От полковник Рюмин Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 14.02.2002 00:52:45 Найти в дереве
Рубрики Крах СССР; Образы будущего; Либерализм; Модернизация; Манипуляция; ... Версия для печати

О масштабе антисоветских настроений (в связи с нашим живым классиком)

Известно, что наш великий писатель А.И.Солженицын был «раскручен» в качестве такового если не синхронно, то, во всяком случае, двусторонними усилиями. Сперва Никита Сергеевич поддержал молодого начинающего писателя, помог ему выйти в люди, оказал ему высокое доверие (а он, стервец, его не оправдал). Затем уже ЦРУ, использовало отработанные в шоу-бизнесе методики «делания звезд». С.Г.Кара-мурза о технологии рекламных и пропагандистских кампаний пишет подробно: тут нельзя рассеивать внимание публики на множестве примеров, а фокусировать на конкретных героях, формируя их яркие образы.

Разумеется, стать такой «звездой» мог далеко не каждый. В первую очередь, требовалось, чтобы человек уже стал бы каким-то образом известным, желательно, но необязательно, чтобы о нем знали и за границей. «Заметной» должна быть личность, пригодной для создания яркого имиджа. Тут постарался Никита Сергеевич и это условие обеспечил. Опять же, мотивы их преследования должны были вызывать заведомое сочувствие в глазах западной общественности. Скажем, инакомыслящий литератор мог вызвать симпатии публики, а вот офицер, стрелявший в Брежнева — ни в коем случае. И направление инакомыслия должно было соответствовать общей политике Запада и его пропагандистской стратегии на данный момент. Поэтому в одних случаях было выгодно поддержать советских баптистов, в других — пацифистов или «борцов за права человека», в третьих — евреев-отказников, стремившихся эмигрировать.

И органы, а также наших политпропагандистов такой подход западных оппонентов вполне устраивал. Поскольку позволял поддерживать представление о «жалкой кучке» диссидентов, которых можно по пальцам пересчитать. И к тому же, изображать дело так, будто инакомыслие относится лишь к кругам творческой или научной «элиты» — то бишь является порождением «зажравшегося» высшего общества, оторвавшегося от народных масс и ничего общего с ними не имеющего.

Самим американцам это тоже было выгодно. Их пропаганда для внутреннего пользования ведь даже по форме не была антисоветский, она имела четко выраженный антирусский характер. Технологии заштамповывания мозгов вообще не приемлют полутонов, и для создания полноценного образа врага — «русских», следовало исключить какие-либо поводы для симпатий ко всему народу. Поэтому была тут же подхвачена советская официальная установка о мизерном количестве диссидентов, являющихся среди русских уникальным исключением из правила. Да и вообще, американцы предпочитали выдвигать на первый план инакомыслящих других национальностей — евреев, прибалтов, кавказцев, даже украинцев, чью борьбу можно было бы трактовать как борьбу «против русских».

Однакож факты показывают, что теории о «жалкой кучке отщепенцев» не очень-то согласуется с действительностью. Просто на виду оказалась лишь ничтожная часть целого. Например, мы знаем одного Солженицына, а он в предисловии к «Архипелагу» указывает, что в сборе и подготовке материала для этого толстенного сборника тюремного фольклора ему помогали 227 человек. А сколько было тех, кто в период неприятностей, которые были у писателя с властями в 1965-1974 гг., прятали у себя его рукописи и архивы, розданные по частям? Были те, на чьих квартирах и дачах он отсиживался и дописывал книгу, переезжая с места на место. Были те, кто помог переправить ее за рубеж и обеспечил публикацию. Была, наконец, пожилая ленинградская машинистка, распечатавшая «Архипелаг» и оставившая себе экземпляр на память. Ее арестовали, и она, измотанная непрерывными допросами, рассказала о тайнике с этим экземпляром. А потом, сочтя, что совершила предательство, повесилась...

Или такие факты - во время перестройки нам поведали про капитана 3 ранга Саблина, устроившего угон корабля из политических соображений, но ведь пошла за ним и вела корабль в нейтральные воды практически вся команда «Сторожевого». Мы знаем, что существовал фонд помощи политзаключенным, который возглавлял Гинзбург — но кроме средств, поступавших из-за рубежа от (через) Солженицына, внутри СССР было собрано в этот фонд 70 тыс. руб. При средней интеллигентской зарплате в 140 руб. можно представить, сколько народу приняло участие в этом. Вспоминается, как опять же во время перестройки по разным изданиям бродил текст «Письма КГБ в ЦК КПСС и Генпрокуратуру СССР», в котором говорилось, что за 1968-72 гг. органами «профилактировано» больше 13 тысяч человек (политически вредных элементов). Это ведь только выявленные и выловленные...