От Андрей Кирсанов Ответить на сообщение
К Almar Ответить по почте
Дата 09.02.2002 10:49:01 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; История; Либерализм; Ссылки; ... Версия для печати

Re: не смешивайте...

>>Однако в своем труде «Столп и утверждение истины» он не пошел по научному пути, а с помощью дешевых софизмов стал доказывать, что истина есть антиномия (противоречие). То есть черное – это белое. И все это только для того, чтобы оправдать ряд нестыковок в священном писании. В конечном итоге же расщепление сознания, к которому приводят подобные заморочки, принесло людям больше вреда, чем вся польза от его в общем то правильного морализаторства.

Антиномии не Флоренский придумал. Несколько раньше это сделал Кант (был такой философ). Логически можно доказать как тезу, так и антитезу любого утверждения -- откуда следует вывод об ограниченности разума (человеческого), и о необходимости ... веры, т.е. иного, выходящего за эти ограничения, способа познания.

Религиозная вера носит антиномический характер. Антиномично и христианство, основополагающие истины которого "антиномичны" -- таков например "христологический" догмат, утверждающий о "неслитном соединении" в Иисусе Христе двух ипостасей - божественной и человеческой, таков и "тринитарный догмат" - о единстве Бога в трех Лицах... Эта антиномичность в христианстве имеет принципиальное, структурообразующее значение, она присутствует даже в церковных песнопениях. Так например, о Богородице поется, что она есть "Бога невместимого вместилище", что она есть "невеста неневестная", "девство и рождество совокупившая" и т.д. Таково же и отношение, например, и к иконе - Бог, изображенный на иконе, остается, тем не менее, неизобразимым и неописуемым...

На эту сторону религиозного познания и указывал Флоренский (также как впрочем и многие другие богословы до него). При этом ничего от себя он не добавлял (и не старался добавить), а лишь раскрывал и исследовал то, что было присуще христианству изначала (основы этому были заложены еще Дионисием Ареопагитом в его знаменитой апофатическом, т.е. "отрицательном", богословии).

И никакого "морализаторства" у Флоренского нет - как нет его вообще в религии. Но, в любом случае, это не оправдывает преследования, которым подвергли его коммунисты. Летом 1928 г. Флоренского ссылают в Нижний Новгород, но в том же году, по хлопотам Е.П.Пешковой, возвращвют из ссылки. В начале тридцатых годов против него развязывается кампания в советской прессе со статьями погромного и доносительского характера. 26 февраля 1933 г. последовал арест и через 5 месяцев, 26 июля,-- осуждение на 10 лет заключения. С 1934 г. Флоренский содержался в Соловецком лагере. 25 ноября 1937 г. особой тройкой УНКВД Ленинградской области он был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 8 декабря 1937 г.