|
От
|
Pout
|
|
К
|
Pout
|
|
Дата
|
24.02.2002 21:31:41
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Б.Ф.Поршнев о войне и др.(*)
Предуведомление. Поршневцы сидят в разных концах сети, работы его часто
объемные и специальные, поэтому во избежание недовольства - нет желания
"копать" - не копайте.
с ходу ссылка, см. также внизу - упомянутая фундаментальная работа. Ее и
рекомендуется смотреть
=====
http://www.russ.ru:8080/univer/biblio/vite/vite_02.htm
...
Наиболее обстоятельно Поршнев изложил эволюцию связей, объединявших
человечество в единое целое, в докладе Мыслима ли история одной страны?
{5}. ".
В этом докладе Поршнев выделяет "три вида связей между человеческими
общностями":
"Первый вид состоит преимущественно во взаимном обособлении от соседей.
История, начиная с первобытности, была всемирной преимущественно в этом,
негативном смысле: культура и быт любого племени развивались путем
противопоставления своего чужому. Каждая популяция не только при
возможности отселялась от соседей, но главным образом ввиду
невозможности отселиться обособлялась всем - начиная от говора и утвари.
Каждая знала, конечно, лишь своих ближайших соседей, но
культурно-этнические контрасты с соседями создавали всеобщую сеть, ибо
ни одна из них, конечно, не жила в изоляции" {6}.
Ниже, в следующих разделах, будут изложены результаты поршневских
исследований, касающихся биологических и социально-психологических
предпосылок такого взаимного "отталкивания".
"Второй вид всемирно-исторической связи развивается как своего рода
антитеза предыдущему. Во всем этом многообразии локальных культур можно
ли найти общий знаменатель? Да, таковым оказывается война. Качественные
различия переводятся войной на количественный язык: кто кого, кто
сильнее. [...] Войны или политическое равновесие между государствами
становятся надолго важным выражением мировой истории. Но и этот вид
взаимосвязей касается лишь соседей. [...] Этот цепной вид всемирности
царил до нового времени" {7}.
Поршневский анализ войны как специфического "свойства" человека будет
рассмотрен ниже, в следующих разделах.
...
В заключение темы единства истории приведу одно характерное
методологическое замечание Поршнева:
"Подлинный историзм должен всегда видеть целый процесс исторического
развития человечества и, сравнивая любые две точки, соотносить их с этим
целым процессом. [...] Только такой взгляд дает мировой истории
подлинное единство. Тот, кто изучает лишь ту или иную точку
исторического прошлого или какой-либо ограниченный период времени, - не
историк, он знаток старины и не больше: историк только тот, кто, хотя бы
и рассматривая в данный момент под исследовательской лупой частицу
истории, всегда мыслит обо всем этом процессе" {42}.
==========
продолжение
http://www.russ.ru:8080/univer/biblio/vite/vite_03.htm
=============
Главный труд Поршнева, подводящий итог его исследования в области
антропогенеза и намечающий программу дальнейших исследований, - О начале
человеческой истории (Проблемы палеопсихологии) - вышел в свет через два
года после смерти автора - в 1974 году.
(42} О начале человеческой истории (Проблемы палеопсихологии). - М.:
Мысль, 1974. С. 24, 25. Ср.: О начале человеческой истории. Философские
проблемы исторической науки. - М.: Наука, 1969. С. 95.