От Sereda Ответить на сообщение
К И.Т.
Дата 11.10.2015 16:58:56 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Теоремы, доктрины; Практикум; Семинар; Версия для печати

Re: С.Г.Кара-Мурза. Экспериментальный...


>Начиная с 1960-х годов в нашей «полуподпольной» общественной мысли укрепилась, как нечто очевидное, идея, что советское государство эксплуатирует рабочих, изымая их прибавочный продукт. Более того, оно эксплуатирует рабочих гораздо более жестоко, чем частный предприниматель. Отсюда вывод: сохранять советский строй – не в интересах рабочих. Этот строй – хуже капитализма.


Вот уж блуждания мысли в лабиринте рабфаковской схоластики.

Естественно "изымает". А какой ещё изымать - необходимый? Всегда и везде во всех хозяйственных системах часть прибавочного продукта перераспределялась на общие цели. Это называется общественное потребление.

Возражают против этого как правило абсолютно отмороженные либералы, которые полагают, что даже за армию каждый должен платить сам. А за полицию должны платить страховые компании.

Выверт советского сознания в том, что оно отождествляло государство с частным собственником, не видя разницы между общественным потреблением (налогами) и потреблением частного предпринимателя (коммерческой прибылью).


>Академик АН СССР и затем РАН, академик-секретарь отделения экономики РАН С.С. Шаталин так представлял роль государства в СССР: «Нужно снять абсолютно замшелый тезис об эксплуатации человека. Что лучше: эксплуатация человека человеком или сверхэксплуатация человека государством? Мы говорим об отчуждении человека от продукта труда. Но когда вы работаете на частного предпринимателя, вы практически не отчуждены от него. В нашем же государстве мы абсолютно отчуждены от продуктов труда» [Шаталин С.С. Вопросы перехода к рыночной экономике // Рыночная экономика: выбор пути. М.: Профиздат. 1991. С. 11].
>Справка: С.С. Шаталин окончил экономический факультет МГУ в 1958 г., доктор экономических наук; работал в Научно-исследовательском экономическом институте при Госплане СССР; в 1965 г. перешел в Центральный экономико-математический институт (ЦЭМИ) АН СССР; с 1976 г. по 1986 г. работал во Всесоюзном НИИ системных исследований; с 1986 г. по 1989 г. — в Институте экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР; в декабре 1989 г. был назначен членом Государственной комиссии по экономической реформе; в 1990 г. возглавил рабочую группу по разработке программы перехода к рыночной экономике («500 дней»).


Справка малоинформативная. "Окончил... доктор..." Конечно окончил и конечно доктор. Но интересно кем были его родители, кто был его научным руководителем, по какой тематике он защищался как кандидат.

Может быть эта информация намекнёт, откуда в СССР брались такие "экономисты высшего ранга".



>Как странно было слышать такие рассуждения от экономиста высшего ранга. Что значит, что «в нашем государстве мы абсолютно отчуждены от продуктов труда»? Как можно опираться на туманную категорию «отчуждение», смысла которой никто внятно не может объяснить! В СССР мы были абсолютно отчуждены от электричества, а после приватизации Саяно-Шушенской ГЭС стали «практически не отчуждены от него»! Ведь это не просто идеологическая манипуляция, но и отход от норм логики.

>Сам академик С.С. Шаталин был видным экспертом при разработке программ экономического развития, принимал должности, ордена и Государственную премию – он несет свою долю ответственности за программы, которые были приняты к реализации в СССР начиная с 1960-х годов. Но сменилась политическая конъюнктура, и он так характеризует результаты своей работы: «Вся беда в том, что, как образно и точно сказал Николай Шмелев, в своей экономике мы построили сумасшедший дом и живем по законам сумасшедшего дома» [Там же, с. 8]. Но если руководитель интеллектуального сообщества признает, что они в экономике «построили сумасшедший дом», как можно уйти от объяснений, он анализа ошибок. Но ничего этого не было, а были новые очень сомнительные программы и новые высокие назначения. Вся система рассуждений и действий подобных академиков – существенный фактор системного кризиса России.
>С.С. Шаталин ставит вопрос: «Что лучше: эксплуатация человека человеком или сверхэксплуатация человека государством?» И делает вывод, что для советских граждан лучше «эксплуатация человека человеком». Это вывод кардинальный – призыв к смене государственной системы и общественного строя. Но этот вывод обращен к эмоциям, он противоречит нормам рационального мышления. Если понятие «эксплуатация человека человеком» как-то было объяснено в учебниках политэкономии, книгах и СМИ (верно или нет), то понятие «сверхэксплуатация человека государством» упало на головы советских граждан внезапно.
>Сам С.С. Шаталин его не объяснил и даже не сказал, являются эти две сущности соизмеримы между собой и можно ли их сравнивать с критерием «что лучше»? Ведь сразу видно, что это сущности принципиально разные. Ведь можно сказать, что главное в сверхэксплуатации человека государством есть воинская повинность: человек отдает свою жизнь навсегда, а частному предпринимателю – сдает в аренду только свою рабочую силу. Оценка несоизмеримых ценностей и платы за них – фундаментальная проблема социальной и экономической философии – а что мы видим у философов российской реформы?
>Но не будем углубляться в фундаментальные проблемы. Посмотрим, что гласит политэкономия, которую С.С. Шаталин, вероятно, знал досконально. Хотя, возможно, о некоторых основаниях политэкономии он умолчал или забыл. Речь идет о том, что проблему «сверхэксплуатации человека государством» разжевал сам Маркс.


Здесь будет подмена, потому как есть политэкономия, а есть советская политэкономия. Говорить в терминах последней это переходить в "Зазеркалье" и начинать рассуждать в шизофренических терминах, которые или не отражают или искажают реальность. Из этого лабиринта не будет выхода.