Олимпиада под грохот канонады
В новый век и тысячелетие спортивный мир вступил с новым президентом Международного олимпийского комитета и новыми нравами, прежде осуждаемыми. Зимние игры в Солт-Лейк-Сити пройдут под грохот американской канонады, ковровыми бомбардировками утюжа Афганистан. Вскормив на доллары “Талибан”, “Талибан” же гробят, а заодно — и мирное население. На очереди Ирак. То-то попрут к Багдаду с разных сторон объединенными усилиями новой Антанты. Олимпийские идеалы, о которых пролито столько крокодиловых слез в той же Америке, втоптаны в грязь.
Перед Московской Олимпиадой 1980 года СССР ввел свои войска в Афганистан. Бомбардировок городов и сел, сравнимых с нынешними американскими, тогда не наблюдалось. Западный мир, науськиваемый США, объявил бойкот Московской Олимпиады. Пресловутый Картер, президент США, визжал: “Несовместимо, недопустимо, позор!”
Спортивный праздник в Москве испортить не удалось, но нервы изрядно потрепали. Обстановку в Афганистане нагнетали тогда задолго до Московской Олимпиады, чтобы ее сорвать. Американцы ведь большие пакостники, когда что-то не по ним. Сейчас бомбы сбрасывают весом по шесть тонн, при этом еще и радуются. На Олимпиаде будут кричать о пользе мира и братстве всей планеты.
Но самое удивительное в том, что заткнулись, как по команде, большие и малые президенты олимпийских комитетов больших и малых стран. Российский Леонид Тягачев в их числе. Смысл их молчания в следующем: бомбите, стреляйте, убивайте. Мы не против. В XXI веке олимпиады и войны пойдут в обнимку. С этим, надо полагать, согласен и президент МОК Жак Рогге, иначе как порядочный человек подал бы в отставку вкупе со своим исполнительным комитетом в полном составе. На недавней пресс-конференции вице-президент МОК Виталий Смирнов заботливо отмечал, что Жак Рогге стремится добиться в деятельности МОК большей “прозрачности”, а его центральные органы сделать более интернациональными.
Ничего себе интернационал! Набросились на бедный Афганистан объединенной мощью сильнейших держав мира накануне Олимпиады, а президент МОК философствует о “прозрачности”.
Эти моковские функционеры могут возразить: олимпийское движение — вне политики. Смирнову не грех бы напомнить американцам про 1980 год. Если же “вне политики”, то, исходя из вашей концепции “прозрачности”, заявите публично: в наступившем веке война и идеалы Олимпийских игр совместимы. Тогда не придется, как страусы, прятать голову в песок, выдумывая чушь о “прозрачности”.
— Ну как же! — воскликнут леди и джентльмены.— А 11 сентября! Мир изменился...
Мир не изменился, к вашему сведению, дамы и господа. Изменилось отношение властей США к миру. Отработана и запущена ясная формула: “Кто не с нами, тот против нас!”
Мир знавал трагедии похлеще (будь прокляты их авторы!), и на США за них не ополчались. На памяти миллион трупов во Вьетнаме, три миллиона искалеченных — дело рук доблестных вооруженных сил США, если кто забыл. Международный олимпийский комитет, правители государств в страхе перед сильными мира сего не находят в себе мужества призвать к бойкоту зимних Игр в Солт-Лейк-Сити из-за войны в Афганистане. Или их временной отмене. Не исключено, что государство, бойкотирующее Игры, назавтра подверглось бы бомбардировке под видом борьбы с международным терроризмом.
Остается признать: администрация США при пособничестве и попустительстве МОК и его президента Жака Рогге приватизировала олимпийское движение с его антивоенными идеалами.
“Спорт в целом и олимпиады в частности — это ответ насилию, и они не должны становиться жертвами насилия,— заявил недавно Рогге.— Мы не видим повода отменять столь яркий и убедительный призыв к гармонии и миру во всем мире, каковым является Олимпиада”.
“Призыв к гармонии” под грохот ковровых бомбардировок — это действительно что-то новое. Лукавую речь произнес президент Международного олимпийского комитета. Не сказать резче — фальшивую.
Подобные заявления Рогге делает в силу неспокойности олимпийского движения. Порой в печать прорываются отголоски недоумений в связи с Олимпиадой и даже трезвые голоса. Так, Герхард Хейберг, член МОК от Норвегии, высказал сомнение в возможности проведения Олимпиады в США, “находящейся в состоянии войны”. Позже, правда, он пошел на попятную: мол, газеты исказили его высказывание. Нетрудно догадаться, откуда ветер дует.
Робко, но настойчиво звучат пожелания самих спортсменов — перенести Олимпийские игры-2002 на другую территорию или на другие сроки. Тема безопасности — самая актуальная. На ее организацию ассигновано 294 миллиона долларов. Эта Олимпиада вполне может считаться полицейской. Места олимпийских соревнований с неба прикроют самолеты; агенты в штатском рассыплются среди зрителей; вокруг арен сооружаются ограды; металлоискатели и средства наблюдения — это вообще мелочь, как и армейская охрана зданий. Вспоминаю издевки американских газет по поводу безопасности на Московской Олимпиаде. В Солт-Лейк-Сити эти меры рекордные, не имеют равных себе в истории олимпиад.
“Я прекрасно понимаю, что даже при том, что будет сделано все возможное, абсолютная безопасность не может быть гарантирована. Нигде в мире”,— сказал Фритц Вагнербергер, президент Германского лыжного союза, добавив, что никого не будут принуждать ехать на Олимпиаду. “Мы согласимся с любым решением наших спортсменов”.
Судя по высказываниям американских официальных лиц, безопасность на Олимпиаде будет обеспечена. Однако не всех спортсменов это убеждает. “Я обеспокоен и даже, можно сказать, напуган,— признался спортивной газете “Экип” чемпион-слаломист Пьеррик Бурже.— Я боюсь лететь...” Бурже считает, что необходимо отложить на год Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити. Побаиваются и другие члены сборной Франции по горным лыжам.
Российских олимпийцев, конечно, не запугаешь. И прежние, и нынешние всякое повидали. Но им следует быть готовыми к тем издевательствам, с которыми они столкнутся на американской земле. Пробки на дорогах, многочасовые заторы — самое безобидное в Солт-Лейк-Сити. В аэропортах регистрация затянется на часы. Вещей с собой лучше не брать: вытряхнут и перетряхнут не раз, притом не пикни — окажешься в местной каталажке. Нашим туристам в Солт-Лейк-Сити лучше вообще нос не совать.
Олимпийский комитет России, скорее всего, вручит каждому олимпийцу памятку, в которой распишет, как вести себя в США. По крайней мере лекцию — и не одну — прочтут непременно. Это похлеще, чем обсмеянные и проклятые выездные комиссии. Уже сейчас негласно рекомендуется (представляете!) сдерживать эмоции, избегать конфликтов. То есть вас американцы обхамят, а вы ни-ни. Не дай Бог брякнуть: “А чего это вы в Афганистане так разошлись?” По поводу 11 сентября лучше вообще помалкивать, хотя сами американцы предполагают в день и час открытия сделать из трагедии какое-то патриотическое шоу. Американизация Олимпийских игр ожидается на высоте.
Но удивлюсь и тому, если олимпийцы России вступят на Американский континент... босиком. Там теперь наступила эра копания в подметках ботинок и прочей обуви — ищут запрятанную взрывчатку. Поначалу подумалось: учения идут. Ну, как у нас в Рязани, с гексогеном. День, другой — телехроника фиксирует: плывут ботиночки на проверку в аэропортах, переминается пассажир в носках с ноги на ногу.
Если так готовы встречать наших олимпийцев, предлагаю: еще в Москве пригласить этих психов из американского посольства в Шереметьево, и пусть там копаются в подметках. Унижаться в Америке, на глазах всего света — извините!
Можно поступить иначе. Виталию Смирнову, Леониду Тягачеву, Павлу Рожкову — российским спортивным вождям — шлепать босиком во главе делегации, гарантируя тем самым отсутствие взрывчатки у олимпийцев, а олимпийцам, естественно, в ботинках, презирая хозяев соревнований за пытку оскорблением.