IMHO Минкин уводит в сторону вопрос. В Москве влияние властей на выборы имеет и более важные проявления:
1. Не пропускать на выборы неугодных кандидатов. Например , у "неправильных" кандидатов вдруг находят поддельные подписи. Далее его снимают с выборов, а по суду восстановиться он не успевает.
2. Раскрутка нужных кандидатов через ТВ и прессу.
Оба эти действия проще , чем фальсификации на выборах. А главное, фальсификация - уголовное преступление, а показывать по местному ТВ "хорошего человека" за которого надо голосовать вполне законно.
>
>Мы принесли в суд видеоролик, такой учебный материал, который рассылался по всем избирательным комиссиям, как надо организовывать выборы. И вот, когда рассортировали бюллетени по кучкам, этот инструктивный фильм учит, что считать их надо так, как «ломщики» считают деньги, то есть только по уголкам, не оглашая, за кого этот бюллетень. Это в инструктивном фильме!
>
Но реально на участках где я был считают иначе. Часто у члена комиссии с совещательным голосом есть возможность пересчитать бюллетени.
Подсчет идет методом выкликания: один член комиссии по очереди берет биллютени из кучи и кричит фамилию. Тот кто собирает биллютении этого кандидата кричит "мне", и ему кидают биллютень.
>
>У нас на суде был свидетель, очень опытный в выборах человек, который свидетельствовал, что открепительный талон дает возможности для фальсификации, и доказал, что можно взять пачку открепительных талонов, 500 штук, допустим, посадить 10 человек в автобус, и они поедут по нескольким участкам и проголосуют. Из 10 человек выйдет 500 голосов.
>
На каждом участке будет всего по 10 дополнительных голосов, это не так много. Но главное, такой метод можно засечь статистически - будет очень много проголосовавших по открепительным талонам.
>
на 48 процентах не заполнялись, как положено, соответствующие графы протокола, около 57 процентов избирательных комиссий во время сортировки не представляли для индивидуального контроля избирательных бюллетеней. Часто участковые избирательные комиссии заполняли протокол карандашом, а потом звонили в территориальную комиссию, чтобы получить подтверждение, правильно ли они указали данные, и только после получения ответа, что все их расчеты приемлемы, они заполняли протокол.
>
А что делали общественные наблюдатели при этом?
Во многих территориальных избирательных комиссиях ввод данных в компьютер происходил в другой комнате, что лишало наблюдателей возможности контролировать достоверность введенных данных.
>
Это можно фиксировать, потом написать жалобу. Во многих случаях примерное число поданных голосов уже известно до компьютерного сведения .