От Дмитрий Ниткин Ответить на сообщение
К Pout
Дата 21.01.2002 00:43:48 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Показатели; Глобализация; Версия для печати

Еще одна бредовая заметка

То, что ППС рубля к доллару существенно выше единицы – не секрет. Точно оценить ППС сложно, поскольку это существенно зависит от выбора «корзины» потребительских товаров. Кроме того, всегда надо иметь в виду степень удовлетворенности спроса и степень свободы ценообразования внутри страны. Если в какой-нибудь Кампучии государство всех кормит почти даром похлебкой, не допуская на свободный рынок другие товары, то это еще не значит, что кампучийская денежная единица ценнее доллара. В принципе, можно считать, что в 1961 г. ППС рубля к доллару был равен 1, то есть официальный курс правильно отражал покупательную способность на потребительском рынке. В дальнейшем перерасчет официального курса велся с учетом изменения курса доллара к золоту, после 1973г. – к пакету главных мировых валют. Инфляция рубля при этом не учитывалась, в результате официальный курс далеко отошел от покупательной способности, и в коммерческих расчетах почти никогда не использовался. К середине 80-ых годов реально используемый коммерческий курс рубля при импорте был не меньше 2,5 руб/доллар. Откуда взялась цифра 0.43 руб/долл, используемая автором – сказать трудно.

Но дело не в этих частностях. Попробуем разобраться, как вообще можно потерять во внешней торговле, торгуя по мировым ценам? Низкий курс рубля затрудняет импорт, являясь естественным дополнением к импортным тарифам и защищая внутренний рынок. Здесь потерять просто невозможно, можно только сэкономить на отказе от покупки не сильно нужных товаров. Одновременно низкий курс рубля облегчает экспорт товаров, поскольку издержки на их производство в долларовом эквиваленте по внутренним ценам становятся существенно ниже рыночной стоимости товара. Соответственно, потери возможны только при экспорте – в случае, если внутренние издержки на производство, пересчитанные по мировым ценам, выше мировых цен на продукт. В этом случае рентабельность экспорта – фиктивная, и идет фактический отток прибавочной стоимости из страны. Для предотвращения данных негативных последствий возможны два выхода: установление экспортных пошлин или меры по приближению внутренних цен к мировым (а ППС – к единице). Первый путь требует аккуратной и взвешенной промышленной политики, поскольку в принципе направлен на снижение конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке. Второй путь несколько проще, но чреват разорением неконкурентоспособных на мировом рынке производств – со всеми вытекающими последствиями. Второй путь применялся преимущественно до 1998г., первый – после кризиса. Результаты, на мой взгляд, очевидны.

Что же касается упражнений с цифирями г-на Самохина, то они являются просто верхом экономической безграмотности, на их фоне даже Паршев – светило науки. Вот где воистину актуален вопрос: сколько стоит диссертация?