От Руслан Ответить на сообщение
К Н.H.
Дата 21.08.2015 18:04:44 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Ссылки; Версия для печати

Десталинизация продолжается

http://government.ru/media/files/AR59E5d7yB9LddoPH2RSlhQpSCQDERdP.pdf

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 августа 2015 г. No 1561 - КОНЦЕПЦИЯ

государственной политики по увековечению памяти
жертв политических репрессий
I. Общая характеристика
и современное состояние правоотношений
в сфере увековечения памяти жертв политических репрессий
Развитие Российской Федерации на современном этапе
характеризуется повышенным вниманием общества к таким важным
факторам устойчивого развития страны, как рост
благосостояния граждан
и совершенствование общественных отношений. В связи с этим возникает
необходимость разработки эффективной государственной политики в
области обретения обществом согласия по вопросам формирования
наиболее значимых социальных ценносте
й. Это предусматривает создание
необходимых социальных и экономических условий для инновационного
развития страны, конструктивного взаимодействия структур
государственного управления с институтами гражданского общества.
В Концепции долгосрочного социально
-
экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. No 1662
-
р, ведущая роль в инновационном развитии страны отводится
формированию человеческого капитала, а
значит
-
созданию такой
социально
-
культурной среды, в которой четко обозначены цели развития
общества, а также сформулированы такие задачи построения
национальной идентичности, как:
формирование правового государства, в основе которого заложено
соблюдение
прав человека, социальных и этнических групп населения
страны;
2
гармонизация межэтнических отношений внутри страны и
укрепление ее позитивного образа за рубежом;
поддержание нравственных ориентиров развития общества,
включающих формирование деятельного патр
иотизма.
Россия не может в полной мере стать правовым государством и
занять ведущую роль в мировом сообществе, не увековечив память многих
миллионов своих
граждан
, ставших жертвами политических репрессий.
Особенно важным в этой связи является осознание тра
гического опыта
России, пережитого страной и ее гражданами после октябрьских событий
1917
года, который характеризуется разрывом традиций, утратой
преемственности культурного опыта, разрушением межпоколенческих
связей. Вследствие репрессий страна пережила
масштабные социальные
катаклизмы. Помимо колоссальных потерь, понесенных в период
Гражданской и Великой Отечественной войн, Россия пережила целый ряд
иных трагедий, в числе которых:
гонения на представителей религиозных конфессий;
послереволюционная эмигра
ция наиболее образованной части
населения, многолетняя дискриминация тех представителей
дореволюционной элиты, кто предпочел остаться в России;
коллективизация, повлекшая за собой многочисленные жертвы среди
высланных и раскулаченных, а также разрушение ин
дивидуального
крестьянского хозяйства, которое было основой экономики страны
на
протяжении веков;
связанный с насильственной коллективизацией голод, унесший
жизни миллионов людей;
массовые репрессии, в ходе которых миллионы людей были лишены
жизни, стали у
зниками ГУЛАГа, были лишены имущества и подвергнуты
депортации.
В 1953
году руководством СССР была начата реабилитация жертв
политических репрессий. Она осуществлялась по заявлениям
пострадавших от репрессий, а также их родственников. В 1955
-
1962
годах
р
одственникам расстрелянных органы ЗАГС по представлениям
соответствующих органов выдавали свидетельства о смерти с
вымышленными датами и причинами смерти расстрелянных. С 1963 года
органы ЗАГС стали выдавать свидетельства о смерти, в которых была
указана т
очная дата расстрела, однако вместо причины смерти ставился
прочерк. При этом места массовых казней и погребений не были преданы
огласке, а документы о них остались засекреченными.
3
В 1987
году процесс реабилитации был возобновлен. К этому
времени в СССР ос
тавались нереабилитированными миллионы жертв
репрессий.
28
сентября 1987
г. была учреждена Комиссия Политбюро ЦК КПСС
по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями,
имевшими место в период 30
-
40
-
х и начала 50
-
х годов. 4
июля 1988
г.
был
о принято решение
"
О сооружении памятника жертвам беззаконий и
репрессий
"
.
16
января 1989 г
. был
принят
Указ Президиума Верховного Совета
СССР
"
О
дополнительных мерах по восстановлению справедливости
в
отношении жертв репрессий, имевших место в период 30
-
40
-
х и начала
50
-
х годов
"
. Подлежали отмене внесудебные решения
"
троек
"
и
"
особых
совещаний
"
. Поддерживались инициативы по созданию памятников
жертвам репрессий, а также содержанию в надлежащем порядке мест их
захоронения.
14
ноября
1989
г. и 7
марта 199
1
г. были признаны незаконными
и отменены репрессивные акты против народов, подвергшихся
насильственному переселению. 13
августа 1990
г
. репрессии середины
1920
-
1950
-
х годов были признаны незаконными, а права всех жертв
политических репрессий
-
подлежащ
ими восстановлению.
В 1989 году началась массовая реабилитация. Был найден и предан
гласности ряд мест массовых погребений, среди них Куропаты, Левашово,
Бутово, Коммунарка. Появились первые
к
ниги памяти о погибших и
пропавших без вести от репрессий.
После
событий августа 1991
г. Правительство Российской
Федерации продолжило программу реабилитации, подкрепив ее
законодательными актами. Принципиально новым стало признание факта
политических репрессий в досталинс
кое и послесталинское время.
18
октября 1991
г.
был принят и действует до настоящего времени Закон
Российской Федерации
"
О реабилитации жертв политических репрессий
"
.
Был установлен День памяти жертв политических репрессий
-
30 октября.
В 1992
году были созданы комиссии по восстановлению прав
реабилити
рованных жертв политических репрессий и приняты следующие
нормативные правовые акты по указанным вопросам:
Постановление Верховного Совета Российской Федерации
от 22
мая 1992
г.
No
2822
-
I
"
О
событиях в городе Новочеркасске
в июне 1962 г
ода
"
;
4
Указ Президе
нта Российской Федерации от 10
января 1994
г.
No
65
"
О событиях в г. Кронштадте весной 1921 года
"
;
Указ Президента Российской Федерации от 24
января 1995
г.
No
63
"
О восстановлении законных прав российских граждан
-
бывших
советских военнопленных и гражданск
их лиц, репатриированных в период
Великой Отечественной войны и в послевоенный период
"
;
Указ Президента Российской Федерации от 14
марта 1996
г. No
378
"
О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших
жертвами необоснованных репрессий
"
;
Указ
Президента Российской Федерации от 18
июня 1996
г.
No
931
"
О крестьянских восстаниях 1918
-
1922 годов
"
;
постановление Правитель
ства Российской Федерации от 10
октября
1996
г.
No
1247
"
О создании мемориальных комплексов в местах
захоронений советских и поль
ских граждан
-
жертв тоталитарных
репрессий в Катыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область)
"
.
Указом Президента Российской
Федерации от 7 ноября 1996
г.
No 1537
день 7
ноября был объявлен Днем согласия и примирения.
После 1996 года из важных собы
тий можно отметить р
еабилитацию
в 2008 году членов и
мператорской фамилии.
Были изданы сотни
к
ниг памяти с именами репрессированных,
тысячи исследований и сборников документальных материалов
о репрессиях, установлены памятные знаки и монументы жертвам
репр
ессий, продолжалась работа с архивными материалами, создавались
тематические музейные экспозиции.
В 1991
-
2014
годах были реабилитированы 3510
818
человек, а также
признаны подвергшимися политическим р
епрессиям и реабилитированы
264
085 человек (детей репре
ссированных лиц).
В связи с
вступлением в силу Федерального конституционного
закона от 21
марта 2014
г.
No
6
-
ФКЗ
"
О принятии в Российскую
Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской
Федерации новых субъектов
-
Республики Крым и города федер
ального
значения Севастополя
"
издан Указ Президента Российской Федерации
от 21
апреля 2014
г.
No
268
"
О мерах по реабилитации армянского,
болгарского, греческого, крымско
-
татарского и немецкого народов и
государственной поддержке их возрождения и развития
"
, в соответствии
с которым прогнозируется увеличение количества заявлений
о предоставлении государственной услуги по выдаче справок
о реабилитации жертв политических репрессий от лиц из числа этих
народов.
5
За прошедшее после 1953
года время в России про
цесс реабилитации
не был завершен. Точное число репрессированных лиц остается
неизвестным. Общенациональный памятник жертвам политических
репрессий не установлен. До сих пор не проведена необходимая работа по
выявлению мест захоронения жертв репрессий. В р
яде регионов
(Алтайский край, Республика Коми, Республика Татарстан, Псковская и
Самар
ская области и др.) в изданных к
нигах памяти названы почти все
репрессирова
нные, но в некоторых субъектах Российской Федерации
таких
к
ниг памяти до сих пор нет. Недопусти
мыми являются
продолжающие
ся попытки оправдать
репрессии
особенностями времени
или вообще отрицать
их
как факт нашей истории.
II. Общие положения, цели и задачи настоящей Концепции
Настоящая Концепция разработана на основе положений,
содержащихся в Конце
пции долгосрочного социально
-
экономического
развития Российской Федерации на период до 2020
года. При подготовке
настоящей Концепции учтены положения Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации до 2020
года, утвержденной Указом
Президента Росс
ийский Федерации от 12
мая 2009
г.
No
537
"
О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года
"
,
Стратегии
государственной
национальной политики Российской
Федерации на период до 2025
года, утвержденной Указом Президента
Российской Федер
ации от 19
декабря 2012
г.
No
1666
"
О
Стратегии
государственной
национальной политики Российской Федерации на
период до 2025
года
"
, государственной программы Российской Федерации
"
Развитие культуры и туризма
" на 2013
-
2020
годы, утвержденной
постановл
ением Правител
ьства Российской Федерации от 15
апрел
я
2014
г.
No
315
, а также Бюджетного послания Президента Российской
Федерации о бюджетной политике в 2014
-
2016 годах и ряда программных
выступлений Президента Российской Федерации.
Настоящая Концепция п
редусматривает основные направления,
формы и методы деятельности по увековечению памяти жертв
политических репрессий. Основными стратегическими целями настоящей
Концепции являются:
разработка и реализация эффективной государственной политики в
сфере увеко
вечения памяти жертв политических репрессий, а также
деятельного патриотизма;
6
создание необходимых социальных условий для инновационного
развития страны, реализуемых на основе активного взаимодействия с
институтами гражданского общества;
развитие интеллект
уального и духовного потенциала личности.
Для достижения этих целей в рамках реализации настоящей
Концепции должны быть решены следующие задачи:
создание условий для укрепления морального здоровья общества, в
том числе путем формирования принципов деятельн
ого патриотизма в
партнерстве с религиозными и другими общественными объединениями;
создание условий для свободного доступа пользователей к архивным
документам и иным материалам, связанным с вопросами политических
репрессий, в соответствии с требованиями з
аконодательства Российской
Федерации;
формирование инфраструктуры, связанной с увековечением памяти
жертв политических репрессий, и использование ее в качестве ресурса
развития территорий;
обеспечение доступности для населения мемориальных объектов,
посвящ
енных памяти жертв политических репрессий;
создание образовательных и просветительских программ по
указанной проблематике.
Реализация настоящей Концепции должна осуществляться в
соответствии со следующими принципами:
признание преемственности исторического
развития Российской
Федерации;
осознание трагичности общественного раскола, повлекшего за собой
события 1917
года, Г
ражданскую войну, массовые политические
репрессии;
необходимость объективного анализа как достижений советского
периода, так и его трагичес
ких страниц, в том числе массовых
политических репрессий;
осуждение идеологии политического террора.
III. Основные направления деятельности по увековечению
памяти жертв политических репрессий
В рамках увековечения памяти жертв политических репрессий
пла
нируются следующие мероприятия:
7
мемориализация, то есть формирование и развитие в местах
массовых захоронений жертв политических репрессий памятных мест,
увековечивающих память жертв политических репрессий;
обеспечение для пользователей доступности архивны
х документов и
иных материалов, связанных с вопросами политических репрессий, в
соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
разработка образовательных и просветительских программ по этой
теме с
их
последующим включением в общеобразов
ательные программы
основного общего и среднего общего образова
ния и в сетку теле
-
и
радиовещания страны;
проведение научно
-
исследовательских работ и циклов мероприятий,
направленных на увековечение памяти пострадавших от репрессий;
укрепление базы музейных
, архивных, образовательных и иных
организаций для ведения научно
-
исследовательской, научно
-
архивной,
библиотечной, музейно
-
мемориальной, образовательной и
просветительской работы в области увековечения памяти жертв
политических репрессий, а также для патр
иотического воспитания
молодежи;
обеспечение размещения в соответствующих музейных учреждениях
экспозиций, отражающих историю советского периода в соответствии с
принципами, изложенными в разделе II настоящей Концепции;
археологические и научно
-
исследовате
льские работы по выявлению
мест массовых захоронений жертв политических репрессий;
создание общероссийской информационной системы для музейно
-
мемориальной сети, единой мультимедийной
к
ниги памяти, а также баз
данных в сфере увековечения памяти жертв полити
ческих репрессий;
обеспечение доступа к архивным материалам с учетом требований
законодательства Российской Федерации;
разработка учебных пособий и программ.
IV. Этапы реализации настоящей Концепции
Реализацию настоящей Концепции предусматривается осущес
твить
в 2015
-
2019 годах.
В рамках реализации настоящей Концепции предусмотрены
следующие этапы выполнения работ:
I
этап (2015
-
2016
годы)
-
этап, предполагающий проведение
основных мероприятий, связанных с созданием основных музейно
-
8
мемориальных компле
ксов и тематических экспозиций по увековечению
памяти жертв политических репрессий, а также разработку методических
материалов по формированию учебных пособий образовательных
программ, создание баз данных, книжно
-
журнальной и аудиовизуальной
продукции, про
ведение научно
-
исследовательских работ, конференций,
семинаров и иных мероприятий;
II
этап (2017
-
2019
годы)
-
этап, предусматривающий завершение
работ по реализации наиболее значимых проектов в области увековечения
памяти жертв политических репрессий. Ос
обенно важным представляется
реализация завершающего этапа в связи с тем, что на 2017
год приходятся
сразу две памятные даты
-
100
-
летие революционных трансформаций
1917
года, повлекших за собой раскол общества и огромные потери
населения страны, и 80
-
лет
ие событий 1937 года, на который приходился
пик политических репрессий в отношении гражданского населения.
Завершение работ по увековечению памяти жертв политических репрессий
должно способствовать выработке основ для дальнейшего партнерского
взаимодействи
я государства и гражданского общества.
V. Финансовое обеспечение реализации настоящей Концепции
Настоящая Концепция реализуется за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств
внебюджетных источников.
VI.
Оценка ожидаемой эффективности и результативности
реализации настоящей Концепции
В ходе реализации настоящей Концепции предполагается
достижение следующих результатов:
укрепление единства культурного пространства страны как условия
сохранения государств
енной целостности России при многообразии
населяющих ее народов;
создание благоприятных условий для социокультурной, научно
-
исследовательской и просветительской деятельности;
увеличение доступности предлагаемых населению услуг по
архивному и музейному напр
авлениям, а также информации, связанной
с политическими репрессиями, с учетом норм законодательства
Российской Федерации;