От Руслан Ответить на сообщение
К K
Дата 13.03.2014 21:39:43 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Мародеры сеют ужас в Киеве -2

http://on-to-rotor.livejournal.com/40994.html

На арену вышли бизнесмены

Ресторан мультимиллионеров братьев Константиновских не работает уже не один день. Но на парковке много машин, у ворот стоят вооруженные караульные, во дворе — бронированные джипы и тоже вооруженная охрана. А в самом ресторане несколько десятков крепких спортивного вида парней едят гречневую кашу с мясом. Все они одеты в гражданское. Сами братья — бритоголовые близнецы среднего роста, жилистые, дружат со спортом и выглядят много моложе своих 54 лет. К ним то и дело приходят солидные люди, бизнесмены, друзья. Все они впечатлены маленькой «армией» и встревожены опасностью для своего бизнеса, все хотят заручиться поддержкой — «на всякий случай». В какой-то момент мне становится страшно: уж больно все это напоминает 1990-е годы, когда такие же крепкие парни выезжали на криминальные разборки. Сами братья утверждают, что создали свое формирование как раз с противоположной целью.

— Мы на Майдане проводили достаточно много времени, — охотно рассказывает Вячеслав Константиновский. — Когда стали поступать массовые известия о мародерстве, грабежах, то первой мыслью было защитить свой бизнес. Но потом мы сели и подумали, что мы не инородное тело в городе и если имеем ресурсы, то почему бы не помочь защитить Киев. Многие люди, которые нас знают, обращаются за помощью.

— Какие у вас ресурсы?

— Есть обособленная база в виде ресторана, автопарк, зарегистрированное оружие. К тому же у нас своя разветвленная служба безопасности. Все это проверенные люди, с которыми мы работаем годами. Единственная проблема — с информацией. Хотелось бы координироваться с милицией: если какая-то бабушка увидит, как взламывают чей-то дом, то она не позвонит нам, у нее не будет наших контактов, она наберет «102». И если те не выедут, как часто бывало в последнее время, то люди пострадают. Но милиция на контакт не идет. Беспокойно и за ребят, которые формируются в отряды без вооружения, чтобы охранять свои дома, но не имеют никакого опыта. Вчера, например, нас вызывали автомайдановцы в частный сектор, где было около 15 неизвестных на автомобилях, были ли они вооружены — не знаю: мы их за руку не ловили. Когда приехали, они просто сидели в машинах, возможно, изучали обстановку. Мы подошли, поговорили. Они снялись и уехали оттуда.

Еще братья рассказывают, как выезжали на сигнал о попытке захвата налоговой по работе с крупными плательщиками налогов.

— То же самое. Там были какие-то люди с автоматами, — комментирует Александр. — Кто за ними стоит, я не знаю. Понятно, что кто-то или заинтересован в дестабилизации обстановки, или, возможно, хотел сместить руководителя, поставить своего — такое сегодня чаще всего происходит. Но, увидев вооруженных ребят, то есть нас, они отступили и уехали.

Братья считают, что в Киеве действует несколько основных вооруженных группировок из 20–30 человек, которые наносят серьезный ущерб.

— И вот если их накрыть,— рассуждает Вячеслав, — и хотя бы один раз жестко дать им отпор, то у многих отпадет желание это делать. Потому что, глядя на них, и другие сбиваются в кучи и пытаются на фоне неспокойной обстановки в стране нападать на мирный бизнес и граждан, пытаются делать что-то мелкое, потом — крупнее, затем становятся бандой. Хотелось бы зажать хотя бы одну серьезную группировку, чтобы остальным было неповадно.

— На какие действия вы готовы?

— Если, как вчера, нам попадется группа, которая снимется и уедет, то разжигать конфликт не будем. Попадутся хулиганы мелкие — подзатыльников надаем и отпустим. Но с серьезными людьми, которые станут применять оружие, мы будем говорить на их языке.

Бизнесмены отмечают, что те, с кем им пришлось столкнуться, также представляются то «Правым сектором», то Самообороной. Братья отметают мысль о том, что под видом налетчиков действуют люди, которые остались в этих структурах сегодня, но подтверждают, что они могут иметь отношение к Майдану.

— Майдан не идеален, и многие из тех, кто раньше реально там стоял, сегодня тоже выходят на большую дорогу. При этом они могут ссылаться на какие-то личности, поскольку действительно еще вчера могли общаться с этими людьми, — говорит Вячеслав. — Я слышал, что всякие структуры сейчас набирают мародеров, но пусть не забывают, что во время войны мародеров расстреливают.

— Это ваше занятие может перерасти в бизнес? — интересуюсь.

Александр кивает:

— Пока мы все делаем на собственных ресурсах, но, конечно, долго так продолжаться не может. Поэтому мы не исключаем, что наше формирование может превратиться в охранный бизнес.

Бойцов раскупают

Профессиональный охранный бизнес сегодня очень выгоден: один «заряженный» боец, обученный приемам рукопашного боя и обращению с оружием, стоит от 600 до 800 грн в сутки, а руководитель подобного спецотряда получает 1 000–1 200 грн, при этом обладает отменной спецподготовкой. Потому Константиновские — не единственные, кто может сделать из самообороны бизнес. Официально сотники Майдана напрочь отметают информацию о коммерческой составляющей в своих рядах, подчеркивая, что, даже если их и пытаются «купить» — это бесполезно. Но рядовые самообороновцы признаются, что именно финансовый вопрос сегодня расшатывает ряды бойцов, которые выходили защищать свои дома и страну.

Боец Владислав соглашается встретиться на нейтральной территории на условиях полной анонимности. Около девяти вечера мы встречаемся у станции метро «Шулявская» и отъезжаем в спокойное (где нет машин) место. Мой визави — симпатичный крепкий брюнет, очень обеспокоенный тем, что сегодня происходит с его побратимами.

— Нас становится все меньше и меньше, — с досадой говорит он, паркуясь.

— Куда же вы деваетесь?

— Наших ребят (из Святошинского района Киева. — «Репортер») переманивают разные организации. Например, мне звонили, представились организацией «Народна рада — Громадянське коло», предлагали перейти к ним. Или ребята на постах стоят, а эти объезжают посты, пешие патрули, обзванивают диспетчеров и тоже переманивают. При этом прикрываются телефонами руководства Святошинского района. Особых благ не обещают, только деньги на бензин, флажки, удостоверения, ну и кормежку. А еще «закидывают», что в будущем это нам обязательно пригодится. Мол, когда все закончится, будет новая милиция и все вы станете милиционерами. А заманить пацанов не так уж и сложно. Во-первых, уже которые сутки мы покупаем бензин только за свой счет и вообще работаем на голом энтузиазме. То есть днем занимаемся своей работой, а по ночам патрулируем. Спим реально по два–три часа в сутки, а они, твари, этим пользуются. Звонят и отдельные бизнесмены, и официально из партий — тех же «Свободы», УДАРа — и пытаются подгрести под себя: выдают бронежилеты, каски, удостоверения. А еще ездят за нашими машинами, иногда пытаются нас запугать и тем самым подчинить себе. Вот ребята и подумывают, что лучше под «крышу» зайти.

Владислав рассказывает, что на днях участников Самообороны Святошинского района собрали в одном из ночных клубов на проспекте Победы. Кроме бойцов, «народнорадовцы» пригласили бизнесменов и представителей местной власти. В частности, парень узнал депутата Киевского горсовета Александра Пабата. На собрании бизнесменам предлагалась защита, а парням — работа.

— Мы их тогда прямо спросили: вы это затеваете ради бизнеса? Тут они заюлили, мол, не только для бизнеса, но и для народа… После этого мы уже не стали их слушать, большинство парней вышли оттуда, но были и такие, что остались.

«Репортер» перезвонил Александру Пабату, который пролил свет на то, кем на самом деле являются «народнорадовцы» и что происходило в ночном клубе.

— На это собрание я пришел как житель Борщаговки, а не депутат. Все это было преподнесено под видом создания объединения Самообороны в нашем районе. Поэтому я предложил им несколько шагов по структуризации. Но выяснилось, что организаторы хотят поставить это на коммерческую основу. Организаторами были депутаты Святошинского района от «Батькивщины», УДАРа и «Свободы», я их давно знаю. Они предложили ребятам отказаться от Самообороны Майдана, от «Правого сектора». Мол, давайте, объединяйтесь под нас, мы вас защитим. Параллельно предложили зайти «под них» и бизнесменам, пообещав им тоже защиту. Делается так потому, что эти партии боятся народного контроля, к тому же, возможно, хотели заработать. И я знаю, что такую же деятельность они развили в других районах Киева.

Конечно, в большинстве своем самообороновцы — далеко не профессионалы, потому и тратиться организаторы на них не собирались. По словам Пабата, бизнесмены также не согласились платить за услуги, так что затея «Громадянського кола» на данный момент потерпела крах. Но попыток-то они не оставляют…


При входе в Соломенское РУВД — портреты погибших гаишников. Живая рана от бандитского произвола

***

С одной стороны, формирования Самообороны стали вынужденной необходимостью для Киева и области, потому что в условиях свершившегося переворота правоохранители не подавали признаков жизни. Милиция сегодня только пытается прийти в себя и восстановить боеспособность. С другой — многих жителей страны, равно как и сотрудников органов, возмущает, что сегодня на блокпостах у них проверяют документы люди, которые не имеют на это законного права. У вчерашних мальчишек и сомнительных личностей вдруг невесть откуда взялись автоматы… Правомочность этих формирований и их действий (например, проверка документов и досмотр багажа в аэропорту) также вызывает много вопросов. Но высказывать возмущение по этому поводу небезопасно. Чего стоят выпады ровенского активиста Александра Музычко (по прозвищу Саша Белый), который сначала появился с автоматом Калашникова в местной госадминистрации, потом надавал подзатыльников районному прокурору, а затем и вовсе пообещал новоназначенному главе МВД Арсену Авакову, что «повесит его на дереве, как собаку». И некоторые сотники Майдана (например, Анатолий Траксель) на своих страницах в соцсетях приветствуют действия Музычко.

Страшно и то, что эти формирования пользуются у многих граждан столь большим доверием, что люди не могут поставить под сомнение их заявления, а силовые действия тут же находят оправдание.

— Сегодня для сотника Самообороны открыты все двери, — заявил мне во время интервью Андрей Первак, похлопывая по нагрудной кобуре, куда был «упакован» пистолет.

И в этом их правда.

ГАСТРОЛИ САМОЗВАНЦЕВ

Влад Абрамов, Александр Сибирцев

Бандиты, прикрывающиеся флагами Самообороны Майдана и «Правого сектора», наиболее ярко проявили себя на дорогах Киева и Киевской области. Но этот тренд начинает появляться и в других областях.

Нечто похожее на лжесамооборну было замечено на дорогах Днепропетровщины. Недавно двое бандитов в масках, вооруженные топором и пневматическим пистолетом, уст-роили засаду под Кривым Рогом. Оcтановили машину местного 50-летнего бизнесмена, ударили по кузову топором и потребовали денег. Для убедительности навели пистолет. Забрав 2 000 грн, скрылись.

— На днях неизвестные зашли в пригородную маршрутку. Угрожали оружием, заставили снять драгоценности, отдать деньги. На прощание покричали «„Правый сектор“! Слава Украине!» и скрылись, — рассказывает представитель «Правого сектора» Евгений Борисов. — Это не первый инцидент, в котором преступники прикрываются нашим движением. Был даже случай, когда нам позвонила мама школьника, сказала: «У сына отбирают деньги, говорят, что для вас. Разберитесь, а то позвоню в милицию». Но на наши вопросы кто она, откуда, где учится ее сын, отрезала: «Вы и сами знаете».

Надо сказать, что многие автомобилисты рассказывали, что последнее время гаишники «слишком вежливы», отказываются от взяток, оформляют протоколы. Но вот пресс-служба львовского «Правого сектора» говорит о другом: «Сотрудники ГАИ вдвое увеличили „тарифы“ взяток, ссылаясь на то, что половину отдают „Правому сектору“». Подобную информацию активисты называют кампанией по дискредитации движения.

В Одессе именем «Правого сектора» не прикрываются, но от этого там спокойней не становится.

За последние два месяца в Одессе и области уровень преступности заметно вырос. Об этом нам рассказал глава Одесского областного управления уголовного розыска МВД Андрей Пинигин:

— Ситуацией стараются воспользоваться криминальные элементы — под шумок пытаются грабить и воровать.

— Вчера прямо под Суворовском райотделом раздался крик — грабитель на бегу сорвал с кого-то золотую цепочку. Вышедший покурить офицер догнал вора и задержал. Оказалось, что грабитель — житель Херсона. Был нанят кем-то из одесских гражданских деятелей для участия в митинге-массовке. А после митинга херсонец решил подзаработать. Однако вора подвело незнание города: на преступление он пошел прямо под райотделом, — рассказал «Репортеру» офицер милиции.

Одесские милиционеры жалуются и на то, что наряды их патрулей ослаблены отсутствием традиционного подкрепления из «Беркута».

— Каждый второй прохожий сейчас чем-нибудь вооружен — ножом, палкой или травматическим пистолетом. Лишний раз стараемся никого не задевать — можно нарваться на отмороженных или неадекватных людей. Сейчас пытаемся выезжать и вмешиваться только в откровенно криминальные ситуации, если где-то реально совершено преступление, — признался сержант одесского полка патрульно-постовой службы Юрий В.

К слову, одесский «Беркут» пока не выезжает на патрулирование города и ждет перемен.

— Переаттестация прошла на днях. Все, кто захотел остаться в составе нового подразделения, ее прошли. Несколько человек решили перевестись и уволиться, но таких мало. Зарплату за прошлый месяц получили вовремя. Сейчас ждем инструкций и переформатирования подразделения, — пояснил нам командир одесского «Беркута» Николай Панькив.

Похоже, что синдром «невмешательства» охватил помимо милиции и других силовиков Одессы. Сотрудники ГАИ заявляют о том, что большинство автоинспекторов всеми силами стараются не работать по ночам и не останавливать автомобили на пустынных участках трассы.

— Страшно, сейчас можно нарваться и на пулю, — заявил «Репортеру» прапорщик одесского ГАИ Андрей.

В СБУ говорят о том, что личный состав просто «ждет и ничего не делает».

— Оружие и удостоверения у нас отобрали. Документы получаем лишь придя на работу. Начальство никаких задач реальных не ставит — все ждем, когда уволят командиров и пришлют новых, — рассказал по секрету сотрудник управления одесского УСБУ Владимир.

Интересно, что одновременно с бездеятельностью силовиков в Одессе увеличивается активность всевозможных народных дружин, сотен Самообороны и прочих гражданских формирований. Причем многие из них «забывают» регистрироваться в милиции и проводят акции на свой страх и риск. Однако вплоть до Ширяевского района на Одесской трассе, в отличие от остальной Украины, застав и баррикад из покрышек нет.

______________

А. Медведева