Ветвь в откликом С.Г. на статью Ципко глубоко в Архиве, рискну реанимировать эту давно молчащую нить семинара.Тема"красного патриотизма" остается остро дискуссионной. Недавно с ответом Ципко и на тему актуальности "нового левого патриотизма"выступил А.Дугин.
=======
цитаты
Патриотическая оппозиция, пользуясь огромной поддержкой народа - пусть не всего, но гигантского его сектора - в большинстве случаев вела себя в стиле калеки в каталке или нищего на паперти. Она пугалась бесплотных теней, в критический момент сдавала "своих" врагам, выкрикивала злобные и безответственные проклятия именно тогда, когда можно было договориться о принципиальных вопросах, лишь слегка изменив тон, и наоборот, была предельно покладиста в те периоды, когда от нее требовались жесткость и твердость. Заседая третий срок в Думе, КПРФ умудрилась не организовать ни одной реальной информационной структуры федерального уровня. Имея нескольких глав администраций и губернаторов в своих рядах коммунисты не создали никакой мало-мальски весомой инфраструктуры, сопоставимой не только с успехами крупных олигархов и административного ресурса, но и с оргталантами частных предпринимателей. ЛДПР доказало, что один дерзкий и остроумный авантюрист с дурным вкусом способен в такой ситуации отвоевать полцарства, а тяжелый, опирающийся на гигантский сектор населения краб КПРФ все ноет, что ему недостаточно депутатов в Думе. Передовицы же "Завтра" из года в год обреченно сетуют в эстетике delirium tremmens на крылатых хорьков и когтистых стрекоз, развлекая разве что "правых" наркоманов. Про маразматический стиль, культивацию неадекватности, бравирующую косность подавляющего большинства патриотических проектов я уже не говорю - это своего рода брэнд.
Одним словом, налицо колоссальный провал, который его главными действующими лица оппозиции не собираются ни признавать, ни осмыслять ни исправлять. К великому сожалению, это будет длиться еще довольно долго, так как вместо воспитания нового патриотического сознания патриотическая оппозиция затрачивала основные усилия на культивацию нелепых предрассудков, поощрение невежественных мифов, с густо перемешанной черносотенной и архаико-коммунистической лексикой. (Стоит заметить, что в целом русскому патриотизму и особенно красному ксенофобия и антисемитизм органически чужды, и хаотичные апелляции к этим реалиям видятся идеологами партиотов как дань предрассудкам улицы или популистский ход примитивного объяснения наших неудач и трагедий.) Крах патриотической оппозиции, который, на самом деле, объективно способствовал лишь триумфу либерал-реформаторов и западников, это трагедия России. И вина за провал противостояния конкретна и велика. Чем объяснить неадекватность оппозиции? Варианты ответа:
- Общим вырождением правящего класса и интеллигенции в позднесоветском периоде. Это было столь спокойное и комфортное время, что власть и интеллигенция разучились думать. Мысль всегда сопряжена с риском, с опасностью. Безопасная мысль - это имитация, банальность, рециклирование уже сказанного. Причем безответственность и скудость мышления интеллигенции, настроенной антисоветски, была менее очевидной, так как она апеллировала к иной системе ценностей - либерально-западных, а эта система была сама в себе довольно последовательной и осваивать ее закономерности представлялось кое-кому увлекательным занятием. Отсюда элемент свежести. Патриотическая, консервативная часть позднесоветского общества, столь же растерянная и неадекватная по существу, была вынуждена настаивать на штампах, которые полностью потеряли смысл, стерлись, десемантизировались
...
Левый патриотизм - либо в пассионарном творческом обличии левого евразийства, либо в умеренной форме национально ориентированной социал-демократии - это надежный цоколь возрождения России, историческая база новой нарождающейся идеологии. Совершенно неверно отождествлять бледную и хилую пародию на этот левый патриотизм в лице оппозиции с ее огненным онтологическим ядром. Это ядро еще не обнаружило своего истинного потенциала. То, что Цыпко принимает за "красный патриотизм" -- это малозначимый эпифеномен гораздо более глубокой и серьезной реальности. Просто исторически исчерпанные и преодоленные люди, олицетворяющие последние годы патриотическую оппозицию, задешево промотали и грубо исказили созвездие ценнейших интуиций крупнейших национальных мыслителей и пророков России 20 века
Левый патриотизм не досадное прошлое, не дань воспитанию, не безрефлекторная инерция… Это остов образа будущего, только будущее это предстоит вырывать из бездны реальности новым людям, людям максимального гуманизма, чьи сердца призовут световые фигуры истинных вождей.
Заключаю. -- Кризис старой патриотической оппозиции очевиден. Она исторически проиграла. Она оказалась политически неадекватной. Она не смогла встать на один уровень с историей. Из этого следует: нужен патриотизм иного рода, нового поколения. В этом пункте я согласен с Цыпко, и не только с Цыпко, это, кажется, общее место. Но это отнюдь не означает, что политический проигрыш происходит из-за сочетания национальных и социальных мотивов в патриотическом движении. Напротив, если бы эти моменты были разведены, как того хотелось многим политтехнологам ельцинского периода - в том числе иностранным, эта оппозиция давно потеряла бы даже те скромные высоты в политике, которая она имеет сегодня. Если и есть что ценное в патриотической оппозиции, так именно это сочетание. Правда, оно подается приземленно и фрагментарно, с угрюмой скукой в одном случае, и с неестественной, безвкусной веселостью и сенильным легкомыслием в другом. Что же касается правого просвещенного патриотизма, то с ним все довольно предсказуемо. Либо он будет вялым и безжизненным, куда более вялым и безжизненным, нежели КПРФ, либо его в какой-то момент занесет, и он начнет оживать, напитываться исторической энергией, духом цивилизационной самобытности, а тогда он постепенно и, быть может, незаметно для самого себя будет смещаться влево.