От Максим Ответить на сообщение
К Георгий
Дата 12.03.2002 23:29:16 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Манипуляция; Школа; Культура; Версия для печати

Молодцы! Отличная книга. Много ценного. Дополнение к словам Тамерлана Айзатулина

Диалектика, которую нужно вдалбливать еще с дет. садов в сознание. Не существует одногранных, однобоких, однозначных явлений.


Отрывок из постинга Тамерлана Айзатулина ( http://vif2ne.ru/nvz/forum/archive/30/30905.htm):

"Тамерлан:
У нас это была - позволительная расточительность, или расточительность третьего-четвертого порядка, или расточительность как недостаток,явлющийся продолжением наших достоинств, убери недостаток - потеряешь достоинство (что, собственно, и случилось в перестройку в целом со страной). Последнее, хотя им наполнена жизнь, бывает непонятно людям "недиалектичным" и, конечно, преднамеренным. Какой бы дать пример, из общечеловеческих? Вот: истеричные женщины имеют потрясающие сексуальные достоинства, как многим известно. Излечиваешь ей истеричность, а она в течение этого же месяца превращается в тюфяк (говорят, что то же самое с туберкулезницами, но такого опыта я не имел - в Совке их не было).
Дело еще в том, что советский народ не был религиозным, а именно: он не признавал богами Гусинских и Березовских, ради обогащения которых надо крохоборствовать и которым надо отдавать свое достояние, приносить человеческие жертвы, восхищаться и поклоняться. Краеугольный недостаток этой, антисоветской экономики - непозволительная жизнерасточительность! Вот это у нас - непозволительно! Но у нас вдвойне непозволительно, чтобы жизнь расточалась или обогащалась по классовому признаку и втройне - по этноконфессиональному признаку.
Вот чтобы переключить внимание людей на ловлю блох и затевается здесь пинг-понг: у вас лампочки Ильича днем горели - а у вас ночью, когда спать надо, нью-йорки огнями залиты - ах, покушение на демократию!…. у вас металл не экономился, ресурсонесбережение - а у нас металла до хрена, но дорог нет, а у вас в упаковки весь не ваш лес изводился, грабители колониальных народов! - сами вы тюрьма народов и империя зла! И т.д.
Тьма форумов, где религия - мамона, а икона - унитаз, есть и с шестипрограммным управлением: сиди обсуждай - не хочу. Здесь надо.
Среди прочих есть у нас здесь мораторий и на антисоветизм (хотя бы потому, что мы не бьем лежачего, мы не "новые русские", но и по массе других причин). Значит ли это, что здесь нельзя разбирать советские изъяны и непозволительности? Да мы, в основном, этим и занимаемся. Но, во-первых, по науке, а не по политиканству. А во-вторых, прежде или между строк, или в новых строках снова мы обозначили, что жизнерасточительность власти блока олигархов, предателей, либералов и уголовщины - непозволительна, перед нею меркнет советская ресурсорасточительность, но разберемся и в ней, потому что России надо защитить от покушения либералов и сохранить свое культурное ядро, надо "уцелеть и продолжить свой независимый рост", как сказал Менделеев, а не расчленяться на 15-89 вассальных кому-то и враждующих кусков, как сказали Сахаров и либералы и как они делают. И ради чего ведутся иной раз антисоветские изыскания.
Наконец, третье, очень важное, затронутое Игорем. Игорь прав - тут нужен принцип медицинский и научно-экологический (не путать с политэкологией): Не навреди! Даже аппендикс не удаляют. С ним и помру. Но вот он воспалился, аппендицит, вот-вот перитонит. У России - перитонит. Гной надо выскребать (аппендикс безо всяких обсуждений удалять), антибиотиками обрабатывать, потом - антиантибиотиками, организму помогать. Но врачи обследуют и весь организм. Мне после инфаркта столько помимо кардиологии в эпикриз понаписали, что и начинать лечиться бессмысленно (в почке опухоль, в глазах катаракта и т.д. - только плоскостопие не заметили и асимметрию носа). И вот такое всестороннее исследование надо проводить. Прежде всего - чтобы знать и чтобы потом не навредить, боясь навредить.
Игорь прав с "шилом на мыло". И я прав: комплексы недостатки-достоинства есть. Но в них надо научиться разделять безусловные и условные комплексы. Многие наши "недостатки" (актуально - затрудненность модернизации во всех православных странах) - неразделимо завязаны в комплексе с безусловными достоинствами и основаниями православия, лежащего в культурном ядре России (альтруизм, нестяжательство, терпимость и т.п. - и на этап вынужденно форсированной модернмзации России-СССР Сталин отодвинул православие с другими конфессиями на третий-четвертый план, однако вектор своего коммунизма выправлял коллинеарно православному вектору, что, собственно, и вызвало в конце концов ненависть еврокоммунистов, именно это они считают "нечеловеческим лицом", "необщечеловекством", "неправильностью России" что царской, что советской, что постсоветской - будут считать, как используют. Какой, к черту, коммунизм был у сербов? Православие).
Безусловным я считаю и тот комплекс недостатки-достоинства, с которым тесно связано своеобразие русского характера, симпатичное не только нацменам России и комплементрирующее их (что бы там ни вопили ищущие выгод нацисты, втихаря признающие достоинства русских), но и европейцам: некичливость, отмеченная Менделлевым как главная черта русских, "взятых в целом", скромность (ущербный фактор в наш век саморекламы), простота ("хуже воровства"), доверчивость (провокатор мошенничества), немстительность и ненормальная доброта к побежденным врагам и даже к вдруг маленько пострадавшему врагу-победителю, как мы видим сегодня по США,то же нестяжательство(стяжательство, откровенно говоря, и самим европейцам противно), некрохоборство и широта души и т.д.
Следующий трудный момент, тесно связанный с Игоревыми размышлениями - типа корреляционного закона Шмальгаузена в биологии. Вот ты баран, корова или лошадь - и твои наружные белки могут выстроиться только в определенный комплекс: копыта, а не когти, шерсть, а не чешуя или хитин и т.д. А вот ты хищник - и не может у тебя быть рогов и копыт. Это только люди рисовали единорогов с рогом и когтями одновременно, да русский коммунизм с "достоинствами" капитализма одновременно.
И последнее в тексте,но первое в нашей жизни. Условный комплекс недостатки-достоинства: ни одна сфера нашей жизни, ничто в ней от космических станций до трусов не может быть адекватно оценено без учета условий "военного быта", в которм мы живем на проятяжении фактически непрерывной столетней горяче-тепло-холодной войны (1905-2005). Билл поднимал вопрос: какие были чулки и трусы у наших женщин? Они были строго соответственными (адекватными) характеру войны на ее разных этапах, т.е. толщина их была обратно пропорциональна абсолютной температуре войны. В ВОВ и послевоенную разруху это были теплые толстые трусы (байковые чтоли? И с начесом?), в хрущевскую теплую войну - тонкоматерчатые, в холодную 1980-х гг - тонкие синтетические прозрачные для любовника, сейчас, в холодную капитуляцию России, я вижу на экране нулевые трусы и даже - минус трусы: частичная и полная выбритость на их бывшем месте. Так и все остальное. (Наши обсуждения и оценки экономических цифирей и деталей, правовых, культурных и всех остальных без учета вынужденного "военного быта" России есть невольное или вольное мошенничество). Вычленить советские "недостатки-достоинства", обусловленные войной и "военным бытом" (сюда теперь отношу, хотя бы частично, и религиозную недостаточность - новый опыт доказал), очень сложно, да никто этим и не занимается. А вдруг мы не мытьем, так катанием добьемся долговременного "мирного быта" - зря чтоли на такие жертвы пошли? Что из этих условных "недостатков-достоинств" нужно тогда и можно устранить? Мы и представления не имеем".



А вот что пишут в 17-ой главе эти, несомненно, очень умные женщины:

"Конечно, неформальными контактами пронизана жизнь в любом обществе, но в России за счет того, что их множество, общественная ткань очень плотная. По сути это и есть общинность.

Другое дело, что она бывает как бы разных сортов, разных уровней: стадность, коллективизм, соборность. И, выражая неприязнь к общинности, называя ее стадностью, обычно имеют в виду или нижний уровень (толпу), или средний, когда он граничит с нижним. Подобных примеров в советское время было хоть отбавляй. И, конечно, когда человек сталкивается с такими уродливыми проявлениями, ему хочется их искоренить.

Быть может, тема искоренения нам знакома несколько больше, чем многим нашим читателям. Когда проблемного ребенка приводят на консультуцию, родители, как правило, надеются, что специалист устранит, т.е., искоренит недостаток: застенчивость, лень, упрямство, агрессивность.

- "Он у нас такой тихий (или, наоборот, слишком развязный), -говорят они. - Вот мальчик на лестничной клетке, его ровесник, ну, совсем другой!

И за этими жалобами отчетливо или смутно угадывается мольба: "Пусть он будет как тот! Пусть
будет другим!"

Думаете, мы скажем сейчас, что они хотят невозможного?

- Нет, все возможно. Подавляешь волю ребенка разными психолого-педагогическими приемами (или, если использовать модное словечко, технологиями) - и вчерашний драчун превращается в тишайшее, кротчайшее существо. Сломленное, правда. Не совсем живое. Словно замороженное. И, соответственно, безынициативное, равнодушное. Родители на такого ребенка не могут смотреть без слез и мечтают уже о том, чтобы он вернулся в свое обычное состояние. Пускай будет драчуном, лишь бы самим собой, прежним! Яркие примеры такого "перерождения" - это дети после длительного пребывания в больнице отрыве от родителей. И, конечно, жертвы тоталитарных сект, где человека перекодируют, предварительно полностью подавив его волю. Так что путь ломки и искоренения недостатка далеко не самый удачный. Мало того, он чреват множеством опасностей

Продолжим пример с агрессивностью. Кто-то может сказать:

- Да, родителей, конечно, неестественная кротость ребенка огорчает. Зато окружающие вздохнут с облегчением.

Но, условно говоря, волк не может долго находиться в наглухо зашитой овечьей шкуре. Рано или поздно он начнет задыхаться, и когда приступ удушья будет грозить ему гибелью, зверь в неистовой ярости разорвет не только опостылевшую овечью шкуру, но и всех окружающих. И снова предстанет в обличьи волка. Однако теперь это будет взбесившийся, а значит, еще более опасный волк.

Что же делать? Оставить агрессивного человека в покое? Пусть будет такой, как есть, чтобы близкие хватались за голову, а чужие шарахались?

- Нет, тоже ничего хорошего. Тогда где выход?

Самый, как нам кажется, продуктивный путь, это не искоренять недостаток, а... превращать его в достоинство. Ведь если разобраться, то практически в любом недостатке заложен потенциал достоинства, нужно только перевести этот недостаток на новый, более высокий уровень, возвысить его. Возьмем все ту же агрессивность. Плохо? - Плохо. Но если человек не дерется с кем попало, а возвышается до активного защитника слабых, его агрессивность переходит в разряд достоинства, элевируется. Или, скажем, жадность. Это, конечно же, порок, а для нашей культуры особо тяжкий. Но элевированная жадность становится бережливостью, что уже воспринимается со знаком плюс. Застенчивость, переведенная на более высокий уровень, преображается в скромность, высокомерие - в чувство собственного достоинства, слабоволие - - в умение идти на компромиссы (в идеале такой человек может стать миротворцем), упрямство - в упорство, анархизм - в творческую самостоятельность. Каждый может мысленно продолжить этот перечень.

Мы много раз шли по такому пути, работая с трудными детьми и подростками. И получали отрадные результаты. Свой метод повышения уровня личности, возвышения души мы называем психоэлевацией. И думаем, что основные принципы такого подхода стоило бы перенести - естественно, творчески, с поправками - на общество.

Так что отвергать, искоренять общинность в России - занятие бесплодное и небезопасное. Лучше подумать, как ее элевировать, чтобы она не деградировала в стадность, не регрессировала до воровских банд, не вырождалась в тоталитарное подавление личности.

Если же продолжать упорствовать, то наши дети, обреченные на жизнь в противоестественных для нашей культуры условиях, непременно нам отомстят. И отомстят быстро и страшно".