От Читатель Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.02.2002 08:51:51 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Мысленный эксперимент по Паршеву.

По Паршеву холод -> дополнительные расходы -> нерентабельность -> утечка капитала -> гибель страны. Единственное спасение - автаркия. Попробуем смоделировать это.

Мы будем оценивать рентабельность производства, поэтому вопросы о прибыли, прибавочной стоимости и ее распределении оставим за кадром. Нас интересует только себестоимость продукции в единицах затраченного рабочего времени.

Итак, даны две страны, Север и Юг (других стран нет). Между странами - граница на замке. Одинаковое население, язык, технологический уровень и социальное устройство. Единственное различие - климат. На Юге палку в землю воткнешь - растет, а на Севере до ветру без снеговой лопаты не выйдешь. Любое производство на Севере требует бОльших трудозатрат, чем на Юге. Но разница эта, что важно, зависит от товара. Скажем, пара штанов на Севере обходится вдвое "дороже", чем на Юге, а килограмм помидоров - вчетверо дороже. Потому что цеха и швейные машинки нужны и там и там, а вот теплицы с обогревом - только на Севере.

Теперь делаем первый шаг - разрешаем натуральный обмен на границе. Штаны на помидоры. На Севере пара штанов идет за ящик помидоров, а на Юге - за два ящика. Поэтому возникает мощный товарообмен, выгодный для обеих стран. Южные школьницы теперь каждый день щеголяют в новых штанах, а на столах северных рабочих появился доселе им недоступный фрукт - помидор (ОК, помидор - не фрукт, но так лучше звучит :)).

Есть и пострадавшие. Северные помидорщики и южные штаноделы, не в силах конкурировать с дешевым зарубежным товаром, сворачивают свои производства. Возникает структурная безработица. Но она именно структурная, так как параллельно со сворачиванием одних отраслей растут другие. Оставшиеся не у дел крестьяне идут на открывающиеся швейные фабрики. После периода перестройки состояние стабилизируется, обе страны занимают свои ниши в международном разделении труда.

Обратите внимание, хотя производство штанов на Севере требует вдвое больше трудозатрат, чем на Юге, дорогая северная продукция успешно вытеснила дешевую южную. Потому что в международной торговле важна не абсолютная стоимость товаров, а относительная (в этом, ИМХО, главная логическая ошибка Паршева).

Второй шаг. Разрешаем обмен валюты. Особых изменений в товаропотоках не наблюдается, просто возникнет понятие "курс", которое отражает эти товаропотоки. (Еще одна ошибка Паршева - он берет "справедливый" курс по цене, кажется, хлеба и на этом курсе основывает дальнейшие рассуждения. Что неверно. Если скажем, северяне запретят импорт помидоров, "для защиты отечественного производителя", то северный рубль резко поднимется, хотя себестоимость производства хлеба не изменится).

Третий шаг. Разрешаем движение капиталов. Что происходит? Ничего. Тот, кто вкладывает деньги в помидорную индустрию, так и будет вкладывать их на Юге. А тот, кто вкладывал их в штановодство, так и будет вкладывать их на Севере. Потому что там себестоимость производства ниже. Пусть по трудозатратам вдвое больше, зато по деньгам - вдвое меньше. То есть никакой утечки капиталов не происходит.

Четвертый шаг. Разрешаем движение людей. Выкапываем столбы и сматываем колючую проволоку. Иди куда хочешь. Вот тут начнется. Северный рабочий, сравнив, сколько часов ему надо работать на пару штанов здесь и сколько - там (вдвое меньше), решительно пакует чемоданы и отправляется на вокзал. По южным городам бродят толпы северян с табличками "zhukam pracy". И их охотно берут, потому что северный труд - дешевый. Выгода и северным рабочим и южным работодателям.

Опять же, есть и пострадавшие - северные работодатели, что не могут найти рабочую силу и южные рабочие, которым пришельцы сбивают цены. Но, как было и в первом шаге, преимущества постоянны, а проблемы - временны. Потому что теперь северный капитал действительно начинает движение на юг. На севере-то работать некому, а на юге появилась дешевая рабочая сила. Швейные машинки эшелонами идут на Юг. Капитал не бежит от людей, а следует за ними. И опять, после периода перестройки, система приходит в равновесное состояние, более экономически эффективное. Потому что теперь северяне делают штаны за вдвое меньшее время, чем они делали это у себя на севере. Как и при первом шаге, обе страны выиграли. (Если под страной считать живущих в ней людей. Если же под страной понимать госаппарат, то Север проиграл. Деньги драть не с кого, все уехали, грозить миру тоже нечем. Сиди в президентском дворце и тоскуй о славном прошлом, когда все тебя уважали в смысле боялись).

Конечно, уедут не все. Потому что всегда есть виды деятельности, которые получатся дешевле на Севере именно в абсолютном исчислении. То ли они именно холода требуют, то ли больших площадей (а на Юге теперь не протолкнуться), то ли еще чего специфического (уран, титан и алмазы, скажем). Так что те, кто останется на Севере, будут там получать не меньше, чем на Юге. Это и будут те самые "экономически целесообразные 15 миллионов", что так напугали автора.

Выводы:
-Результаты противоречат выводам тов.Паршева.
-Несмотря на бОльшую себестоимость, российская продукция может успешно конкурировать на мировом рынке. Курс обмена потому что.
-Международная торговля поднимает благосостояние народа. Чем открытее границы, тем лучше людям.
-Климат не вызывает утечки капитала. (Настоящие причины утечки те же, что в третьем мире: незащищенность собственности, коррупция итд).

Предложения:
-Надо не границы закрывать, а с коррупцией бороться.
-Голосуйте за Яблоко :)