, глупость - все это сыначала простые телесные
ражесть, дебелость, глухота
хватит и этого

Материализм ведет к выводу- есть такая партия!сами с усами, не
переперли!
история русской души в развитии зафиксирована в языке


==(2)===
...
Вот я и предложил спинозистский ход. Вы наконец дозрев до великой
немецкой
классической философии :о) - немецкий. Дранг нах остен - форвертс!

Теперь насчет души народа. По-вашему, народ почти есть язык (нет?это
пара?)
Вот я и наметил - "история души"в ее поначалу элементарных, затем все
более
развитых, но всегда органичных отправлениях. Чувства и ощущуния чем не
устроили?
Ну надо вообще-то не наскоком и выборочно брать, об чем речь. Но у нас
тут
в ньюсах формат не тот, чтоб растекаться мысию по древу, как Боян вещий.
С ощущений, а первого - осязания надо начинать. Там хороший языковой
контент, но имхо в латыни лучше чем в нашем родном осинном языке.
>
>>Есть - стал быть разобрали.
>>Голод первоначальное значение -желание, хотение вообще (тот же корень,
>>что в жълдети - желать).
>Ну, желуди только с голоду ели, в желудок их стало быть бросали :0)
Значит
>голод в желудке и первые желания там. Верно. С языком-народом не
поспоришь!
>
Затвердили. Есть=существовать, желать=оголодать и жаждать есть.
Первое стремление и первая сущность, как там по-гегелевски(да нет, вру
кажется).
Вообще-то не совсем вру. По Спинозе, стремление есть сама сущность вещи.
которой она определяется к действию туды-то и туды-то. Обратно сходится.
Тут еще просится прокинуть от тъска- зажатость(ср.тиски),
беспокойство ->
тщание-стремление.


>>Какие еще элементарные чувства-
>Во-во... тока не чувства. Мы с Вами за язык базарим. Какие
"элементарные"
>понятия необходимы языку, чтобы быть, стать, ПОЛНОЦЕННЫМ языком?

Ваш ход, товарищ маузер. Фихте, то есть.
Я играю за Баруха. История души(мыслящего в т .ч себя тела)

Скорее на
>основе этого набора понятий следует сравнивать языки между собой,
судить
>какой из них более развит и т.д. Филология может ответить на вопрос
какие
>понятия, откуда и как возникли в языке. А вот сколько их надо, какими
они
>ДОЛЖНЫ быть - это пожалуй к философии. Этот вопрос мне бы и хотелось
>рассмотреть.

А я что делаю. Но не может ваша филология (фря какая)ответить на
то,
откуда они возникли(исторически и реально, наверно тут как в биологии
филогенез повторяет онтогенез, если опять не вру).

Это будет кувыркание, как про Гегеля материалисты говорили, оторванной
от
тела "абсолютной идеи языка" в воздусях. Кувырк-кувырк через триады.
Не-ет, нельзя отрываться от реального генезиса души.

Для философии(она ж у вас = диалектике) я вот чего предложу. Нехай
она
отслеживает логику движения этих, как его, слов-понятий. Пример, такой
же
эскизный, как с именами первых чувств и ощущений.
Некоторые ощущения выражены в раздваивающихся из первичного
(слова!) надвое, а в основе (филолг.смысл)слова это отслеживается.
Сладкий-соленый элементарное видимо из первых таких диалектических
раздвоений. Основа слова - одна (это наверно просто "вкусный"было).
Яд и еда. Хвала и хула. Мнить(думать)и мнимый. Ну урод и урода(красота)

Таких пар я подобрал не одну, но лучше в латыни такие раздвоения
смотреть,
там язык такой ...мнэ-э...подобающий. Наш впрочем хорош для этого тоже.
Слепота активная и пассивная (невидимость и неспособность видеть)
- caelus. У нас сохранилось в выражении"слепая ночь". А у них - и
невидимый,
и незрячий сохранились значениями одного слова.

И так по всем направлениям, особенно интересно конечно со зрением
и потом умственными фунциями. А в конце мощный Спиноза ставит
дефиницию _аффекта вообще_. Afficio тоже сохраняет оба значения. От
аd-facio - это, с одной стороны, при-чинять, на-делять
с другой, вос-приять....блин, по памяти не могу вспомнить, там краше.
Аффект - испытывающий и испытуемый , оба значения в одном слове.
Короче, вот вам ваша диалектика(чуств)наскрозь всей истории души.

Во.

Сергей


==(3)====


>[...]
>>> Голод первоначальное значение -желание, хотение вообще (тот же
>>> корень, что в жълдети - желать).

> Затвердили. Есть=существовать, желать=оголодать и жаждать есть.

[...]
> Некоторые ощущения выражены в раздваивающихсфя из первичного
> (слова!блин) надвое, а в основе (филолг.смысл)слова это отслеживается.
> Сладкий-соленый элементарное видимо из первых таких диалектических
> раздвоений. Основа слова - одна (это наверно просто "вкусный"было).

Сладкий = и.-е. *suad-;
соль = и.-е. *sal-.
Что общего ?

> Яд и еда. Хвала и хула.

Последнее явление наз. энантиосемией.
Ср. в одних старорусских рукописях "поражение" = "победа",
в других "победа" = "поражение".

> [...] Слепота активная и пассивная (невидимость и неспособность
> видеть) - caelus.

лат. Caelus - персонификация неба (caelum), сын Эфира и Дня
(Dies, fem.).
Возм., имелось в виду caecus ?
Активную и пассивную слепоту различаете Вы, Сергей, будучи
испорчены немецкими любомудрами. Древние индоевропейцы
имели в языке массу энантиосемных и синкретических понятий.

> У нас сохранилось в выражении"слепая ночь".

В русской топонимике сохранилось слово, повидимому
родственное лат. caecus, а именно, <Чечера>, для обозначения
_слепого_ ответвления речного русла - то что на севере
называется <курья> (cf. фин. kuuri "глухой").
Так что осторожнее - Ваши универсалии не столь уж
универсальны !

> [...]
...
==========