Итак, в 2002 году вышли две новые книги С. Г. из серии "Тропы практического разума".
-------------------
Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать её наука. (Серия: Тропы практического разума.) - М.: Алгоритм, 2002. - 256 с.
Поражение СССР в "холодной войне" во многом вызвано тем, что влиятельные круги интеллигенции перешли на позиции буржуазной
идеологии. Несовместимость главных положений и мифов этой идеологии с социальной реальностью и культурными устоями России и сейчас
разрушительно влияет на наше общественное сознание и углубляет кризис. Для всех нас сегодня важно понять, как сложилась идеология
западного капитализма и каковы механизмы её влияния на общество. В книге рассмотрена роль науки и научного мышления в разработке
идеологии и методов убеждения, а также формы участия учёных в политическом процессе в качестве идеологов и экспертов.
Глава первая. НАУКА И ИДЕОЛОГИЯ.
Введение (3) .
Европейская наука. Идеология. Революция и Реформация. "Институт". Наполеон. "Число" против "качества". Школа "двух коридоров".
Наукообразность как залог убедительности. Воздействие идеологии на науку (11) .
Воздействие идеологии на познавательный процесс. Дарвинизм в его мальтузианской и немальтузианской формах. Конфликт как неотъемлемая
часть научной деятельности (Лысенко и генетика, Ж. Кювье и Жоффри, Пастер и Пуше, социобиология, креационизм и эволюционизм.) Роль науки в формировании и трансформации идеологий (19) .
Картина мироздания. Механицизм. Понятие свободы (21)
Свобода познания. Ориентация на истину. Объективное знание. Новое представление о пространстве. Обратимость и линейность. Механицизм, атомизм и легитимация политического порядка (29)
Человек как свободный атом. Равенство в рамках "войны всех против всех". Детерминизм. Рационализм и свобода. Нигилизм и страх (35)
Декартовский рационализм. Разрушение традиций. "Страх Запада". Минимальный объём иррациональности - необходимое условие свободы.
Нигилизм. Отчуждение человека от природы. Идея прогресса в идеологии (45)
Прогресс. Добро ли знание как таковое? Выбор между истиной и Христом. Религиозные ценности основоположников капитализма (Вебер).
Деньги ради денег, знание - ради знания. Общество потребления. Противоречие между идеей прогресса и социальной политикой. Наука и современный язык (55)
Логосфера. Язык как средство подчинения. Язык науки. Рациональный язык. Десакрализация. Слова-"амёбы". Эйдосфера. Географические
карты как мощное средство воздействия. Числа. Calculating spirit. Приспособление методологии науки к целям идеологии (63)
СМИ: "дитя брака науки и искусства". Редукционизм. Классификация. Модели. Метафоры. Теории. Идеологическое значение авторитета науки. Участие учёных в политическом процессе (69)
Просвещение как философское и культурное течение. "Энциклопедия". "Приручение" высшей научной элиты. "Профессионал" против
"кухарки". "Специалист" - "образованный невежда" (Ортега-и-Гассет). Наука как легитимирующая сила. Мировое научное сообщество.
"Головы, повернутые на Запад". Эксперименты Мильграма как демонстрация силы авторитета науки. Философия науки и идеология (81)
Неолиберализм. "Государство принятия решений". Латиноамериканский феномен: позитивизм и "наука-церковь". Пример большой идеологической программы: легитимация экономики свободного предпринимательства (85)
Общество-машина. Мальтузианство. Социал-дарвинизм. Генетика как обоснование необратимого социального неравенства. Расизм. Всплеск
социал-дарвинизма в перестроечном СССР. "Вырождение нации". "Сильные" и "слабые" (Амосов). Оппоненты: Роза Люксембург, Бродель,
Леви-Стросс. Противоречат ли идеологические функции науки нормам познавательного процесса? (99)
Неполнота научного знания. Замена реального объекта его моделью. Неявное знание в суждениях экспертов. Кризис методологий.
Литература (55 источников, в т. ч. Вебер, Пригожин, Кропоткин, Бердяев, Лосев, Ницше, Хайдеггер, Ортега-и-Гассет, Ясперс).
Глава вторая. ПОЛИТЭКОНОМИЯ ИНДУСТРИАЛИЗМА: СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ И НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА.
Введение (117) .
Политэкономия и хрематистика.
Антропологическая модель и собственность (атом-индивид и рыночная система).
Модель Адама Смита и механика Ньютона.
От механики к термодинамике.
Политэкономия и эволюционизм
Кейнсианская революция.
Неолиберализм: возврат к истокам
Глава третья. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - ЭКОНОМИКА - ЭКОЛОГИЯ (138)
Рыночная экономика и природа: формулировки конференции Рио-92.
Идеологические основания экономической логики рынка.
Отношение "человек - природа": взгляд из политэкономии
Распределение ресурсов между поколениями
Внешние эффекты экономической деятельности - externalities
Постулаты хрематистики в политэкономии марксизма
Марксизм и экологический взгляд на экономику
Глава четвертая. ЭКСПЕРТНОЕ СООБЩЕСТВО РОССИИ: ГЕНЕЗИС И СОСТОЯНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ (круглый стол 14.04.2000 в редакции "НГ") (172)
ЭКСПЕРТЫ И ИДЕОЛОГИЯ (173)
Эксперты и специалисты. Генезис экспертного сообщества ельцинской России. Легитимация больших политических решений: принятие Россией
программы МВФ.
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ЭКСПЕРТОВ (184)
Антидемократизм экспертов. Антиэтатизм экспертов. Этический нигилизм экспертов. Социал-дарвинизм как основа антропологической
модели. Аутизм как методологический принцип.
ЭКСПЕРТЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА "ОСНАЩЕНИЕ УМА" (208)
Эксперты и разрушение логического мышления. Отход от здравого смысла. Редукционизм и стереотипизация проблемы. Нарушение критериев
подобия. Тоталитаризм утверждений. Создание некогерентности. Манипуляция словами и образами. Манипуляция числом и мерой.
ЭКСПЕРТЫ И БОЛЬШИЕ ТРАВМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ (234)
Откровенная ложь (западные "кооператоры", трактора в СССР, рост смертности и Гайдар, сельское хозяйство в царской России и в СССР).
Не прямая ложь, а умолчание (СПИД в Элисте, нитратный психоз, смертная казнь).
Внедрение ложных понятий.
Ложные концепции.
Ложное обоснование изменений.
Замалчивание намерений и проекта.
Создание мифов.
*****
Кара-Мурза С. Г. Евроцентризм: эдипов комплекс интеллигенции. (Серия: Тропы практического разума.) - М.: Алгоритм, 2002. - 256 с.
В ходе колониальных захватов и становления современного Запада сложилась система идеологических мифов, названая евроцентризмом . Он утверждает, что Запад - единственная цивилизация, прошедшая в своем развитии "правильный" путь ("столбовую дорогу"),
который неизбежно должны пройти все остальные культуры и цивилизации. В конце этого пути всё человечество обретёт одну и ту же
"правильную" систему хозяйства и общественного устройства по типу Запада. В 70-80-е гг. большая часть советской интеллигенции попала
под влияние этой идеологии, а в годы перестройки евроцентризм негласно стал идейной основой официальной политики. Это способствовало
поражению СССР в холодной войне и катастрофическому кризису в России. В книге рассмотрены главные мифы евроцентризма и их
преломление в идеологии перестройки и реформ в нашей стране.
Введение. ПЕРЕСТРОЙКА - ЧАСТЬ ОБЩЕГО КРИЗИСА ИНДУСТРИАЛИЗМА.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЕВРОЦЕНТРИЗМ КАК МЕТАИДЕОЛОГИЯ ЗАПАДА
Глава 1. Основные мифы евроцентризма.
(Запад как христианская цивилизация. Запад - продолжение античной цивилизации. Технологический миф. Миф о человеке экономическом.
Миф развития через имитацию Запада. )
Глава 2. Евроцентризм как культурная предпосылка расизма
Глава 3. Евроцентризм и оправдание двойной морали
Глава 4. Евроцентризм и внеисторичность мышления.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЕВРОЦЕНТРИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИИ
Глава 1. Евроцентристские мифы о России - оружие перестройки.
Глава 2. Евроцентризм и деструктурирование России.
Глава 3. Миф "свободы" в процессе перестройки России.
Глава 4. Евроцентризм в России: от мифа свободы - к новому витку тоталитаризма.
Глава 5. Евроцентризм и новое представление о собственности для России.
ПОСЛЕСЛОВИЕ.
Литература (40 источников, в т. ч. Вебер, Гоббс, Тойнби, Самир Амин, Иоанн Павел II, Леви-Стросс, Конрад Лоренц, Маркузе, Сахлинс,
Адам Смит).