От Дмитрий Кобзев Ответить на сообщение
К Дмитрий Кобзев Ответить по почте
Дата 29.01.2002 15:41:53 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

M-005 2001-38 В.Поярков И не только Маринеско

N 38 (232)
18 СЕНТЯБРЯ 2001 г.
И НЕ ТОЛЬКО МАРИНЕСКО

Я бы назвал свою заметку «Не надо делать из Александра Маринеско Иисуса Христа».

Прежде всего хочу подчеркнуть: я, ветеран-подводник, был одним из тех, кто настаивал на присвоении звания «Героя Советского Союза» Александру Ивановичу Маринеско. В 1987-1990 гг. в Кишиневе (Молдавия) я был одним из руководителей городской ветеранской организации и выступал об этом через газеты «Советская Молдавия», «Вечерний Кишинев» и др. Несомненно, и эти ходатайства ветеранов из Молдавии (учитывая национальность А. Маринеско) сыграли свою не последнюю роль.

Безусловно, командир ПЛ «С-13» Александр Маринеско своими беспримерными атаками «Вильгельма Густлова» и «Графа Штойбена» заслужил столь высокое звание Героя. Ибо ими он затмил подвиги подводных асов Второй мировой войны, таких, как Г. Прин, О. Кречмер, Э. Топп (Германия), Дж. Уэйнрайт (США) и др. подводников, которые удостоены высших наград своих государств. А воевать они умели зло. Не умаляя подвигов других советских подводников. И громкий термин «атака века», придуманный англичанами, безусловно, соответствует величию подвига командира ПЛ «С-13» и экипажа, обеспечившего успешность атак в труднейших условиях.

Однако хочу подчеркнуть, что, в конечном счете, «войну делали» не только столь незаурядные личности-герои, но и многочисленные «труженики войны» - солдаты, матросы, офицеры, для которых война представлялась не рыцарским ристалищем, а кровавым, смертельно-опасным и изнурительным трудом.

Ныне общепринято считать, что в несправедливости к судьбе А. Маринеско повинны партийная номенклатура и тоталитарный режим. Я бы не согласился с этим. В большей степени повинен был он сам в силу своей необузданной «махновской» натуры. А «закидонов» у Александра Ивановича было предостаточно.

Еще в 1942 блокадном году командир ПЛ «М-96» прихватывал часть лодочного автономного пайка и (с присными) «нырял» к голодным блокадницам. Я думаю, не требует пояснения с какой целью.

По публикациям А. Крона и других мы знаем о «похождениях» А. Маринеско в период базирования в Финляндии. Это - когда ПЛ получила распоряжение на боевой поход, а командира «нетути». И бесконечные стычки с командованием бригады ПЛ. Но, как говорится, война все спишет.

Были и другие «закидоны» Александра Ивановича. В 1954-1955 гг. мне довелось служить в Кронштадте, в том самом подводном соединении. Там в те поры еще служили ветераны-мичмана, прошедшие всю войну, такие подводные не волки даже, а «волчары», которых ничем не удивишь. И рассказывали они следующее.

При возвращении из своего знаменитого «атаками века» похода командир «С-13» так или иначе был осведомлен о результатах (учитывая неповоротливость нашей системы информации, возможно, прослушивали и «вражьи голоса»). Так или иначе, на подводной лодке «С-13» наградную часть своего подвига за «чашкой чая» оценили соответственно: ну, Александр Иваныч, тебе Героя - нет сомнения; тебе, старпом, и тебе, механик, тоже героев, но чуток поменьше. Но героев. Ну, и остальному экипажу по орденку...

Но пока шли до базы, дуболомы из вышестоящих штабов (подождать бы до базы) «обрадовали» подводную лодку - командиру ПЛ орден «Красного Знамени» (это чтоб помнил о старых грешках), остальным орденки поменьше. Подводники разобиделись.

И вот, когда подводная лодка подходила к пирсу, а на нем гнусавил оркестр и под холодным ветром ежились встречающие, включая представителей штаба Балтфлота, возможно, и Главного штаба ВМФ, подводнички выдали свою «шапку дыма»: лодка, не доходя 2-3 корпуса до пирса, внезапно погрузилась и... легла на грунт. Где находилась 2 или 3 суток, пока не были израсходованы остатки корабельного спирта. Предполагается, что не на протирку аккумуляторной батареи.

А теперь представьте себе рожи встречающих... Но Маринеско и это сошло, если б не дальнейшие чудачества, за которые он был «передвинут» на командира тральщика.

Словом, судьба Александра Ивановича была яркой, но трагической и сложной, главным образом в силу необузданности натуры и порой отсутствия самоконтроля.

Следует сказать, что последователи вышеуказанного «подвига» Александра Маринеско нашлись и в послевоенных флотах, когда дисциплинка хромала. Так, в июне 1954 г. одна из подводных лодок Черноморского флота, перешедшая каналом Волга-Дон в Баку, легла на грунт в бакинской бухте близ причальной стенки, чем командир выразил свою «любовь» к властям предержащим накануне снятия.

А теперь представьте себе позицию Политуправления ВМФ и командований соединений, которые боролись за поднятие дисциплины «воспитательными» методами. И пусть читающие это не бросают камней в мой огород: политработником я никогда не был, а длительное время в послевоенный период командовал дизельной подводной лодкой. И слыл весьма авторитетным командиром.

* * *

Статья «Вильгельм Густлов», один к одному перепечатанной из книги «100 великих кораблекрушений», свидетельствует о дилетантстве и низком уровне познания предмета авторами сей книги.

1. До сих пор документально не доказано, имелась ли у Адольфа Гитлера записная книжка, куда он включал фамилии «личных врагов фюрера», внесен ли туда Александр Маринеско. И откуда фюрер мог знать (тогда) фамилию командира и номер подводной лодки? Вы скажете - разведка? Малоубедительно.

2. Подводная лодка (субмарина) - это не подвода, в которую достаточно запрячь кобылу и подстегнуть кнутом. До сих пор многие путают эти два понятия (особенно на моей родине, на Саратовщине).

Авторы недвусмысленно утверждают, что на борту «Вильгельма Густлова» находилась школа немецких подводников и 3700 подготовленных подводников - количество, достаточное для комплектования 60-70 экипажей новейших подводных лодок рейха (надо полагать, готовеньких и свежепокрашенных, ожидающих команд, которые так и не заметила авиация «союзников»). И делают вывод, что достаточно прибыть экипажам, сесть на эти лодки и... пошли на войну (!). Из-за чего Германия могла изменить весь ход войны. Наивное утверждение; не так-то все это просто - подготовить ПЛ к боевым действиям... К тому же в этот период часы войны неумолимо отстукивали ее конец.

3. Заявление авторов, что сразу после окончания войны Маринеско был арестован, искажает истину. Из такого недосказанного заявления торчат уши дезинформации: напрашивается вывод, что А. Маринеско стал политической жертвой жестокого сталинского режима. Целенаправленная недосказанность.

4. На фоне подвига ПЛ «С-13» и лично Александра Маринеско, который многократно тиражируется во всех последних СМИ, как-то затушевываются не менее масштабные подвиги и других подводников. По сю пору мало кто знает о беспримерной атаке ПЛ «К-22 СФ» (командир В. Котельников), которая, настойчиво преследуя сильноохраняемый транспорт, прорвалась вслед за ним в фиорд Норвегии, атаковала его торпедами и добила артогнем у стенки причала, сама находясь под сильным огнем береговых батарей. Потопила-таки.

Впоследствии выяснилось, что на этом транспорте потоплено 30000 комплектов зимнего обмундирования для горных егерей, чем сорвано наступление горнострелкового корпуса генерала Дитля на Мурманск в зиму 1941-1942 гг. Эта атака как-то осталась «в тени», а подводная лодка «К-22» погибла в очередном боевом походе.

В. ПОЯРКОВ (Сунгариец),
ветеран-подводник