От Pout Ответить на сообщение
К Begletz Ответить по почте
Дата 29.01.2002 23:22:26 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Общинность; Война и мир; Версия для печати

Изживали-с

"Как ваша фамилия, философ?Жан-жак Руссо,Спиноза?"(Бендер-Балаганову)

ЭТО ВООБЩЕ К ВЕТКЕ ПРО КОРРУПЦИЮ НАДО БЫ.
А зачинателю сверхлимитной ветки - по шапке

Begletz сообщил в новостях следующее:22683@kmf...
> Что до борьбы с преступностью, то для страны с латиноамериканским
капитализмом, вроде России-только Эскадроны Смерти. Победить мафию в
рамках закона нельзя!
======
---------------------------
На примере итальянского Юга (родине классической мафии). Там отчасти
преодолели криминальномафиозные тенденции. Причем преодолели снизу,
изживанием и вытеснением, а не одними полицейскими мерами. Они тоже
уходят корнями в низовую культуру, экономическую и социальную структуру.
Откуда эта мафиозность, возможно ли ее преодоление не
преследованиями(это бесполезно), а органически. Здесь важно понять такую
вещь, как клиентелизм.

В Италии, как и в России, долгое время "государство" в лице
политических институтов, господствующие классы проявляли полный
наплевизм к повседневным интересам граждан, а высокая культура
соотносилась с народной как культура колонизаторов и колонизируемых
туземцев. Разрыв культур и взаимный наплевизм народа и политиков
вынуждал граждан прибегать к поиску средств"внесистемной"защиты своих
прав и реализации своих интересов (прежде всего посвсекдневных
экономических, правовых). Не было способов найти защиту у политиков,
судей, чиновников - обращались к своим патронам, к низовой мафии.
Но клиентелизм - более широкий и общий механизм, только частью
которого является мафиозность. Есть пионерская работа историка
С.Афанасьева "Клиентелизм в российской государственности".
Вырисовывается общность истории и практики России и Италии,
позволяющая найти выход из этого порочного круга. Это имеет самое прямое
отношение к положению предпринимательства и мелкого бизнеса в
современной России. Сколько можно бизнесу обслуживать одни лишь шкурные
интересы патронов-чиновников. оставаясь в ранге приближенных к ним
"клиентов".
( об этом была статья И.Динеса-председателя Союза российских
предпринимателей
в Моск.Новостях ).
Пока структурной единицей низовой экономики остается"клиентела" - будет
и мафия.

"Неформальная"экономика, только часть которой составляет
теневая-криминальная, всегда была огромным малоизученным феноменом. Ну
да, в России сейчас то ли 40, то ли 50проц ВП относят к ней. (Между
прочим, в командно-плановой советской экономике было не намного меньше и
только потому она и работала, причем для мобилизационных и военных целей
весьма эффективно. Об этом надо отдельно).А в Индии -70проц. Во многих
странах Африки - 90проц. Понять эти экономики в рамках традиционного
разделения всех типов экономики на "рыночную" и "государственную"привели
к введлению новых категорий. "Эксполярные"экономические формы,
находящиеся вне этих двух полюсов, входящие в симбиозы с каждой из двух
полярных форм. Навязать традиционным экономикам импортные формы, ввести
их сверху - невозможно. ( Так же обстоит дело и с "демократией",которая
может быть и незаимствованной, основанной на своих социальнокультурных
традициях).

Это можно видеть на примере дискуссии И.Левина с Робертом Патнемом,
автором бестселлера"Чтобы демократия работала"(издана по-русски в 1996).
Это труд, основанный на огромном фактическом материале и исследованиях
последних лет. Дискуссия на семинаре Ахиезера (Социокультурная
методология анализа российского общества Независимый теоретический
семинар)
Вот небольшой кусок из этой дискуссии

==============
Два слова о народной мафиозной культуре. Чем
объясняется вся тяжесть борьбы с мафией, которая идет уже триста лет? По
Патмену, мафия - не грабеж, не бандитизм,
она - продает доверие, она посредничает в отсутствие
государства. Вертикально иерархизированное государство,которое не
обладает горизонтальными связями, это
преимущественно латентное, отсутствующее государство.

Мафия заполняет это зияние, берет на себя выполнение
функций легитимной власти. Соответственно она заинтересована в
компрометации легитимной власти. Она культивирует недоверие к
официальному государству тем,
что культивирует альтернативную систему ценностей, альтернативный кодекс
чести. "Тот, кто не вершит правосудие своими руками, тот не имеет
представления о чести ". Мафия закрепляет свою власть двояким образом:
круговая порука и публичная демонстрация связи с
официальной властью.
Есть ли выход, по Патмену, из южной отсталости? Он
видит его в формуле социального капитала, который состоит
из двух компонентов: потенциал доверия и потенциал
участия, взаимопомощи. Там, где нет социального капитала
- там худо, Москве в этом плане угрожает судьба Палермо.
И это не предостережение, а по сути дела приговор, потому
что конечный вывод его звучит так: что получено в
наследство от истории, с тем и жить. Структуры
социального капитала самовоспроизводятся.

Социально-экономические аспекты такого расклада Патмен
почти не рассматривает. Это прежде всего т.н.
индустриальные округа (популяции мелких и мельчайших
предприятий, которые размещаются в достаточно
ограниченном пространственном ореале) - экономические
образования, которые питаются социокультурными потенциями
данной местности, данного сообщества. Отсутствие нашего
внимания к этому сюжету просто поразительно, весь
остальной мир чрезвычайно внимательно следит за данным
явлением. Они были замечены в 70 - 80-е годы, так как
практически спасли итальянскую экономику в периоды кризиса. Тогда
обнаружилось, что в Италии существует от
60 до 150 таких округов, занято в них около 6 млн.
человек, они дают до 40% национального дохода. Эти
показатели мало о чем говорят, поразительно и уникально то, что эти
индустриальные округа позволяют мелким предприятиям успешно выступать
наравне с крупными. Примерно треть предприятий в индустриальном округе
напрямую выходят на международный рынок. При этом эти мелкие предприятия
растут, оставаясь мелкими - рост
"гроздью". Индустриальные округа поддерживают и питаются за счет особого
социального климата. Там есть
противоречия между капиталом и трудом, есть профсоюзы и
рабочие партии, там даже забастовки чаще происходят, чем в других
районах Италии. Но эти забастовки более
скоротечны, стороны быстрее приходят к согласию. В индустриальных
округах высокая социальная мобильность, социальная переплетенность -
рабочие превращаются в мелких хозяев, мелкие хозяева наполовину наемные
рабочие
и т.д. Но еще интереснее то, что индустриальные округа
опровергают некоторые как бы незыблемые положения
традиционных теорий модернизаций. Опровергают Маркса и Смита, Тейлора,
Форда, т.е. опровергают неизбежность, необходимость тенденции к
концентрации, централизации производства. Там, наоборот, действует
тенденция к гибкой специализации роизводства, происходит дробление
производства на все более мелкие технологические отрезки и циклы с тем,
чтобы соотношение между данным технологическим отрезком и размером
предприятия всегда
оставалось на оптимальном уровне. Это в индустриальных
округах достигается автоматически.

В этих округах не наблюдается и тенденции к разделению капитала
собственности и капитала управления. Наоборот,
порог семейного предприятия является критериальным для
индустриального округа.

Индустриальные округа опровергают и вариант
модернизации Шумпетера, пафос творческой деструкции как главного
носителя постоянной инновации, в чем
заключается, по Шумпетеру, сама суть предпринимательства.

Здесь - верность традиции, верность культуре данного
малого сообщества. Эти округа представляют собой
загадочный с точки зрения многих западных концепций
синтез конкуренции и кооперации, вертикальных и
горизонтальных структур, рынка и социальной организации,
коллективизма и приватизма и т.д.
....
сайт семинара Ахиезера
scd.centro.ru
============
вот этот опыт имеет прямое отношение к завязавшейся дискуссии, особенно
в том что касается положения малого бизнеса.
Не насаждать его по заморским методикам надо, а проращивать из того что
есть здесь и сейчас, по нашим правилам и обычаям, преодолевая паутину
сложившейся чиновничье-мафозной системы.