От IGA Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 19.05.2014 23:13:21 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Ссылки; Тексты; Версия для печати

Сохранить государственное и бесплатное здравоохранение!

http://saversky.livejournal.com/76863.html
О возвращении системы Семашко

«О возвращении национальной
модели здравоохранения»

Президенту Российской Федерации
Путину В.В.

Уважаемый Владимир Владимирович!

В январе текущего года Вы заявили1, что направлять на развитие медицинской инфраструктуры исключительно государственные средства достаточно сложно, неэффективно, затратно, и порой просто это деньги в никуда. Поэтому необходимо искать решения в рамках различных моделей государственно-частного партнёрства, создавать для бизнеса привлекательные условия».

Тогда же Вы сказали, что все потенциальные риски предпринимаемых здесь шагов должны быть детально просчитаны и учтены.

Чуть позднее и Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко назвала2 здравоохранение России «черной дырой» для бюджета.

К сожалению, предложенное Вами направление развития здравоохранения действительно имеет слишком много рисков и ведет к еще более неэффективному использованию ресурсов государства. Ведь именно попытка перевести систему здравоохранения с административного способа управления на рыночный и превратила медицину России в «черную дыру». На каждом шагу возникли неопределенности: что платно, что бесплатно, кто, кому, сколько, за сколько должен и должен ли вообще? На каждом уровне субъекты здравоохранения используют неопределенности, чтобы зарабатывать деньги, замечая те нормы права, которые позволяют им это, и не замечая запрещающих.

Но если даже сейчас государству сложно управлять системой государственных учреждений, которые ему прямо подчиняются, то как оно будет управлять тысячами организаций с другой организационно-правовой формой, которым нельзя приказать, а нужно каждый раз договариваться, как лечить, кого лечить, чем и за сколько? При этом ГЧП не обязаны по Конституции РФ оказывать бесплатную помощь — это обязанность только государственных и муниципальных учреждений. В силу прямого интереса ГЧП получать прибыль они будут сокращать издержки и увеличивать всеми правдами и неправдами свои доходы на страхе, болезнях и незнании людей. О выполнении единых стандартов не может быть и речи, поскольку в силу закона по желанию пациента стандарт может быть выполнен частично, а уж создать желание у пациента может любой врач, если перед ним поставлена такая задача. Таким образом, неопределенность всей системы увеличится, управляемость станет мало заметной.

Здесь следует задать вопрос: во что же обходится государству неопределенность? К сожалению, она поглощает все имеющиеся ресурсы, потому что все, что есть в системе, работает неопределенно, начиная с возможности получать деньги за одни роды из пяти разных источников (ФСС. ОМС, бюджеты разных уровней, платно, ДМС) и заканчивая приписками в медицинской отчетности, искажая статистику и дестабилизируя экономику, что приводит к ошибкам в принятии решений на всех уровнях.

Попытка перевести здравоохранение на рыночные отношения сравнима с переходом на них армии, МВД, прокуратуры, судов: и те, и другие охраняют граждан — порядок, безопасность, здоровье. Но никому не приходит в голову перевести указанные структуры на рыночные отношения в силу совершенно ясных причин. Так почему в медицине пошли по этому пути? Потому что так сделано в западных странах, но это — ошибочное сравнение в их пользу. Вы удивитесь, но на самом деле мы их сильно обогнали — ведь у нас есть государственная система здравоохранения, а у них нет, они хотели бы иметь свое собственное здравоохранение, но это очень дорого, а мы построили, и вот теперь откатываемся назад, к ним. Поэтому все рушится, потому что идем назад, а нужно продолжать развивать то, что было создано народом раньше, и что пытаются скопировать другие страны — систему Н.А. Семашко.

Отождествление системы охраны здоровья с армией вполне уместно: вертикаль управления, которая должна существовать от министра до медсестры, работа по закону, приказу и стандарту при наличии хорошего уровня заработной платы и условий работы, адекватность и неотвратимость ответственности за нарушение приказа, планирование деятельности, нормирование — привнесет необходимый уровень порядка без особой нужды в рыночном регулировании.

Мы не можем построить еще одну систему здравоохранение, чтобы она конкурировала с имеющейся, да и незачем. Ведь даже выбор врача — абсурден: мы что — плохого врача оставим другим пациентам, детям, нашим родителям, соседям?

Государство уже сделало большой шаг в направлении определенности, федерализовав Фонд обязательного медицинского страхования в 2010 году, но действие оказалось незавершенным — теперь финансовая вертикаль есть с некоторыми элементами (ненужными, кстати) рынка (тарифами, СМО и пр.), а управленческой вертикали нет — Минздрав России управляет только своими ФГУ, а здравоохранения субъектов РФ и муниципалитеты живут своей жизнью, усиливая неопределенность. При этом ФФОМС и дальше должен осуществлять в системе функции единого страховщика, задача которого заплатить за пациента деньги при наступлении страхового случая. Только платить он их должен не по тарифам, а по плановым нормативам (врачу — по факту нахождения на работе) и в некоторой степени по удовлетворенности пациента (премии).

Создание собственной системы здравоохранения и определенность вывела СССР на 22-ое место в рейтинге Всемирной организации здравоохранения по качеству и доступности помощи в 1978 году, а сегодня мы лишь на 127-130-м, и нет особых надежд на улучшение, несмотря на увеличение финансирования. Из сказанного выше ясно почему это так - ведь не здравоохранение, а именно неопределенность является черной дырой для бюджета! Значит, бороться надо, прежде всего, с неопределенностью. С ней бороться можно только определенностью. Для медицины России система Н.А. Семашко является совершенно органичной, в то время, как построение сложно регулируемых рыночных механизмов являются чужеродными с соответствующим отношением к ним граждан.

Прошу Вас учесть так же тот факт, что жизнь человека — само ее существование, продолжительность, качество - является целью и смыслом существования любой государственной системы, в частности, и государственной экономики. Но та же жизнь - основная производительная сила, и для корректных экономических расчетов зарождение человеческой жизни и ее развитие знаменует необходимость денежных вложений в нее, как в новую единицу производительных сил, которая окупит себя, много лет спустя. Это дает длинный инвестиционный цикл, в котором ясно видно, что здоровый человек даст государству намного больше прибыли, чем больной. При таком подходе вложения государства в охрану здоровья — это не «деньги в никуда», и не черная дыра, а непосредственные инвестиции в саму жизнь и экономику страны, то есть в смысл существования государства.

Полагаю, существует необходимость переосмысления экономической политики и расчетов государства, в центре которых в цифрах должна быть поставлена именно жизнь среднестатистического человека, а вместе с ней и здоровье, как способность осуществлять нормальную жизнедеятельность, в частности, и производительную.

Уважаемый Владимир Владимирович, мы подготовили коллективное обращение к Вам - Декларацию о сохранении государственной системы здравоохранения и бесплатной медицинской помощи в России (прилагаю). Ее на двух сайтах3'4 подписало около 1400 человек. Прошу Вас установить в системе здравоохранения ясный порядок, устранить неопределенности и принять меры к сохранению государственной системы здравоохранения и бесплатной медицинской помощи, которые гарантированы Конституцией РФ.

С уважением,
Президент
«Лиги пациентов»
А.В. Саверский
12.05.2014.

ДЕКЛАРАЦИЯ

о сохранении государственной системы здравоохранения и бесплатной медицинской помощи в России

Мы, граждане Российской Федерации, имеем систему государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, построенных нашим народом, чем могут гордиться немногие страны мира.

Мы работаем и платим налоги, за счет которых в указанных учреждениях всем гражданам должна оказываться бесплатная медицинская помощь согласно ст. 41 Конституции РФ, - это наше конституционное право, которое должно неукоснительно соблюдаться.

В связи с этим мы считаем, что:

бесплатная медицинская помощь, оказываемая нам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, должна быть достаточной по объему и своевременной, что означает отсутствие у государственных и муниципальных учреждений права принимать деньги за оказанную и уже оплаченную за счет налогов медицинскую помощь (медицинская помощь не может быть дополнительной или недостаточной);

невозможно разделить в одной организации платные услуги и бесплатную помощь, при этом бесплатная помощь является государственной функцией (обязанностью), а не рыночной услугой;

медицинский персонал должен иметь достаточную заработную плату и социальные гарантии, чтобы иметь возможность не работать больше, чем на одной работе, содержать семью и не заниматься поборами с пациентов;

у государства имеются достаточные финансовые возможности для оказания бесплатной медицинской помощи населению, которые позволяют не только сохранить государственную систему здравоохранения, но и усилить ее возможности, в частности, привлекая кредиты и инвестиции, не создавая концессий и партнерств;

недопустимо финансирование частных учреждений здравоохранения за счет наших налогов, из средств обязательного медицинского страхования, поскольку это приводит к недофинансированию государственных и муниципальных учреждений, что снижает доступность и качество бесплатной медицинской помощи в этих учреждениях;

недопустима передача государственных и муниципальных учреждений в пользование частным компаниям (создание концессий и государственно-частных партнерств и т.п.), поскольку эти компании не обязаны оказывать нам бесплатную помощь по Конституции РФ, - такая передача в пользование лишает нас конституционного права на бесплатную помощь в государственных и муниципальных учреждениях, поскольку они, как лица, прекращают свое существование или прекращают оказывать помощь, что делает конституционное право мертвым, нам его негде реализовать;

недопустимо размытие конституционного права перечисленными выше способами, что приводит к разрушению порядка в системе здравоохранения, влечет за собой рост количества нарушений, что причиняет не только медицинский, но и экономический, и правовой ущерб, увеличивая коррупцию и корыстные интересы.

Мы знаем, что нарушение конституционных норм уже привело к смерти многих людей, и требуем привлечь к ответственности за это виновных лиц на всех уровнях власти.

Мы считаем, что государство должно стремиться к снижению влияния частного капитала на сферу медицинской помощи, потому что бизнес на болезнях людей не допустим, а усиление роли частного капитала приведет к зависимости государства и нашего здоровья от коммерческих интересов отдельных лиц, что не допустимо. Неизбежное стремление частного капитала к сокращению расходов может лишить нас самого необходимого, даже лекарств в стационарах.

Мы требуем от государства принять срочные меры по восстановлению государственной системы здравоохранения и обеспечению прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и не допускать впредь отклонений от Конституции РФ.

http://www.kremlin.ru/news/20090

http://www.rg.ru/2013/11/01/medicina.html

http://www.change.org/petitions/путину-в-в-сохранить-государственное-и-бесплатное-здравоохранение/

https://mypetition.ru/petition/504


https://www.change.org/fr/pétitions/путину-в-в-сохранить-государственное-и-бесплатное-здравоохранение/
Путину В.В.
Сохранить государственное и бесплатное здравоохранение!

Декларация о сохранении государственной системы здравоохранения и бесплатной медицинской помощи в России

Уважаемые сограждане!

Общероссийская общественная организация «Лига защитников пациентов» не только защищает ваши права на медицинскую помощь уже 14 лет, но пытается противодействовать нарастанию барьеров при оказании вам бесплатной медпомощи. За последние 7 лет мы отправили руководству страны немало обращений по этому поводу, но нас не слышат!!! Поэтому мы обращаемся к вам, ко всем, кому это небезразлично! Выразите свою волю!

В последнее время государством приняты решения, которые сделают в ближайшее время необратимым процесс разрушения государственной системы здравоохранения! Вот два факта, которые ясно говорят о том, что происходит:

до 21 февраля 2014 года Правительство РФ должно представить главе государства предложения по внесению в законодательство изменений, касающихся расширения возможности использования механизмов государственно-частного партнёрства, концессионных соглашений в сфере здравоохранения. Президент РФ В.В. Путин заявил: «...направлять на развитие медицинской инфраструктуры исключительно государственные средства тоже достаточно сложно, неэффективно, затратно, и порой просто это деньги в никуда. Поэтому необходимо искать решения в рамках различных моделей государственно-частного партнёрства, создавать для бизнеса привлекательные условия»;

предполагается снижение государственного финансирования здравоохранения более, чем на 400 млрд. рублей даже от заложенного минимума до 2016 года.

Сокращение государственного финансирования привлечет интересы частного капитала к медицине, а это неизбежно приведет к значительному росту платных услуг, то есть к переносу государственных обязательств и гарантий на плечи больных людей, что недопустимо ни с этической, ни с медицинской, ни с правовой, ни с экономической точки зрения. Не следует забывать, что частный капитал будет экономить на таблетках и диагнозах, когда ему это выгодно, или наоборот будет заниматься навязыванием платных услуг, что мы уже видим на практике.

В связи с этим «Лига пациентов» разработала Декларацию о сохранении государственной системы здравоохранения и бесплатной медицинской помощи в России, в связи с чем просит подписать ее и использовать любую возможность для освещения и продвижения этой акции — организуйте сборы подписей, сообщайте в социальных сетях, в СМИ, среди близких и знакомых.

Мы будем рады любым формам поддержки! Это нужно всем!

ДЕКЛАРАЦИЯ

о сохранении государственной системы здравоохранения и бесплатной медицинской помощи в России

Мы, граждане Российской Федерации, имеем систему государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, построенных нашим народом, чем могут гордиться немногие страны мира.

Мы работаем и платим налоги, за счет которых в указанных учреждениях всем гражданам должна оказываться бесплатная медицинская помощь согласно ст. 41 Конституции РФ, - это наше конституционное право, которое должно неукоснительно соблюдаться.

В связи с этим мы считаем, что:

бесплатная медицинская помощь, оказываемая нам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, должна быть достаточной по объему и своевременной, что означает отсутствие у государственных и муниципальных учреждений права принимать деньги за оказанную и уже оплаченную за счет налогов медицинскую помощь (медицинская помощь не может быть дополнительной или недостаточной);

невозможно разделить в одной организации платные услуги и бесплатную помощь, при этом бесплатная помощь является государственной функцией (обязанностью), а не рыночной услугой;

медицинский персонал должен иметь достаточную заработную плату и социальные гарантии, чтобы иметь возможность не работать больше, чем на одной работе, содержать семью и не заниматься поборами с пациентов;

у государства имеются достаточные финансовые возможности для оказания бесплатной медицинской помощи населению, которые позволяют не только сохранить государственную систему здравоохранения, но и усилить ее возможности, в частности, привлекая кредиты и инвестиции, не создавая концессий и партнерств;

недопустимо финансирование частных учреждений здравоохранения за счет наших налогов, из средств обязательного медицинского страхования, поскольку это приводит к недофинансированию государственных и муниципальных учреждений, что снижает доступность и качество бесплатной медицинской помощи в этих учреждениях;

недопустима передача государственных и муниципальных учреждений в пользование частным компаниям (создание концессий и государственно-частных партнерств и т.п.), поскольку эти компании не обязаны оказывать нам бесплатную помощь по Конституции РФ, - такая передача в пользование лишает нас конституционного права на бесплатную помощь в государственных и муниципальных учреждениях, поскольку они, как лица, прекращают свое существование или прекращают оказывать помощь, что делает конституционное право мертвым, нам его негде реализовать;

недопустимо размытие конституционного права перечисленными выше способами, что приводит к разрушению порядка в системе здравоохранения, влечет за собой рост количества нарушений, что причиняет не только медицинский, но и экономический, и правовой ущерб, увеличивая коррупцию и корыстные интересы.

Мы знаем, что нарушение конституционных норм уже привело к смерти многих людей, и требуем привлечь к ответственности за это виновных лиц на всех уровнях власти.

Мы считаем, что государство должно стремиться к снижению влияния частного капитала на сферу медицинской помощи, потому что бизнес на болезнях людей не допустим, а усиление роли частного капитала приведет к зависимости государства и нашего здоровья от коммерческих интересов отдельных лиц, что не допустимо. Неизбежное стремление частного капитала к сокращению расходов может лишить нас самого необходимого, даже лекарств в стационарах.

Мы требуем от государства принять срочные меры по восстановлению государственной системы здравоохранения и обеспечению прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и не допускать впредь отклонений от Конституции РФ.

Дополнительные материалы по теме

Материалы по теме:

Эксперты начали дискуссию о будущем российского здравоохранения (видео презентации Комитета гражданских инициатив);

Доклад «Основные положения стратегии охраны здоровья населения РФ на период 2013-2020гг.» (Комитет гражданских инициатив);

Вернуться к бюджетному финансированию здравоохранения страны. Презентация Научного исследования «Сравнительный анализ страховой и бюджетной моделей организации и финансирования здравоохранения» Научно-исследовательского института общественного здоровья и управления здравоохранением

Резюме доводов «Лиги пациентов» за 2000-2012 годы "О недопустимости платных услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения";

Декларация о правах пациентов в России;

Решение Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре О платных медицинских услугах в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

Резолюция IV Всероссийского конгресса пациентов;

Заявление «Лиги пациентов» О недопустимости уменьшения финансирования государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»;

Обращение «Лиги пациентов» в Генеральную прокуратуру РФ и Счетную палату РФ О нарушении прав граждан на бесплатную медицинскую помощь созданием государственно-частных партнерств;

Отзыв «Лиги пациентов» на доклад Минфина «Оптимизация государственных расходов и привлечение негосударственных источников финансирования в сфере здравоохранения».