|
От
|
IGA
|
|
К
|
Monk
|
|
Дата
|
28.01.2014 08:39:12
|
|
Рубрики
|
Прочее; Ссылки; Тексты;
|
|
Путин уже не может сдерживать олигархов
http://www.znak.com/moscow/articles/27-01-12-22/101818.html
Бульдоги над ковром
Светлана Лолаева – о том, почему коррупционные разоблачения не влияют на политический порядок в стране
На вопрос «что день грядущий нам готовит» сегодня можно ответить абсолютно точно: очередную порцию скандалов и разоблачений действующих или отставных чиновников, политиков, бизнесменов. Что ни день – то открытие. В виде заведенного уголовного дела, запроса в Генпрокуратуру или разоблачения блогеров – в потоке ежедневных политико-бизнес-криминальных новостей это уже почти не имеет значения.
На зятя уволенного в результате коррупционного скандала экс-министра обороны Анатолия Сердюкова Валерия Пузикова завели новое уголовное дело, связанное с поставками военному ведомству, грозящее ему 10 годами тюрьмы. Сенатора Ралифа Сафина вызвали на допрос по делу о вымогательстве $2 млн. Следственный комитет направляет запрос в Генпрокуратуру о лишении депутатской неприкосновенности председателя думского комитета по СМИ Алексея Митрофанова, дабы допросить его по делу о вымогательстве более скромной суммы в $200 тысяч.
В Генпрокуратуру обращается и секретарь генсовета партии «Единая Россия» депутат Сергей Неверов. Он подозревает, что выделенные казной «КИТ Финанс» с подачи министра финансов Алексея Кудрина деньги были направлены тогдашним хозяином банка Александром Винокуровым на запуск оппозиционного телеканала «Дождь». Сам же Неверов недавно вынужден был объясняться относительно источников доходов, позволивших ему, госслужащему, купить участок ценою в 92 млн рублей в дачном кооперативе «Сосны» (где с ним соседствуют замглавы администрации президента Вячеслав Володин, депутат-единоросс Игорь Руденский, вице-премьер Сергей Приходько). Скоро, возможно, объясняться придется и премьеру: блогер Андрей Мальгин обнаружил на Красной Поляне «олимпийский дворец» Дмитрия Медведева. Вице-премьер Игорь Шувалов уже браво отчитывается о переводе на родину офшорных миллионов во исполнение принятого в прошлом году закона. Глава департамента транспорта московской мэрии Максим Ликсутов обошел закон, запрещающий госслужащим и их супругам иметь счета и имущество за рубежом, более изящно: перевел все на жену и тут же развелся с ней.
Все приведенные выше истории из жизни российской политико-чиновной элиты – малая часть новостной ленты последних дней. И большая часть разоблачительной информации поступает, как правило, не по официальным каналам. И, увы, отнюдь не является результатом парламентских или журналистских расследований. Ни тех, ни других в нашей стране как не было, так и нет. Откуда «информационные дровишки»? От оппонентов.
Неверов, например, назвал Кудрина в качестве источника, слившего Навальному информацию о кооперативе «Сосны». Мальгин, живописующий олимпийское шале Медведева, заметил, что сведения получены от «неравнодушных граждан, работавших на одном интересном объекте поблизости от Красной Поляны в Сочи, оформляя там интерьеры». О том, кому предназначены эти интерьеры, работягам опрометчиво сообщили заказчики объекта.
Главный поставщик разоблачительных новостей Алексей Навальный говорит, что это результат работы его команды, которая не первый год борется с коррупцией. Однако более правдоподобным выглядит объяснение оппозиционного депутата Госдумы Ильи Пономарева, уверяющего, что Навальный активно использует противоречия во властных кланах и «источником этой информации является высшая бизнес- и политическая элита страны».
То есть новоявленные Монтекки и Капулетти ведут учет и контроль враждебных замков и заимок, шале и шубохранилищ, офшоров и заграничных счетов, фиксируют браки и разводы… И, собрав очередное досье на конкурирующий клан, передают его очередному разоблачителю. В качестве оного в зависимости от обстоятельств может выступать и госагентство, и патентованный «сливной бачок» под брендом старой советской газеты, и видный блогер.
Судя по обилию и разнонаправленности разоблачительной информации, враждующих кланов много. Похоже, что идет война всех против всех, и противники не церемонятся ни в методах, ни в средствах. И главное – ни вылезших из-под кремлевского ковра бульдогов, ни кормящихся рядом с ними шавок уже никто не сдерживает. Это радикально отличает нынешнюю эпоху от предыдущих 13 лет путинского правления.
В ранние и в поздние нулевые тоже были конкурирующие кланы. Но после окончательного разгрома старой олигархии и посадки Михаила Ходорковского общественность могла лишь строить предположения и говорить что-то маловнятное о противостоянии либералов и чекистов. И когда в 2007 году чекист Виктор Черкесов (тогда глава ФСКН), в статье в газете «Коммерсантъ» призвал элиту прекратить межклановые войны, он был очень быстро выведен и из чекистского клана, и из элиты вообще. Правило – не выносить сор из избы – соблюдалось неукоснительно, и равноудаливший всех от власти Путин был в состоянии поддерживать порядок в элитных рядах и быть верховным арбитром в межклановых разборках.
Потоки взаимного компромата, выливающегося в публичное пространство, говорят о том, что сдерживать новую, им самим выращенную олигархию в лице руководителей государственных и окологосударственных бизнесов Путин уже не может. А новый олигархат не может не драться за сокращающиеся государственные ресурсы. «И пряников, кстати, всегда не хватает на всех»: цены на нефть, в отличие от нулевых, не растут, крупнейшие проекты для распила бюджетных денег – АТЭС, Олимпиада – позади, значимые частные компании уже прибраны к рукам, а МЭР безуспешно изобретает один за другим проекты оживления стагнирующей экономики.
Ощущение, что история сделала круг и, на новом витке спирали, страна оказалась в ситуации, схожей с «лихими» 90-ми. Олигархи дерутся за государственные ресурсы, власть пытается лавировать между ними, народ безмолвствует. И, судя по беспросветной апатии, в которую погрузилось общество после короткой вспышки гражданской активности 2011-2012 годов, готов лишь запасаться попкорном и ждать выхода следующих, возможно, еще более захватывающих серий российского «Спрута».
Конкурирующие кланы в свою очередь запасаются не только новыми историями о дворцах, офшорах и брошенных женах, но своими «комиссарами Каттани». Назначение вице-президентом по пиару «Роснефти» виртуоза разоблачительного слова Михаила Леонтьева, перестройка работы государственных информагентств, внедрение в руководство ряда частных СМИ проверенных мастеров сливного жанра гарантирует нам тьму «открытий чудных». Которые внесут некоторый «оживляж» в серую политическую повседневность, но вряд ли изменят курс все более коснеющей страны.