От Artur Ответить на сообщение
К K
Дата 26.06.2014 22:50:26 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Версия для печати

Нет

вы затронули очень сложный и многоплановый вопрос, его ответ требует анализа большого числа дисциплин. Потому более или менее короткий ответ на него может быть только тезисным.

>Есть модели Маркса, они требуют корректировки.


Марксизм это цепочка из диамата, истмата и политэкономии, в которой общим фундаментом является диамат. Для политэкономии же непосредственным фундаментом является истмат - учение о спасении, необходимо содержащее в себе некую антропологическую модель.

Вне этой цепочки любое отдельно взятое определение истмата и/или политэкономии в конечном счёте оказывается висящим в воздухе.

В основе каждой философии прямо или косвенно лежит некоторое определённое представление о человеке, которое расширяется в дисциплинах таких как истмат.

Есть хорошие исследования Э.Фрома о антропологической модели, лежащей в основе истмата. Их нетрудно расширить анализом диамата

У Китая, например, своя цепочка таких дисциплин на основе конфуцианства.

В любом случае, цепочка дисциплин философия, истмат/учение о спасении, политэкономия/учение о праведной жизни имеется в наличии для каждой религии. Но религии делают упор на индивидуальном спасении, а дисциплины типа марксизма на коллективных/социальных явлениях.

Следовательно религиозная цепочка дисциплин более фундаментальна. модернизировать марксизм невозможно, его можно только расширять, но расширить марксизм означает создать на его основе полноценную религию.

А это означает потерять преимущества марксизма.
Поясню, о чём идёт речь

Маркс сам говорил о том, что разные области знания могут быть друг другу структурно тождественны, в частности он приравнивал политэкономию к немецкой классической философии.
Поэтому если исходить из такого соответствия, то марксизм безусловно тождественен классической физике.

А любая религия, как минимум, тождественна теории систем, т.е квантовой механике. Собственно говоря, квантовая механика и классическая физика дополняют друг друга, а не конкуренты.

Русский марксизм - ленинизм+сталинизм, вполне себе комлиментарен православию.

Модернизация марксизма возможна только в некоторых частностях. Реально возможно только расширение марксизма, но тогда, став по истине универсальным учением пригодным для личного и общественного уровня, он с неизбежностью вторгнется в поле религии, и начнёт конкурировать с ней, что вызовет сильнейшее отторжение/противодействие культуры, результат которого трудно предсказуем.

Такое расширение марксизма известно давно - это марксизм Богданова, давно выброшенный на свалку истории.