"...И, наконец, о «радикальном и полном разрыве с русской культурой, добровольном отказе от русского национального характера» и прочих страстях, к которым может привести исповедуемая в моих статьях идеология, якобы сформированная под воздействием «американской политической культуры». Скажите пожалуйста, уважаемый, к какой политической культуре Вы относите «Тараса Бульбу», где у автора нет ни единой строчки, по существу осуждающей порой действительно жуткие и кровавые расправы запорожцев с мирным польско-еврейским населением? К какой культуре Вы относите уже многократно упоминавшийся в нашей дискуссии фильм «Окраина», а также роман А. Серафимовича «Железный поток», где вполне положительные герои с целью выбить необходимые сведения из родителей без колебаний идут на пытки их детей? (Причем возраст этих детей куда меньше, чем у фольксштурмовца, отпущенного лейтенантом Княжко!) Наконец, относится ли, по мнению товарища Валентинова, к русской культуре Николай Алексеевич Некрасов, в чьей поэме «Кому на Руси жить хорошо» мужички при полном сочувствии автора и без всяких угрызений совести закапывают заживо немецкого управляющего?
По моему мнению, это все - тоже русская культура, опирающаяся на суровую российскую действительность, которая реально, увы, превосходит самую богатую фантазию самого кровожадного автора? Например, двоюродный дедушка моего приятеля, партизаня в белорусских лесах, не просто убивал немецких оккупантов, но и выставлял вдоль дорог их обледенелые замороженные заживо тела в качестве указателей. Или развешивал их на деревьях с отрезанными половыми органами во рту и плакатом «Он любил яйки». Может, М. Валентинов и этого человека осуждает? Я за собой права его судить признать не могу.
Так же, как мне сложно судить и бондаревского сержанта Меженина из того же «Берега», пытавшегося изнасиловать немецкую девушку. Но, тем не менее, я считаю, что подобное недопустимо. Грабежи и насилия развращают прежде всего тех, кто их творит, и поэтому командование должно их пресекать самыми суровыми методами. Но когда речь идет не об удовлетворении своих инстинктов или мести, а о средствах, необходимых для достижения победы, церемониться тоже не стоит. И у Гоголя, и у Серафимовича, и у Луцика в «Окраине» это показано чрезвычайно наглядно. И пока в России у власти были нормальные люди, с врагами не церемонились. Лично я надеюсь, что и не будут, и когда-нибудь с одним из победителей можно будет представить примерно такой диалог в духе Некрасова:
- За что тебе, Савельюшка, дана звезда геройская?
- Я землю очищал! Я Коха с Грефом, немцев двух,
Что всю Россию грабили, Рейнгольдыча с Оскарычем
Со всеми их отродьями, живыми закопал.