|
От
|
Дмитрий Кобзев
|
|
К
|
Дмитрий Кобзев
|
|
Дата
|
28.01.2002 15:05:24
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
M-005 2002-01О.Зотов Терроризм
N 1(247)
1 ЯНВАРЯ 2002 г.
ТЕРРОРИЗМ
Американцы умеют выбрать себе наихудших друзей.
Б. Крайски, канцлер Австрии
В штаб-квартире НАТО
ждут от США честного заявления,
что этот теракт - нападение извне.
Мы надеемся получить доказательство этого факта
и тщательно рассмотрим его.
Дж. Робертсон, ген. секр. НАТО
Ум политика и стратега нуждается для борьбы с терроризмом в максимально исчерпывающей информации. США (прежде всего их спецслужбы), как выясняется, ею располагали, но не использовали. Достаточно обратиться к недавнему берлинскому (май 2001 г.) докладу тогдашнего председателя Национального совета США по разведке (US NIC) Джона Гэннона, где говорилось: «США и другие развитые страны столкнутся с асимметричными угрозами своей безопасности. Наши противники - государства и негосударственные образования - будут избегать прямых столкновений с нашими вооруженными силами, используя такую стратегию, тактику и такое оружие, которые позволят использовать [самые] уязвимые наши места. Анонимный противник (!) ... в лице террористов... имеет для своих атак новые возможности, инструменты и технологии кибервойны».
События 11 сентября - исчерпывающая иллюстрация к докладу NIC. 7 сентября 2001 г. иранский авиалайнер, летевший в Лондон, совершил вынужденную посадку во Франкфурте-на-Майне. Причина? Пассажир (знакомый с кем-то из экипажа) пытался прорваться в кабину пилотов; офицеру безопасности и первому пилоту удалось его задержать.
Почему же американские спецслужбы не воспользовались после 7 сентября прошлого года этими выводами? Не только потому, что ближайшие по срокам к 11 сентября попытки терактов затрагивали не США, а Европу. Была причина и поважнее, напоминает авторитетный арабист А.А. Игнатенко. А именно: как до, так и сразу после 11 сентября США готовили удар не по Афганистану, а по Ирану. Именно эту страну США - совершенно безосновательно - провозглашали главным оплотом «терроризма». Убийство лидера афганских «северян» Ахмад Шаха Масуда (оно произошло 9 сентября) на самом деле означало совместную с талибами (чью организацию создали спецслужбы США и Пакистана), Пакистаном и Саудовской Аравией атаку США на Иран - союзника Северного альянса (как бы второе издание «Бури в пустыне» 1991 г.).
При этом ложный «иранский» след анонимными организаторами терактов
7 и 11 сентября прокладывался весьма усердно: на одном из захваченных самолетов головы террористов были повязаны не зелеными (общеисламскими), а красными (ирано-шиитскими) повязками. Но поскольку 7 сентября иранский лайнер-снаряд до Лондона не долетел, сценарий провокации развалился; однако его разрозненные (по соображениям конспирации) исполнители продолжали действовать.
В итоге стрелка подозрений и обвинений была переведена на бен Ладена (он и сам, в первую очередь, мог быть заинтересован в переводе подозрений на Иран). Получается, что спецслужбы США, зная о планах террористов, косвенно поощряли их действовать в совсем ином направлении (Иран против Европы). Но, предотвратив теракт против Англии и получив тем самым наглядное алиби, Иран спутал карты всех сторон завязавшейся интриги. А руководство США, считая, что контролирует всю ситуацию силами своих спецслужб, не усмотрело опасности для своей территории и должных мер не приняло.
Уместно ли миру быть заложником США в подобном их состоянии?
Еще в марте 1986 г. спецкомиссия под руководством вице-президента США Дж. Буша-старшего обобщила рекомендации по борьбе с терроризмом. Этот документ достоин внимания и применим даже теперь. В нем на первый план ставится системность превентивных и невоенных мер противодействия терроризму, для чего прежде всего необходимо преодолеть бюрократизм и ведомственную разобщенность. В документе говорится, что сами США подчас укрывают опасных террористов.
Доклад комиссии Буша-старшего содержит актуальнейший (в свете событий 11 сентября) пункт: «Предполетная проверка пассажиров и багажа - краеугольный камень программы внутренней безопасности США». Но именно этот решающий принцип нарушался давно и самым злостным образом. Как выясняется, в США нарушались элементарные принципы обеспечения безопасности, тогда как этих принципов гораздо больше, и они не разрозненны, а составляют систему. В ее основе - отработанное годами взаимодействие различных служб, обмен информацией, взаимная подстраховка.
Сами американцы при знакомстве с работой нашего Домодедовского аэропорта убедились, что здесь обеспечение безопасности (даже при худшей технике) на порядок выше, и нет такого шапкозакидательства, как в США.
Организаторам терактов 11 сентября удалось на длительное время отключить внимание служб воздушного движения от обстановки в воздушном пространстве США, они получили доступ к космическим средствам и секретным кодам правительственной связи (по ее каналам, как признали американцы, поступили угрозы в адрес президентского самолета). Если «арабские» террористы здесь и участвовали, то ЦРУ и ФБР явно делят с ними ответственность за последствия случившегося.
Акцент на последнем обстоятельстве наблюдатели делают все чаще и чаще. Уже четвертый месяц американская и мировая общественность ждет от руководства США полного и компетентного разбора трагедии и логичных оргвыводов в отношении американских силовых структур. Разбор трагедии, конечно, не может быть гласным, но оргвыводы - могут. Однако они не последовали, да и заявлений об отставках нет как нет. Такая ситуация ненормальна прежде всего потому что и сами спецслужбы США отслеживали признаки подготовки терактов, и сигналов извне получали достаточно много. Но почему-то (это уже вопрос для следственных органов) эти сигналы блокировались где-то «наверху».
Руководство США до сих пор не вполне сознает реалии современности и комплексный характер наличных угроз национальной безопасности. Недавно там создано Управление внутренней безопасности (Office of Homeland Security), на которое возложена координация антитеррористической деятельности примерно 70-ти (!) американских ведомственных спецслужб; причем глава нового ведомства введен в правительство и Совет Национальной Безопасности. Итак, создано новое ведомство - небесполезное, но всего лишь ведомство. Предложение генерала М. Тэйлора о формировании Совета [интегральной] национальной политики по-прежнему игнорируется. Государство совершенствует свою способность реагировать силами спецслужб на конкретные угрозы терроризма и свершившиеся теракты, а не устранять их первопричины, почву и корни. Получается политика по известной английской пословице «to beat about the bush» (ходить вокруг да около; по-русски мы бы сказали «разгонять скуку силами полиции»). Также вероятно, что у семидесяти «нянек» (даже при наличии «ротного командира» в лице Бюро внутренней безопасности) «дитя» в суете ситуативного реагирования рискует остаться без глазу. А то и снова быть выплеснутым вместе с водой...
США явно переоценили свою неуязвимость как единственной сверхдержавы (не только второе сомнительно, но и первое из второго вовсе не следует). Из «Высшей стратегии Римской империи» американского историка-геополитика Э. Латтвэка следует, что Рим Октавиана Августа не нуждался в мощных укреплениях на границах вовсе не потому, что полагался лишь на силу и мобильность легионов. Наоборот, мощь легионов подкреплялась дипломатией, торговлей и культурным влиянием Рима. Таким образом, авторитет силы уступал в стратегии Рима силе авторитета.
Другие специалисты в России и за рубежом уточняют, что США могут ввязаться в бой даже не с тенью, а со своим собственным отражением в террористическом зеркале. Отражение это походит на медузу Горгону: талибы - их собственные ученики и союзники, натренированные для борьбы с СССР, американской «наукой побеждать» в спецвойне они овладели вполне и давно. Неудивительно, что первая (малоадекватная и замедленная, как в трансе) реакция государства и вооруженных сил США на чудовищные теракты подходит под остроумное определение Тэффи в «Новом Сатириконе»: «Римские легионы приходили в замешательство лишь при виде противника».
Не всегда очевидна (а скорее малопонятна) степень искренности США в борьбе с международным терроризмом даже в рамках нынешней «операции возмездия». Некогда США сделали все, чтобы оттеснить ООН от урегулирования косовского кризиса в Югославии. Фактически же США поддержали албанскую наркомафию (связанную с бен Ладеном) в Косове и Македонии. Введение туда миротворцев НАТО вылилось в стагнацию кризиса (и комедию со сдачей террористами оружия времен Второй мировой войны). Не секрет, что негласная западная поддержка террористов в Чечне продолжается, притом что среди них чеченцев все меньше и меньше, а международных профи-посланцев бен Ладена - арабов, пакистанцев, узбеков и проч. - все больше и больше. Начальник турецкого Генштаба генерал Кырыкоглу недавно предложил России помощь Турции (главного союзника США по НАТО на Востоке) в борьбе с международным терроризмом... в Центральной Азии. Генерал при этом «забыл», что агенты турецкой разведки МИТ совсем недавно взяты ФСБ с поличным на Северном Кавказе, где они содействовали международному терроризму. Не менее памятна история с задержанием на Кавказе агента дочерней организации британской «Интеллидженс сервис» - «Хэло траст» («Halo Trust»); ее эксперты готовили чеченских террористов-подрывников.
США и Евросоюз не спешат хотя бы смягчить свою позицию по так называемым «правам человека» в Чечне (видимо, изменить ее по существу они явно не собираются). Британские газеты открыто именуют Англию «оплотом» международного терроризма: там базируются многие экстремистские организации типа Аль-Каиды, в частности Хизб ут-Тахрир, запрещенная во всем арабо-исламском мире, но нелегально действующая в Узбекистане (!).
Мало того. По сообщениям Франс Пресс, представитель ЦРУ 4-14 июля с.г. встречался и беседовал с бен Ладеном в Американском госпитале в Дубаи (Объединенные Арабские Эмираты), где тот лечился. (Затем бен Ладен спокойно отбыл в Пакистан, а офицер ЦРУ - в Лэнгли, для срочного доклада начальству. О чем?)
Итак, США не отказываются от двойного стандарта в подходе и к России, и к международному терроризму.
Компетентным специалистам непонятно, как именно собираются США нанести невозместимый ущерб своему противнику в Афганистане. Опыт 1999 г. показал, что, хотя некоторый ущерб инфраструктуре Югославии и удалось нанести, югославские вооруженные силы оказались практически неуязвимы. Тогда, попав в тупик чисто военного решения, США от него отказались.
В Афганистане нет развитой экономики и той инфраструктуры жизнеобеспечения, которой может быть нанесен ощутимый ущерб, зато естественных и искусственных укрытий более чем достаточно. Афганский народ прошел с 1975 г. школу длительной жестокой войны. Англичанам, которые спешат поддержать США, полезно вспомнить свой троекратный провал в Афганистане в XIX-XX вв. и обобщение войн Британии ветераном спецназа (SAS) майором Эллиот-Бэйтмэном («Поражение на Востоке»). Из опыта действий СССР ясно, что уповать на ракетные и авиаудары в совокупности с рейдами спецназа также нельзя: сомнительные тактические победы не обещают стратегического успеха, как и в случае вьетнамской войны.
Напротив, меры по обеспечению безопасности национальной территории США сразу предлагались и американскими, и зарубежными специалистами в качестве первоочередных. Ибо удар по ставке бен Ладена в Афганистане (даже если он приведет к его уничтожению) не решит ни одной проблемы.
По мнению руководства разведки США, «даже если сам бен Ладен будет убит, его организация будет действовать по плану, его люди уже находятся на местах, им даны инструкции и, если последуют военные удары с нашей стороны, эти люди реализуют задуманное» (известно, что как символ бен Ладен - вообще бессмертен).
США, по определению саудовской газеты «Аль-Баяд», уже «ушли в сторону от борьбы с терроризмом». В беседе с президентом Пакистана генералом Мушаррафом госсекретарь США К. Пауэлл подчеркнул: в новом правительстве Афганистана должны доминировать именно... талибы. Фактически США уже перешли на сторону главного врага Северного альянса - союзника России.
Комплекс мер безопасности и борьбы с терроризмом, принятых США, вызывает глубокие сомнения с методологической стороны; ведь инициатива явно не в американских руках. Операция «возмездия» в Афганистане заходит в тупик: бомбы падают не только на мирных жителей, но и на бойцов вроде бы союзного Северного альянса; антиамериканизм ширится в Пакистане и других странах. Англо-американские коммандос из рейда внутрь Афганистана вернулись с большим трудом и ничего не добились.
Безопасность же континентальной территории США по-прежнему весьма сомнительна. На днях на Манхэттене рухнуло еще одно здание, вовсе не затронутое событиями 11 сентября. Это символическое ЧП объясняется тем, что постройка рухнула при попытке надстроить над ней несколько новых этажей, но сделать это попроще, как обычно поступают в бедных окраинах Каира. Реформы силовых ведомств США (где новые структуры механически надстраиваются над старыми) чреваты примерно тем же эффектом.
Олег ЗОТОВ, «Русский журнал»,
http://www.russ.ru/ist_sovr/20011121_zotov.html