Стоп-стоп! …
Вы сознательно путаете? … или запутались сами?
Начнем с малого.
Речь идет о социализации, коллективе, бюрократии и обществе. Верно?
При этом Вы делаете «авторитетную» ссылку:
>И благодаря опыту Макаренко, Худенко, Левина такая альтернатива уже открыта.
Какой именно Левин? – их море израилевáнное – просветите.
Далее – Худенко … Это который Иван Никифорович? Если да, то, о каком его опыте идет речь? О том самом, – совхозном в Казахстане? …
Так это весьма далеко от данной темы! …
Теперь А.С. Макаренко.
Даю краткую ссылку на суть его воззрений. Пусть это не оригинальный текст, зато по существу, – Подласый И.П., Педагогика, стр. 302 и далее: http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-302.shtml#book_page_top
Прошу обратить внимание, что:
1. Макаренко занимался мальчишками от примерно 7 до 15-16 лет. В общем, беспризорными в трудовой колонии. Это были не просто дети, а лишенные возможности социализации через семью.
2. По этой причине все (!) наработки Макаренко весьма адекватны и вызывают должное уважение, но …
3. Он не писал, о применении данного опыта становления коллектива для взрослых людей.
Или мы чего-то упустили? … Можете указать – что именно и где?