Почему рухнул СССР, почему рушились исполинские империи, казавшиеся ранее незыблемыми? Что означает недавнее подписание Черномырдиным и Росселем документов о частичном экономическом суверенитете Свердловской области? За "Уральской республикой" потянулась Калининградская область, которой по ее географическому положению сам бог велел быть самостоятельным государством, другие регионы страны. Сохранится ли Россия как унитарное государство?
История не является точной наукой поскольку не оперирует измеряемыми величинами, на основании которых можно было бы делать расчеты и предсказания. , Это напоминает положение в естественных науках и начале ХVI века, когда уже существовали представления температуре , давлении, концентрации, но не было надежных средств их количественного измерения. Лишь появление количественного анализа позволило построить здание современной технологической цивилизации.
| В лаборатории глобальных проблем |при Институте безопасного развития атомной энергетики РАН, которую возглавляет профессор Владимир Клименко завершена основная часть комплексных (на стыке разных наук) исследований, позволяющих дать ответы на многие историко-политические вопросы прошлого, настоящего н будущего. Достоверность исторических прогнозов, считают в лаборатории, приближается к достоверности прогнозов, даваемых точными науками. Собственно это уже не прогноз , в обычном понимании этого слова, это выявленные физические закономерности развития стран.
И если бы выкладки ученых лежали на столе Ельцина в конце позапрошлого года, может быть, он и не стал бы вводить войска в Чечню, а примирился с неизбежным... В индустриальную, а тем более пост индустриальную эпоху абсолютные значения величины территории и численности населения не играют роли. на первое место выхода другие характеристики. И главная среди них - энергетическая. Анализ показывает, что развитые страны за последние 20 — 25 лет достигли предела энергетического насыщения. Они закончили индустриальный этап развития и перешли к постиндустриальному или информационному этапу. Когда и он завершится для всех стран земного шара, это будет означать начало новой эры.
Прогнозы
Мифы и реальность
Крушение империи
«И последние станут первыми...» А первые, надо полагать, последними. Великие империи объединяют великие идеи. Которые, оказываются не чем иным, как великими мифами.
Миф номер один. На протяжении почти пяти веков, со времен псковского инока Филофея, назвавшего Московскую Русь третьим Римом, в России царила мессианская идея Великого Государства, Объединяющего Народы. Когда-то величина страны и количество населения действительно были основными признаками величия. Раз государство сумело стянуть под свою опеку или просто колонизировать более отсталые народы, значит, его военный, культурный и технологический уровень достаточно высок. В индустриальную же эпоху демографический и территориальный факторы постепенно утрачивают свое значение, на их место приходит некий общий и безыдейный фактор материального благополучия, поэтому индустриальные и постиндустриальные страны исследователи называют обществами потребления. Героическая миссия завершена, теперь давайте просто жить.
Миф номер два. Русские до сих пор думают, что Россия самая великая страна. В начале века она занимала третье место по численности населения в мире. К началу же XXI века Россия будет занимать девятое мято по количеству населения. Патриотов радует, что Россия все еще остается самым большим по территории государством. Увы, эта радость безосновательна. Являясь де-юре действительно самым большим государственным образованием в мире, де-факто Россия лишь на пятом месте по величине эффективной (то есть мало-мальски пригодной для жизни) территории. Ничего не попишешь, за 10 000 лет, с последнего ледникового периода белый человек так и не смог закрепиться в неблагоприятных для него местах, то есть в горах выше 2000 метров над уровнем моря и там, где среднегодовая температура не превышает -2°С. На "северах" плотность населения практически равна нулю, лишь некоторые палеоазиаты приспособились выживать там за тысячи лет. А из многих тысяч городов мира на высоте выше 2000 метров находятся лишь 5—6.
Итак, более двух третей территории нашей страны практически непригод-ны для проживания, ибо лежат либо выше изогипсы 2000 м, либо севернее изотермы в -2°С. Оплодотворенная большевистскими идеями Россия оказалась единственной страной, которая в массовом порядке решила покорять Север. Только в России в зоне экстремальных природных условий находят-ся большие города с числом жителей более 100 000: Воркута, Инта, Норильск. Сургут, Нижневартовск. На сегодняшний день холодные края покинули уже 40% населения. Да и при коммунистах люди рассматривали приполярье как временное пристани-ще, на котором можно накопить день-жат для покупки дома где-нибудь в Краснодарском крае. Конечно, Север — кладовая огромных богатств, но нельзя же вечно жить в кладовой!
Так вот, получается, что за это сто-летие бывшая Российская империя потеряла более половины (!) своей эффективной территории. Полезная площадь России уменьшилась до уровня XVI века. Круг замкнулся. Сегодняшние иноки-патриоты начи-нают свой поход к Великой империи практически с нуля.
Миф номер три. Русские думают, что Россия одна из самых природно богатых стран. Так ли это? С одной стороны, по запасам полезных ископаемых Россия действительно не имеет себе равных. Но с другой стороны, с точки зрения энергетической...
За последние 200 лет энергопотребление цивилизации возросло в пять раз. Это привело к увеличению сред-ней продолжительности жизни вдвое, в два раза сократило рабочую неделю и позволило обеспечить продуктами питания возросшее в шесть раз население планеты.
Но одно только потребление энергии на душу гражданина еще не говорит. Вот пример: Румыния хоть и потребляет энергии . населения на 20% больше, чем Испания, а по валовому национальному продукту отстает, от нее в 7 раз! Почему такая несправедливость? Потому что румынам не повезло со страной: холодно у них, и львиная доля добываемой энергии "впустую" переводится в тепло. И в расчетах необходимо учитывать количественную характеристику природных условий страны. Фактор холода ученые учитывают подставляя в формулы среднегодовую температуру в стране. В северных странах большая часть энергии идет на обогрев, то есть, строго говоря , на борьбу со стихией, а не на улучшение жизни людей. Другими словами, для обеспечения одного и того же уровня жизни северянам нужно затрачивать много больше энергии. В Исландии, где среднегодовая температура 0.9° С на каждого жителя приходится 9 ТУТ/ГОД. А на Мальте, где ,среднегодовая температура равна комнатной (18,5 градуса), никакое отопление вообще не нужно, и оптимальное потребление энергии при сравнимом уровне жизни составляет 2,5 ТУТ/год.
С этой точки зрения теплый климат такой же дополнительный экономический ресурс страны, как нефть и газ. И российское богатство недр углем и прочими ископаемыми весьма неудачно компенсируется ее удивительной климатической нищетой: у нас самая холодная страна мира.
Катастрофа?
Конец истории.
Аршином общим не измерить.
Учены ИБРАЭ РАН открыли закон энергетической неэффективности большого государства. Оказалось, что потребности в энергии увеличиваются не только там, где холоднее климат, но и там, где больше земли. Предельно допустимая площадь государства, после превышения которой существование страны делается энергетически невыгодным, равна приблизительно 500 тыс. км2.
Именно закон неэффективности большого государства объясняет тот загадочный до последнего времени факт, почему один японец тратит -4.5 ТУТ/ГОД, а американец аж целых 11! И это при одинаковой среднегодовой температуре в обеих странах (+11,2°С) и примерно равном уровне жизни.
Быть большим невыгодно: слишком долго идет сигнал. Затухание большое, искажения, помехи. Пока из крохотного мозга динозавра дойдет команда до задних ног. мелкий зверь уже пообедать успеет. Отсюда - низкая эффективность энергоинформационного обмена в стране. Ведь весь оборот товаров, ресурсов, все управленческие решения, все товарно-транспортные потоки можно свести к энергоинформационной модели точно так же, как любую массу и физике можно выразить не в килограммах, а в единицах энергии — джоулях. Получается, что чем больше страна, тем она "тормознее".
Вот хотя бы транспортный перерасход. Сами же американцы, любящие статистику, подсчитали свои транспортные потери: на единицу валового национального продукта они расходуют почему-то- на 20% энергии больше чем европейцы. В том числе и на транспорт самой произведенной энергии. Пока ее доставишь с одного края на другой, пятую часть как раз и теряешь.
Есть и еще факторы потерь. Большая страна состоит из разны родно-климатических регионов
Разность природных условий приводит к тому, что для поддержания при одинакового уровня жизни разных регионов федеральному правительству приходится заниматься -"коммунистическим перераспределением " - брать у природно богатых и дотировать "прио родных маргиналов".
Наконец, культурно-психологическая разница регионов. Сложно с одинаковыми законами и правилами, писанными в федеральном центре, управлять периферией, где культурно-природная среда может отличаться кардинально. Такое несоответствие центральных установок местным условиям и обычаям тоже есть фактор неэффективности, то есть чистый перерасход энергии. Строго говоря, даже в небольшой Германии эффективность управления разными землями из одного федерального центра неидеальна. Но здесь неидеальность пренебрежимо мала и компенсируется другими факторами. А для столь разных по укладам регионов, как например, в СССР Прибалтика и Средняя Азия, эта неэффективность была непозволительно велика.
Система энергетически невыгодная должна развалиться. Это уже чистая физика. СССР треснул и развалился, срелаксировав невыносимое внутреннее напряжение. И на этом процесс распада, конечно, не остановится. Энергетика будет колоть страну до эффективных площадей максимум в 500 ты. км2. Развал многонациональных территориальных образований есть объективный процесс, четко просле-живающийся в XX веке. В начале столетия н:1 земном таре насчитывалось 52 независимых государства, в середине века — ; 82, теперь их число превышает 200. Если это не ясно видимая тенденция, то как же это тогда назвать?
Можно ли что-то сделать, спасти империю? Не-а, нельзя. Можно оттянуть распад, передав, максимум самоуправления на места (что сейчас и происходит). Но это только снизит напряжение, не решив проблему кардинально. Местные власти выступают как обычные ретрансляторы в цепи передачи информационного сигна-ла. Но ретранслятор тоже вносит ошибки. Суть в том. чтобы не передавать руководящую информацию на места, а вырабатывать ее на месте. На что уж в США, Канаде, Австралии юридически самостоятельны штаты, а все равно потерн "на империю" очень велики. Пусть нашим доморощенным патриотам послужит утешением, что и США, и Канада, и Китай, и Австралия, и все другие большие государственные образования развалятся. Сепаратизм не глупая амбициозность отдельных местных лидеров, а выражение через социальную психологию объективных энергофизических механизмов истории.
Географы выделяют на территории России 36 так называемых природных стран — регионов с однотипными природными условиям и примерно по границам этих природных стран и будет происходить деление. Экономическая судьба этих стран сложится более удачно, чем судьба унитарной России.