От Александр Ответить на сообщение
К Ф. Александер Ответить по почте
Дата 12.02.2002 10:16:44 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

Не понял.

>Ну, сразу очевидно, что в одних таких структурах наследуется "воспроизводящий механизм" из других структур, например армия -> пионерский лагерь, стройотряд -> картошка, партия -> комсомол. Не могли бы распределить предложенные структуры по уровням наследования? Выделить самый верхний уровень? Как-то обозначить его?

"Воспроизводящий механизм" всегда один и тот же - ритуалы. Что в Армии с ее присягой и формой, что в мединституте с его клятвой гипократа и белым халатом. "Преклони колена, шевели губами в молитве и ты уверуешь". Уверуешь что ты солдат или доктор. И общество с его солдатами, докторами и прочими общественными ролями воспроизведется в следующем поколении.

Голосуя на выборах председателя совета пионерского отряда ты принимаешь участие в ритуале конкуренции, потому что учительница объясняет что "меньшинство подчиняется большинству" и об одной воздержавшейся девочке никто и не вспомнит; или солидарности, когда у воздержавшихся или проголосовавших "против" учительница начинает допытываться почему они не "за" и если воздержавшаяся девочка скажет что свежеиспеченный председатель ее за косички дергает то о победе в только что прошедших выборах никто и не вспомнит. Даже сам победитель.

В первом случае воспроизводится общество в котором идет "Война всех против всех" и "победитель забирает все". Во втором - общество в котором "Один за всех и все за одного". Первое общество ставит на кон демократического голосования выживание сограждан, а для второго право на жизнь - свято и никаких голосований по вопросам жизни и смерти не допускается. Вот так они и воспроизводятся, общества то.

Проблема в том что норма о подчинении меньшинства большинству записана в законах, уставах, руководствах и учебниках - хромосоме общества, а норма об учете интересов всех лишь в традициях, в традиционных понятиях старой учительницы, которая родилась и выросла в деревне, и напрочь отсутствует в понятиях молодой учительницы, всю жизнь прожившей в городе. Первая присутствует всегда, аккуратно воспроизводится и передается от поколения к поколению, вторая без отбора теряется.