|
От
|
Вашкевич Виктор
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
17.02.2002 13:54:29
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
День длинных ножей - 4
ДЕНЬ ДЛИННЫХ НОЖЕЙ - 4
Кадры решают все.
И. Сталин.
Итак, в 1934 году Капица, - с закупленным Советским
правительством за 30 тысяч фунтов стерлингов
оборудованием Мондовской лаборатории, - вернулся в Москву
и в построенном Институте Физических проблем,
переквалифицировавшись в криогенщика, стал заниматься
проблемами глубокого охлаждения.
Вот как связанные с этим вопросы видит автор
книги "Почерк Капицы" Добровольский (стр 78):
# Первой проблемой Института физических
# проблем был жидкий гелий.
# Тут будет много вопросов. Почему гелий?
# И почему жидкий? И главное - чем объясняется
# переход Капицы от сверхсильных магнитных полей,
# принесших ему мировую славу, к проблемам простейшего
# одноатомного газа без цвета, без запаха, к тому же
# химически недеятельного, почти инертного?
# Казалось, гелий достаточно изучен. Ничто не
# предвещало крупных неожиданностей, соответствующих
# размаху Капицы....
Да и действительно. Как мы уже выяснили раньше,
для европейской науки проблемы ожижения газов
не были "терра инкогнито". Фарадей вопросами ожижения
занимался еще в 1823 году, возвращался к этим
экспериментам в 1826году, и вновь - в 1845...
Фарадей в своих опытах получил в жидком виде
ряд газов, которые до того времени не поддавались
ожижению. После опытов Фарадея оставались еще
так называемые "постоянные газы", такие как кислород
и азот, но и они в 1877 году усилиями Кальете и Пикте
были сжижены. Используемый для ожижения двигатель
назвали детандером, а основанный на этих научных
достижениях все возрастающий поток заявок на
"вечные двигатели" заблокировали теорией Эйнштейна.
Так обстояло дело в науке в развитых капиталистических странах.
Но развивающаяся по планам индустриализации промышленность
Советского Союза перед советской наукой ставила задачи,
решение которых должно было вывести на решение
проблемы "вечного двигателя". Надо понимать так,
что именно для того и заявился в Москву Капица
из Кембриджа, чтоб предотвратить такой ход развития
науки Совдепии.
Вот и проследим по книге Добровольского "Почерк Капицы",
какими приемами пользовался Капица для исполнения
своей миссии. Добровольский, как журналист, добросовестно
излагает известные ему факты, а наша задача - эти факты
сложить в соответствующую концепцию. Читаем со страницы 100:
# Создавая свой институт, Капица считал подбор
# кадров основным вопросом. До сих пор на работу
# в "Физпроблемы" принимает сам директор.
# С самого начала в Институте физпроблем были
# установлены удивительные порядки.
# .... Кончилось тем, что Капица
# победил Наркомфин, доказав необходимость упрощенной
# финансовой системы. Функции отдела кадров взял на се-
# бя он сам, а вместо пяти бухгалтеров оставил одного
# опытного...
И кадры подбирал Капица весьма специфично (стр. 103):
# Один бывший его аспирант рассказывал,
# что Капица не обращает внимания на тихих
# людей. Для того чтобы он обратил внимание,
# нужно сделать что-нибудь необычное.
# - Ну, например, разбить в институте все
# окна, - сказал аспирант, подумал и добавил:
# - Или, по крайней мере, прийти пьяным на
# заседание Ученого совета.
А вот очень интересный случай, показывающий принципы
подбора кадров Капицы, описывается на странице 13.
Добровольский берет у Капицы интервью:
# -- Петр Леонидович, почему вы стали
# физиком?
# Он отреагировал необыкновенно быстро.
# Почти мгновенно.
# --То есть как "почему"? Почему люди
# становятся физиками? --Засмеялся и замор-
# гал часто-часто. --Я редактирую "Журнал
# экспериментальной и теоретической физики",
# в прошлом году к нам прислали работу.
# Написал ее ученик десятого класса...
# На всякий случай я улыбнулся.
# -- Да, ученик десятого класса, -- про-
# должал Капица. --Ничего выдающегося в работе
# не было, публиковать ее не стали, но для
# ученика десятого класса такая работа вполне
# на высшем уровне. Надо сказать, что в семье
# физиков нет. Отец умер, мать служит в городском
# кинопрокате. Очень простая семья, и живут трудно.
# Он приезжал к нам в институт, водили его по
# лабораториям. Все было хорошо. Вернулся домой
# и попал под суд. Срезал телефонную трубку.
# Магниты ему были нужны. Экспериментатор...
# -- Суд его не наказал... Разобрались.
# А вот из школы выгнали. Сейчас он у Лаврентьева.
# Помогли ему уехать в Новосибирск. Работает
# лаборантом и учится в университете. Может
# стать хорошим физиком.
# Фамилию этого молодого физика называть
# не стоит. Капица считает, что "паблисити"
# молодым ученым не всегда на пользу. Если так,
# то пусть молодой физик условно будет просто
# учеником 10-го класса. Это неважно. Важно,
# что за судьбу ученика 10-го класса было
# дадено сражение.
# Подробности рассказывал мне Павел Евгеньевич.
# Он ездил в город, где жил ученик 10-го класса.
# "Не портите нам детей!" -- выговаривала классная
# руководительница, опытный педагог. Она не могла
# поверить, что у среднеуспевающего ученика могут
# быть какие-то таланты, поэтому нервничала.
# Со стороны все выглядело достаточно странно.
# Академик, директор крупнейшего института нашел
# время, чтобы помочь незнакомому ученику 10-го класса,
# а школьные учителя не могли разобраться что к чему.
Но это только "со стороны все выглядело
достаточно странно". Если же воспользоваться уже
упоминавшейся "гипотезой скрытых масс", то ничего
странного в поведении Капицы нет. Тут нужно лишь
предположить, что между, якобы, "умершим отцом"
ученика 10-го класса и Капицей раньше были какие-то
отношения то ли в годы гражданской войны, то ли
делах антисоветского подполья, - и никаких странностей,
побудивших Капицу принять деятельное участие
в судьбе сына погибшего, - нет. Да и Капица,
испытывавший потребность в молодых научных кадрах
особого сорта, увидел в этом случае удачную возможность
пополнить этим пареньком ряды своих подельников.
Думается, имено поэтому школьным учителям,
не знавшим этой подоплеки, показались
столь странными поступки академика Капицы.
Но если применить "гипотезу скрытых масс",
если видеть действительные, тайные мотивы
и намерения Капицы, то легко можно понять
и рационально объяснить его поведение.
(продолжение следует)
Вашкевич Виктор