|
От
|
self
|
|
К
|
self
|
|
Дата
|
19.02.2014 21:53:16
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
История алкоголизации России
http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2013_5_22/nomer/nomer02.php
...исторический анализ развития алкоголизма в России свидетельствует о том, что широко распространенные представления о традиционном пьянстве в нашей стране являются глубоким заблуждением. Можно сказать, что в России на протяжении долгого времени проблема пьянства остро не стояла. В Древней Руси потребление алкоголя было частью религиозных ритуалов и праздничных церемоний. С принятием христианства распространению алкоголизма препятствовало православие и занятость подавляющей части населения в сельском хозяйстве, а история его зарождения связана с государственным принуждением к употреблению крепких напитков в средние века с целью пополнения казны.
За насаждением пьянства в стране долгое время стоял экономический интерес государства, но религиозно-нравственные ценности народа являлись мощным сдерживающим фактором его распространения. Однако атеизм советской власти подорвал их. В эпоху советской идеологии утверждалось мнение об отсутствие при социализме общественных предпосылок для возникновения алкоголизма и вина за это перекладывалась на самого индивида, поэтому боролись не с пьянством, а с злоупотребляющими алкоголем, методами, подавляющими личность.
В перестроечный и постперестроечный период употребление алкоголя многократно возросло и сегодня представляет собой существенную опасность для будущего страны. Именно в это смутное время либерально-демократических революций появились новые, до этого в России неизвестные формы злоупотребления психоактивными веществами — наркомании и токсикомании. Конкретным толчком этому послужили «сухой закон», введенный М.С. Горбачевым, и крайнее обнищание населения в результате финансовых махинаций перестроечных и постперестроечных реформаторов.
Исторический анализ проблемы убедительно показывает, что политические и экономические события в России привели к тому, что к концу XX — началу XXI столетия в стране сложилась катастрофическая алкогольная ситуация, которая продолжает неуклонно усугубляться.
Развитие алкоголизма в России
История формирования российского алкогольного стереотипа
Культ вина стал неотъемлемой частью культуры разных народов — сначала как часть религиозных ритуалов, потом — как элемент социальных традиций, обязательное условие официальных церемоний и праздников, способов времяпровождения, решения личных проблем. Этот культ процветает до сих пор. В отношении русского этноса существует представление, согласно которому пьянство возникло еще в Древней Руси, и проблема злоупотребления алкоголем уже существовала во времена языческих пиршеств. Однако такая точка зрения неоднозначна: одни [57] считают это клеветой, другие [21] подтверждают, ссылаясь на памятники древнерусской письменности, народные пословицы, наставления «Домостроя», официальные документы царского правительства и свидетельства иностранных путешественников. Описания беспробудного пьянства русских встречаются во многих сочинениях иностранцев о России, которые, однако, зачастую относились к русским весьма предвзято. Есть даже легенда, в которой говорится, что великий князь Владимир, выбирая веру, отверг мусульманство, потому что оно не допускает употребление алкоголя, иудаизм — потому, что он запрещает употреблять в пищу продукты брожения, а принял христианство, потому как оно разрешает потребление спиртного. В связи с этим представляет интерес социально-исторический анализ причин алкоголизации России.
В дохристианскую эпоху на Руси хмельные напитки в будни не полагались, а употреблялись в основном на языческих праздниках, княжеских пирах, игрищах и сопровождались обильными трапезами, что минимизировало ущерб здоровью. Основным сырьем для производства алкогольных напитков был березовый сок, из которого изготавливали березовицу, но затем ее вытеснил мед, и традиционными напитками стали медовуха, пиво, брага, которые каждый варил сам столько, сколько было нужно [57, с. 13].
С принятием христианства, которое не запрещает употребление алкоголя, но требует умеренности, и в период его распространения на Руси культовым напитком стало вино. Православие строго регламентировало его потребление, в силу чего оно носило эпизодический ритуальный характер. К тому же алкогольные напитки были дорогими и не крепкими, их употребление всегда сопровождалось обильными закусками, что сдерживало распространение алкоголизма в средневековой России, который если и проявлялся, то только как индивидуальное, но не массовое явление; эпидемии алкоголизма на Руси не было. Поэтому мнение о том, что пьянство является старинной русской традицией, ошибочно. Не соответствующим действительности оказалось также суждение, что пьянство на Руси возникло с появлением водки. Несмотря на то, что метод ее производства был открыт в XV веке, и она стала быстро вытеснять другие напитки, первые упоминания о пьянстве появляются только во второй половине XVI века [Там же, с. 16].
Одну из попыток исторического анализа причин пьянства сделал русский историк и этнограф, исследователь народного быта и мировоззрения И.Г. Прыжов. В своем сочинении «История кабаков в России в связи с историей русского народа» он собрал огромный материал по истории российской виноторговли. Автор доказывал, что распространению алкоголизма способствовали указы Ивана Грозного, запрещающие простому народу приготовлять домашние алкогольные напитки и учреждающие «царевы кабаки», обогащающие казну, в которых можно было только пить спиртное, но не закусывать, что приводило к быстрому опьянению. Тем самым царский кабак, изменяя привычный стереотип потребления спиртных напитков, уже с момента своего появления представлял собой социальную опасность. Вред от кабаков видело и население, и часто просило правительство их закрыть, но придворные смотрели на кабаки как на очень доходное предприятие [22].
С середины XVII века, после «кабацких бунтов», предпринимаются попытки ограничить потребление спиртных напитков. Выходят царские указы, сокращающие число питейных заведений, разрешающие продажу вина только по определенным дням, запрещающие продажу водки в долг и повышающие цены на нее, усиливаются проповеди церкви против пьянства. Однако введенные ограничения привели к значительному падению сборов в казну, и из-за финансовых соображений были введены поправки, фактически поддерживающие пьянство. В то время оно было свойственно лишь простолюдинам в силу навязанного им кабацкого стиля употребления алкоголя, среди же зажиточных людей соблюдалось умеренное потребление спиртных напитков, толчок росту которого дал исторический указ Петра I [57, с. 19].
Масштабное реформирование жизни страны Петра Великого требовало огромных затрат, а питейное дело могло дать значительные средства для осуществления этих реформ. Но основной массе населения пьянство все еще было чуждо, поэтому приходилось насаждать его насильно. Православные традиции трезвости попирались, устраивались грандиозные попойки, что вело к падению нравов уже и в среде правящей элиты [Там же, с. 20].
Для увеличения сборов в казну от торговли алкоголем нужно было увеличить продажи казенной водки, для чего государство стремилось экономически подавить медо- и пивоварение. Пивоваренные заводы стали закрываться, а с 1845 года пивные лавки были запрещены везде, кроме Петербурга и Москвы. Эта система привела к тому, что население стало потреблять преимущественно крепкие спиртные напитки, но сдерживающим масштабную алкоголизацию фактором была высокая цена на спиртное в силу все еще действующей откупной системы, введенной указом Екатерины II [Там же, с. 21].
Правительство Александра II в 1863 году вводит новую акцизную систему продаж, передавая право на изготовление водки частным заводам, что приводит к ее массовому производству, снижению цен и увеличению объемов продаж [Там же, с. 22]. В результате пьянство становится массовым явлением и превращается в серьезную проблему. В 1863—64 годах душевое потребление алкоголя составило 4,55 л. чистого спирта в год [49]. Чтобы приостановить этот процесс в 1885 году принимается постановление, предоставляющее право сельским сходам закрывать в селах винные лавки. Эти запретительные резолюции свидетельствуют о том, что большая часть населения еще не была поражена алкоголизмом, сохраняла антиалкогольные настроения и охотно шла навстречу противоалкогольным кампаниям [57, с. 23].
В 1894 году правительством Александра III была восстановлена государственная монополия на водку, место кабака заняла казенная лавка, в которой водка продавалась только на вынос. Это сформировало новый вид алкогольного потребления — уличное распитие спиртного, что наносило ущерб общественной нравственности [Там же, с. 24], но одновременно обращало на себя внимание многих просветителей и деятелей того времени, которые призывали к государственной и общественной антиалкогольной политике и к антиалкогольному воспитанию подрастающего поколения.
В течение долгого времени основным способом борьбы с пьянством были церковные увещевания с целью религиозно-нравственного воздействия. Организованный характер эти мероприятия стали приобретать во второй половине XIX века; их инициатором стала церковь, в приходах которой начали возникать первые Общества трезвости. К концу века начинает работу Комиссия по вопросу об алкоголизме, которая изучала масштабы пьянства, причины его распространения, вырабатывала меры борьбы с ним. При поддержке Министерства финансов были созданы Попечительства о народной трезвости, которые следили за производством, качеством и соблюдением правил торговли алкогольной продукцией. Эти Попечительства пропагандировали здоровый образ жизни, там читались лекции о вреде алкоголя, открывались ночлежки. В начале XX столетия появились амбулатории для лечения больных алкоголизмом, куда могли обратиться и малоимущие (в конце XIX века это было доступно лишь малой части нуждающихся). Они выполняли не только лечебную, но и воспитательную функции. Стали издаваться трезвеннические журналы, был открыт первый антиалкогольный музей. В 1912 году духовенством был организован первый съезд деятелей по борьбе с алкоголизмом. В этом же году В.М. Бехтерев открыл клинический Противоалкогольный институт [21]. Постепенно антиалкогольное общественно-церковное движение широко распространилось, создавались многочисленные общества трезвости, которые заботились о материальном положении и социальной реабилитации огромного числа людей, решивших избавиться от алкоголизма, но после 1917 года они все были принудительно закрыты ввиду неприятия новой властью подобных методов борьбы с пьянством.
И.Г. Прыжов в своей книге разоблачал всевозможные средства, употребляемые государством для увеличения доходов казны. Он обобщил факты народной борьбы за трезвость и показал, что делалось это только по народной инициативе, но так как эти движения не поддерживались государством, то очень быстро затухали. Тем не менее, иногда это заставляло правительство вводить некоторые ограничения на потребление алкоголя. Автор делает вывод, что российское пьянство — результат целенаправленной политики; правительство, игнорируя нужды населения, делало все, чтобы увеличить выпуск спиртного, потому что его продажа приносила огромную прибыль [22]. М.В. Иванникова также считает, что питейное дело было очень выгодно, казенные сборы с производства хмельных напитков имели место еще до принятия христианской веры, поэтому правительство не было заинтересовано в трезвом образе жизни страны [21].
Итак, в конце XIX — начале XX века алкоголизм в России представляет собой уже достаточно укоренившееся явление. Однако патриархальный уклад жизни страны все еще сдерживает его распространение, благодаря чему Россия занимает далеко не первое место в мире по количеству потребляемого алкоголя (3,4 л. на душу населения). Тем не менее, неблагоприятная алкогольная ситуация в стране перед началом русско-японской войны привела к срыву сроков военной мобилизации [57, с. 26]. Комиссия, занимавшаяся вопросами алкоголизма, констатировала, что, несмотря на небольшой размер потребления алкоголя, Россия занимает одно из первых мест по числу умирающих от него, арестованных в пьяном виде, поступающих в психиатрические заведения на излечение [39]. Это было обусловлено сформировавшимся и ставшим доминирующим так называемым «северным» стилем употребления алкоголя, «заключающемся в предпочтении крепких напитков, употребляемых одноразовыми ударными дозами», для которого характерна «тяжелая алкоголизация брутального типа» [57, с. 12]. Такой стиль алкогольного потребления способствовал быстрому распространению алкоголизма, повышению заболеваемости и смертности. Доктор медицины, педагог и публицист Н.Н. Шипов, оценивая алкогольную ситуацию в стране, писал, что алкоголизм теперь является главной болезнью, которая поразила духовную, моральную и бывшую мощную физическую организацию народа [69]. Автор также считал, что на распространение народного пьянства повлияло освобождение крестьян, которые могли теперь свободно пить, тогда как во времена крепостного права помещики, заботясь о своих интересах, следили за тем, чтобы крестьяне не спивались. А ведь эти слова об ужасающей алкогольной ситуации в обществе говорились в 1905 году, когда уровень потребления алкоголя на душу населения достиг 3,13 л. и являлся одним из самых низких в мире.
Во время Русско-японской войны были введены регулирующие меры по торговле водкой: в некоторых регионах страны, а также во время общественных мероприятий водка была запрещена, продавалась она лишь в определенное время; усилились уголовные наказания за самовольное изготовление спиртных напитков. Тем не менее, к 1914 году потребление алкоголя достигает 6,09 л. на человека, и страна переходит в разряд среднепьющих (по шкале ВОЗ) [49]. В связи с началом Первой мировой войны Николай II принимает радикальные меры по снижению потребления алкоголя — он запрещает продажу крепких спиртных напитков, а постепенно вина и пива, что значительно сократило потребление алкоголя в стране, или, по крайней мере, уменьшило его внешние проявления. Однако уже к 1916 году растет массовое потребление самогона и других спиртсодержащих веществ, что приводит к многочисленным алкогольным отравлениям и заболеваниям [57, с. 27]. Таким образом, к 1917 году в стране уже был сформирован неблагоприятный стиль потребления алкоголя, повлекший за собой массовое распространение алкоголизма, скрытые формы пьянства, самогоноварение, употребление суррогатов. Тем не менее, душевое потребление алкоголя оставалось низким (3,4 л.) благодаря введению «сухого закона» и ряду сдерживающих факторов, таких как занятость основной части населения сельским трудом, религиозное влияние, большое число старообрядцев. Все это в совокупности сохраняло нравственные устои общества, но революция значительно ослабила их действие [48].
После октября 1917 года в Петрограде остались большие запасы спирта и коллекции вин. В связи с этим контрреволюционеры организовывали винные погромы как один из способов спаивания населения и дестабилизации обстановки в городе. В декабре В.И. Ленин писал, что противники Советской власти организовывают в городах беспорядки, «спаивая для этих целей отбросы общества и опустившиеся элементы» [61]. В результате этой деятельности по Петрограду в конце ноября — начале декабря 1917 года прокатилась волна пьяных погромов. Петроградский военно-революционный комитет охранял склады спирта, уничтожал его запасы, арестовывал спекулянтов и даже предавал военно-революционному трибуналу лиц, появлявшихся на улице в нетрезвом виде. Был создан Особый комитет по борьбе с погромами, который, пользуясь своими широкими полномочиями, ввел в Петрограде осадное положение. Пытающиеся учинить погром расстреливались без суда и следствия. В результате таких энергичных мер с винными бунтами было покончено.
Вообще, в первое время сразу после революции факт алкоголизма объяснялся наследием царского прошлого, и предполагалось, что при социализме не будет причин, порождающих пьянство. К тому же интересы Советского правительства требовали людских ресурсов, чтобы противостоять империалистической интервенции, поэтому запрет на торговлю водкой был продлен. Однако алкоголь продавался, но большей частью нелегально, и, несмотря на большой дефицит продовольствия в стране, самогоноварение продолжало процветать. Чтобы сократить перегонку продуктов питания в алкоголь, было принято постановление о запрете производства самогона, которое было отнесено к наиболее опасным нарушениям социалистической законности [23]. Лица, занимающиеся производством и продажей алкоголя, предавались военно-революционному суду, лишались свободы не менее чем на 10 лет с конфискацией имущества. Несмотря на эти репрессивные меры, направленные на борьбу с изготовлением самогона, в начале 20-х годов было возбуждено свыше 500 тыс. уголовных дел. Разрешение на производство и продажу вина крепостью сначала до 14 градусов, затем постепенно до 30 в 1921 году не помогло искоренить самогоноварение в виду того, что «в обществе уже закрепилось предпочтение крепких напитков» [57, с. 29]. Тогда в 1925 году власть снимает запрет на продажу водки, введя водочную монополию. При этом не скрывалось, что ведущим был финансовый интерес, и обращалось внимание на экономический ущерб, который несло государство при существующих запретах [70]: нерегламентированная продажа спиртного лишала государство значительного дохода, а для развития индустрии и выполнения намеченных производственных планов требовались большие средства. С этого времени в алкогольной политике страны опять начинает доминировать экономический интерес.
Причинами распространения пьянства в 1920-х годах, несмотря на то, что продажа алкогольных напитков была запрещена, называют экономические и социально-политические изменения в стране [70]. По данным Н.Б. Левиной, более 30% рабочей молодежи Петрограда в начале 1920-х годов употребляли алкоголь, знакомство с которым заметно усилилось после официального разрешения на производство крепких напитков в 1925 году [34]. Последствия пьянства молодых рабочих проявлялись в производственной и криминальной сферах, а также в семейной жизни. Увеличивалось число подростков, вступающих в кратковременные добрачные связи, что влекло половую распущенность и отрицательно отразилось на физическом и духовном развитии общества. Горожане пили больше, чем крестьяне еще с дореволюционных времен. Но революционные декреты изменили и питейную культуру деревни. Если прежде крестьяне придерживались принципов обрядового алкоголизма и не отличались патологической склонностью к алкоголю, как в городах, то характерное для советского времени ослабление традиционных устоев приводит к тому, что и деревня стала пить больше. Росту потребления спиртного содействовала и коллективизация. По свидетельствам современников пили все — взрослые и дети, но наиболее склонным к злоупотреблению алкоголем оказался пролетариат.
В начале 1920-х годов организованной борьбы с пьянством не было, и антиалкогольную пропаганду вели местные органы: пьющие исключались из комсомола, устраивались показательные суды, проводились дискуссии на антиалкогольные темы, организовывались демонстрации. Активно включалась в борьбу с пьянством и рабочая молодежь. Но усугубившаяся после 1925 года алкогольная обстановка в стране (среднедушевое потребление алкоголя в 1927 году составляло 3,7 л.) вынуждает в 1928 году создать Общество по борьбе с алкоголизмом. Однако заинтересованность властей в продаже водки для пополнения бюджета и понимание, что планы на всеобщую трезвость не больше, чем иллюзия, приводят в 1930-х годах к прекращению борьбы с пьянством. Запрещались трезвеннические движения, уничтожались педагогические инициативы борьбы за трезвость, закрывались общества борьбы с алкоголизмом, прекращались выпуски антиалкогольных журналов. Но делалось это постепенно, в виду того, что отказаться от морального осуждения алкоголизма было нельзя — ведь коммунизм пьянство не приветствовал, а идея об его искоренении, как пережитка капиталистического прошлого, была широко растиражирована [33].
Данных об уровне потребления спиртных напитков во времена сталинского правления, как правило, не приводилось, но считается, что потребление алкоголя не было избыточным в силу установленной жесткой дисциплины. В предвоенные годы потребление алкоголя достигало 1,9 л. на человека [54]. Во время войны оно снизилось, но в послевоенный период число пьющих людей увеличилось, и потребление алкоголя снова стало расти: к 1950 году оно достигает 1,85 л. на душу населения, к 1952 — 2 л. и далее эти цифры начинают стремительно увеличиваться. В это время из-за нехватки средств на восстановление народного хозяйства производство водки сокращать не стали, и только в 1958 году руководство страны запретило продажу спиртных напитков в розлив, желая тем самым снизить уровень пьянства. Но это лишь привело к практике распития алкогольных напитков на улице, тем самым вызвав массовое приобщение к алкоголю, снижение общественной нравственности и формирование лояльного отношения к пьянству, что способствовало становлению алкогольной культуры принципиально нового типа. Тем не менее, советское правительство не меняет структуру потребления алкоголя, которое продолжает стремительно увеличиваться и к 1970 году достигает 6,7 л. на человека в год (по оценкам В. Тремла — 12 л.), а к середине 1980-х годов — 11-14 л. [49; 57]. На почве злоупотребления алкоголем растет преступность, увеличивается число больных, снижается продолжительность жизни. Женщины и молодежь тоже вовлекаются в этот порок, государство начинает нести потери [57, с. 32]. Но производство алкоголя из-за экономических интересов государства все еще не снижается, а лишь усиливаются административные взыскания за пьянство, формируются молодежные организации против пьянства, открываются первые клубы трезвости, печатаются антиалкогольные статьи в журналах, издаются книги.
К середине 80-х годов злоупотребление алкоголем в стране достигает ужасающего размаха, и попыткой оздоровления и освобождения страны от алкоголизма становится принятое М.С. Горбачевым в 1985 году антиалкогольное постановление, которое связывало рост алкоголизма в стране с наличием алкоголя и видело решение этой проблемы в его исключении из сферы производства. Хотя подобные запретительные меры борьбы с пьянством в России и других странах уже предпринимались, советское руководство при планировании этой кампании не обратило внимания на их бесперспективность и отрицательный опыт. Также не была учтена и сущность аддиктивного поведения и его механизмов. Это стало ясно лишь тогда, когда проявились отрицательные для общества последствия «сухого закона». Сначала же были отмечены позитивные изменения, правда, временного характера, такие как снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения [57, с. 32]. Однако именно в этот период вступили в силу аддиктивные механизмы, действие которых малозаметно, но, тем не менее, неизбежно приводит к замене одной формы аддикции другой; чуть позднее стала проявляться ужасающая картина последствий этой кампании. Обнаружилась сильная потребность значительной части населения в алкоголе, которая заменялась более злокачественными формами аддикций — токсикоманией и наркоманией. Подрыв производства пива и вина повлек за собой рост самогоноварения и нелегальное производство водки криминальными организациями, критичность к потреблению которой уже была снижена [Там же, с. 33]. Таким образом, во второй половине 1980-х годов в результате введения «сухого закона» и недоступности легального спиртного, возросло потребление алкогольных суррогатов, которые из-за своей высокой токсичности сильно осложняли течение заболевания. Наблюдался и рост потребления более опасных психоактивных веществ, особенно в подростковой среде, которое приводило к быстрому развитию алкоголизма или наркомании в последующем.
После того, как в 1988 году реформа была свернута, на что опять повлиял дефицит бюджета, начался стремительный рост потребления спиртного, но уже одновременно с употреблением психоактивных веществ и в подростковой популяции тоже. Реформы 1990-х годов, повлекшие тотальное обнищание населения, вызвавшие состояние аномии в обществе, отмена государственной алкогольной монополии, дали зеленый свет завозу дешевого спирта на территорию страны, производству нелегальной водки, дешевизна которой делает ее доступной, а ее продажа осуществляется в любое время без возрастных ограничений, что привело к резкому увеличению потребления алкоголя. Низкокачественный алкоголь еще больше усугубил проблему алкоголизма, ежегодно приводя к летальному исходу тысячи людей. В 1994 году в «Докладе ВОЗ о состоянии здоровья в мире» говорилось, что в России произошел взрывной рост алкогольной и общей смертности, отмечалось резкое снижение продолжительности жизни. В 1995 году потребление алкоголя в России достигает 18 л. на человека в год, сопровождаясь чрезвычайно высокой смертностью населения. Государственный грабеж населения в 1998 году резко снизил реальные денежные доходы людей — упало и потребление крепких спиртных напитков, но, судя по всему, лишь официально учитываемых, потому как смертность от отравления алкоголем выросла в 1,8 раза, увеличилось и количество алкогольных психозов [67].
На сегодняшний день Россия занимает одно из первых мест в мире по уровню потребления алкоголя — 14 л. спирта на душу населения в год [57, с. 133] , а с учетом нелегального оборота, оценки доходят до 18. Вызывает тревогу значительное увеличение числа женщин и подростков, употребляющих алкоголь, и достаточно снисходительное толерантное отношение общества к этому пороку, а ведь раннее приобщение детей к спиртному ведет к быстрому привыканию к нему. Уже только это требует безотлагательных мер по решению проблемы.
Таким образом, исторический анализ развития алкоголизма в России свидетельствует о том, что широко распространенные представления о традиционном пьянстве в нашей стране являются глубоким заблуждением. Можно сказать, что в России на протяжении долгого времени проблема пьянства остро не стояла. В Древней Руси потребление алкоголя было частью религиозных ритуалов и праздничных церемоний. С принятием христианства распространению алкоголизма препятствовало православие и занятость подавляющей части населения в сельском хозяйстве, а история его зарождения связана с государственным принуждением к употреблению крепких напитков в средние века с целью пополнения казны.
За насаждением пьянства в стране долгое время стоял экономический интерес государства, но религиозно-нравственные ценности народа являлись мощным сдерживающим фактором его распространения. Однако атеизм советской власти подорвал их. В эпоху советской идеологии утверждалось мнение об отсутствие при социализме общественных предпосылок для возникновения алкоголизма и вина за это перекладывалась на самого индивида, поэтому боролись не с пьянством, а с злоупотребляющими алкоголем, методами, подавляющими личность.
В перестроечный и постперестроечный период употребление алкоголя многократно возросло и сегодня представляет собой существенную опасность для будущего страны. Именно в это смутное время либерально-демократических революций появились новые, до этого в России неизвестные формы злоупотребления психоактивными веществами — наркомании и токсикомании. Конкретным толчком этому послужили «сухой закон», введенный М.С. Горбачевым, и крайнее обнищание населения в результате финансовых махинаций перестроечных и постперестроечных реформаторов.
Исторический анализ проблемы убедительно показывает, что политические и экономические события в России привели к тому, что к концу XX — началу XXI столетия в стране сложилась катастрофическая алкогольная ситуация, которая продолжает неуклонно усугубляться.
Алкогольная ситуация в современной России
...
Для обозначения масштаба и остроты алкогольной проблемы в стране используют такие социологические показатели, как уровень и структура потребления алкоголя на душу населения; характеристики массового поведения, являющегося следствием потребления спиртного; ущерб, причиненный экономике и обществу пьянством.
На распространение алкоголизма в стране сильно влияет количество потребляемых спиртных напитков. В конце XX и в XXI столетии этот показатель в России имеет неуклонную тенденцию к росту. Данные эпидемиологических исследований свидетельствуют, что в 1990 году потреблялось 6 л. алкоголя на душу населения, в 1992 — 14 л., а в 2006 — более 25 л. [43], а по расчетам ВОЗ среднедушевое потребление 8 л. в год уже является критическим для страны, представляя опасность для здоровья нации тем, что ведет к необратимому изменению ее генофонда. Под действием алкоголя происходят качественные изменения на генетическом уровне, которые передаются по наследству, то есть поражается не только человек, больной алкоголизмом, но и его потомство.
...
Итак, в России сложилась ужасающая алкогольная ситуация не только по уровню потребления спиртного, но и по всевозможным негативным последствиям, вызванным этим явлением. Сегодня масштабы алкоголизации российского общества не идут ни в какое сравнение с исторически зафиксированными показателями потребления спиртного. Уровень алкоголизации населения остается высоким, формируется пиво-водочная структура потребления алкоголя — употребление крепких напитков не снижается, несмотря на рост продаж слабого алкоголя. Наркологи же считают, что пивной алкоголизм представляет собой еще более коварное и тяжелое заболевание с гораздо более сложными медицинскими последствиями. Тем не менее, пивная реклама преследует человека везде и всюду; результат — массовое потребление пива во всех слоях населения, особенно в подростковой популяции. Складывается впечатление, что такая агрессивная пропаганда употребления пива имеет целью не улучшить алкогольную ситуацию в стране, как это пытаются представить правительство и СМИ, а совсем наоборот.
...
Несмотря на такое катастрофическое положение, по мнению большинства специалистов, государственная политика, главным приоритетом которой должна быть забота о благосостоянии и здоровье нации, нацелена на ее спаивание. В обществе целенаправленно создаются и распространяются мифы о потреблении спиртного, СМИ манипулирует общественным сознанием, явно и скрыто рекламирует алкоголь. Но в сложившейся ситуации экономический интерес правительства вряд ли можно поставить на первое место. Если в прежние времена государственный бюджет действительно имел существенную прибыль от продажи алкоголя, то теперь при таком размахе алкоголизма в стране потери в несколько раз больше дохода, да и значительная часть прибыли от продаж спиртного не доходит до бюджета государства.
Таким образом, всего за несколько десятков лет Россия из малопьющей страны оказалась в числе первых по уровню потребления алкоголя со всеми вытекающими последствиями, чему в немалой степени способствовала государственная политика, разрушающая уклад жизни и нравы населяющих страну этносов. На фоне исторически сформированного тяжелого стиля потребления алкоголя, способствующего широкому распространению алкоголизма, и культурных российских особенностей, укрепляющих лояльное отношение к спиртным напиткам, вступили в действие макросоциальные факторы, вызванные тотальным разрушением социально-экономических и нравственных устоев государства и повлекшие за собой дальнейший рост алкоголизации населения. Истощение сопротивляемости населения социальному неблагополучию — результат вызванного изменением ценностных ориентиров духовного кризиса нации, а следствие — массовый характер злоупотребления алкоголем и угрожающий рост алкоголизма в стране.