Но можно и с этой точки зрения подойти. Так в приведенном вами обзоре от рбк, так полагаю, http://www.rbc.ru/economics/05/10/2016/57f53afc9a7947147be3a0aa?from=main. Говориться только о гос долге. И вообще не уточняется в каких пропорциях он распределяется между федеральным и субфедеральным уровнями. А было бы интересно посмотреть. Кроме того существует и муниципальный долг. Сегодня большинство муниципалитетов подходит к тому пределу когда продавать уже больше нечего и формировать доходы все более становиться возможно только за счет заимствований. Таким образом мы получаем проблему того же рода что описывает Сергей Георгиевич http://sg-karamurza.livejournal.com/224531.html
Но опять же выходит ситуация при которой о гос долге кричат. А вот о медленно текущем апокалипсисе в селе - тишина.
>Минфин нарастит внутренний долг до максимума с конца 1990-х
>До конца года власти хотят выдать предприятиям гарантии по займам на сумму почти 1,5 трлн руб. — рекордный план. В этом случае внутренний долг превысит 10% ВВП — последний раз так было во времена дефолта 1998 года.
>Минфин готов нарастить внутренний госдолг максимально с 1997 года, поручившись за бизнес более чем на 1 трлн руб. до конца года. Если власти выдадут гарантии предприятиям в полном объёме, как планируют, долг к ВВП может вырасти почти на 2 п.п. — больше всего с 1997 года. Верхний предел внутреннего госдолга на 1 января 2017 года предложено увеличить сразу на 1 трлн руб. — до 9,87 трлн руб. (почти 12% ВВП).
>О том, что власти хотят увеличить программу госгарантий на этот год сразу на 850 млрд руб. — с 592 млрд до 1,44 трлн руб., стало известно из проекта поправок в бюджет, опубликованного Минфином на этой неделе. Если программа будет исполнена, это станет рекордным объёмом выданных за год госгарантий по обязательствам предприятий.
>Внутренний долг правительства в таком случае превысит 10% ВВП впервые с конца 1990-х годов, показывают расчёты РБК, сделанные на основе данных Минфина. Госгарантии позиционируются властями как важный механизм поддержки экономического роста, но они включаются в состав госдолга и в будущем могут приводить к расходам бюджета.
>Гарантии под Новый год
>Правительство в этом году не выдало ещё ни одной гарантии, но Минфин уже решил повысить план по их выдаче на 143%. Как правило, большинство гарантий выдаются в последние месяцы года, многие — 31 декабря (в прошлом году 48 гарантий было выдано в канун Нового года), следует из данных Счётной палаты.
>Увеличение программы на 850 млрд руб. целиком приходится на категорию гарантий по банковским кредитам и облигационным займам компаний, которые готовят инвестиционные проекты (в том числе в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности): рост со 175,3 млрд до 1,03 трлн руб.
>Речь о бизнесе, готовом вложиться в строительство и реконструкцию социальных, агропромышленных, коммунальных и транспортных проектов и в дальнейшем эксплуатировать их, разъясняло ранее Минэкономразвития. Государство готово ручаться за бизнес в объёме до 100% займа, но не более 50% стоимости инвестиционного проекта.
>Для банков государственное поручительство — первоклассная гарантия, что должно существенно упрощать получение кредитов для бизнеса, также следует из пояснений Минэкономразвития. Эти кредиты в рублях под гарантии государства могут предоставлять российские банки или Внешэкономбанк.
>Компании, намеренные инвестировать в социальные, аграрные, энергосберегающие и транспортные проекты, — единственные заёмщики, которым готов дополнительно помочь Минфин. По другим девяти категориям гарантийной поддержки, включая оборонно-промышленный комплекс и гособоронзаказ, Минфин не заложил увеличения гарантий.
>Перевалит за 10% ВВП
>На конец 2015 года внутренний госдолг России составлял чуть более 7,44 трлн руб., или 9% от ВВП. На госгарантии пришлось почти 24% внутреннего долга, следует из данных Минфина. В поправках, которые ещё должны одобрить правительство и Дума, Минфин предложил увеличить предел по чистым заимствованиям до 500 млрд руб. (с планировавшихся ранее 300 млрд руб.).
>Рост чистых заимствований и госгарантий означает, что внутренний госдолг может достигнуть 9,44 трлн руб., или 10,9% прогнозируемого Минфином ВВП за 2016 год, рассчитал РБК. Цифра получена исходя из допущения о 100-процентном выполнении обновлённого плана по госгарантиям, за вычетом погашения в этом году ранее выданных гарантий и ожидаемого исполнения гарантий по гарантийным случаям.
>По данным Счётной палаты, в этом году на 1 сентября госгарантии не предоставлялись, а погашение по 56 гарантиям составило 216,2 млрд руб. Минфин списывает гарантию с государственного внутреннего долга, если истёк её срок или получатель гарантии полностью выполнил свои обязательства по займу или же государство выплатило деньги по гарантийному случаю.
>Сколько всего гарантий будет погашено за весь 2016 год, не говорится ни в законе о бюджете, ни в поправках, ни в открытых документах Минфина. Пресс-служба ведомства не ответила на запрос о госгарантиях. Поэтому РБК взял цифру на 1 сентября, но до конца года она может увеличиться — тогда объём госдолга будет меньше. Кроме того, Минфин ожидает, что государству придётся выплатить около 11 млрд руб. по гарантийным случаям (соответственно, эти гарантии тоже будут списаны с госдолга).
>Стоит также учитывать, что план по выдаче госгарантий никогда не выполняется на 100%. Так, в 2015 году были предоставлены гарантии на 208 млрд руб. (лишь 37% от плана), в 2014 году — 533 млрд руб. (77%). В среднем за последние пять лет исполнение программы госгарантий составило 60%, следует из данных Счётной палаты. Кроме того, госгарантии — это долг, который с малой вероятностью превращается в реальные расходы. В прошлом году гарантийных случаев вообще не было, а в этом году Минфин резервирует под выплаты лишь 10,8 млрд руб. Гарантии, которые правительство выдаст в этом году, могут быть исполнены не ранее 2018 года, следует из закона о бюджете.
>«Призраки девяностых»
>Хотя у России очень низкий по мировым меркам уровень госдолга к ВВП, «призраки девяностых» продолжают преследовать Минфин, судя по высказываниям чиновников. Министр финансов Антон Силуанов не раз говорил, что госзаимствования в условиях нынешнего бюджета сопряжены с риском раскручивания долговой спирали.
>В июне он сказал в интервью РБК, что при больших заимствованиях правительства банки — покупатели ОФЗ могут вынудить Минфин размещать более короткие бумаги, это чревато риском скатиться к пирамиде ГКО — символу дефолта 1998 года.
>Тогда внутренний госдолг к ВВП составлял относительно небольшие 20%, но правительство оказалось неплатёжеспособным. Сейчас долг в России дорогой (стоимость заимствований превышает 8%), а ситуация может выйти из-под контроля и при маленьких объёмах долга — «достаточно пару лет увеличивать объём заимствований на 1 трлн, на 1,5 трлн, 44 трлн руб., и доверие инвесторов точно изменится», говорит РБК чиновник финансово-экономического блока правительства.
>Долг, который допускает Минфин к концу 2016 года, — относительно небольшой, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Но настораживает тот факт, что в отношении к ВВП он будет увеличиваться, в то время как экономика страны не растёт — в этом отличие России от других стран, например Индии, где госдолг растёт в номинальном выражении, но растёт и ВВП. России придётся увеличивать и расходы на обслуживание долга — получается «снежный ком», добавляет он.
>Впрочем, риска скатиться в «пирамиду ГКО» сейчас нет, полагает Порывай. Но в долгосрочной динамике наращивание даже по 1,5% ВВП в год может привести к такой ситуации. Универсального «опасного» значения по госдолгу нет, но плохо, если проценты по его обслуживанию выше номинального роста ВВП. Для России «опасный» уровень госдолга — свыше 50% ВВП, считает Порывай (сейчас с учётом внешнего долга у России — около 14%). Это ещё не критический уровень, но при нём инвесторы будут испытывать дискомфорт, рассуждает аналитик.