Возможно, то, что я сейчас напишу, многим покажется полным бредом и вызовет смех. Только не считайте меня параноиком. Я сам не мог поверить своим глазам, однако... Давайте вспомним мультик.
1. Сцена в церкви, венчание герцога и принцессы. В церкви собрался народ сказочной страны - мужчины, женщины, дети. Перед первым рядом стоит капитан стражи, который показывает народу таблички "Аплодисменты", "Смех", и так далее. А когда подходящей таблички не оказывается (принцесса превращается), быстро рисует на пустой табличке "Wow!". И все жители страны тщательно следуют этим надписям. Более того, это не есть нечто необычное - точно такую же картину можно было видеть на другом массовом мероприятии - турнире. Это обычное дело в волшебной стране Шрэка. Такому порядку никто не удивляется, это привычный ход вещей.
Точно так же пассивно выглядит население в начальных кадрах мультика: повинуясь приказу герцога, народ безропотно, без слез и огорчений сдает в плен героев своих сказок (об этом - ниже). Так же нелепо (зомбированно?) он ведет себя в самом начале. Горстка крестьян по "установке из центра" идет "брать" великана, хотя не может не понимать, что одолеть его они не смогут...
2. Шрэк и ослик входят в город. Они видят вокруг необычную чистоту, порядок, даже стерильность, при пестроте и красивости. В городе нет ни души, пусто. То ли все сидят и смотрят шоу - турнир, то ли заперлись по домам. В чем дело? Шрэк и ослик видят окошко бюро справок, похожее на телевизор. Включают его... И получают вместо информации слащавое (даже бредовое) кукольное представление и открытку на память.
Вот таков в мультике образ станы, в которой что-то не ладно: народ манипулируем, как марионетки, и испытывает те чувства, какие нужны правителю. Вместо информации - маразматическое фальшивое шоу.
3. Вообще, сам образ герцога (Главного Гада)... Он достаточно необычен для сказки, неправда ли? Ключевым является его появление перед принцессой в виде статного всадника, закованного в броню. При дальнейшем разговоре выясняется, что могучие руки и ноги - фальшивые, для презентации. Причем принцессу это совершенно не удивляет. Она никак не реагирует, двуличность правителя - нормальная вещь. Красивый манекенный образ для показа на публике и вырожденное тщедушное тельце - на самом деле.
4. А чем вообще плох этот Главный Гад? Вроде бы он, главный противник Сил Добра, не делает ничего плохого, какие преступления сразу записывают герцога в злодеи? Он отправляет в ссылку волшебных существ. Причем не просто волшебных, а знакомых нам с детства героев любимых сказок - трех поросят, Серого Волка, Буратино, Белоснежку с семью гномами, семейку трех медведей... За что? Непонятно - нам, русским. Для американца подтекст очевиден - стерильное королевство окончательно лишается своих культурных корней. Теперь вместо сказок его детям полагаются тупые кукольные шоу про телепузиков...
5. Да, еще он хочет женится на принцессе... Зачем? Не для того, чтобы она родила ему детей и не для того, чтобы, допустим, мучать... Принцесса нужна герцогу для того, чтобы провозгласить себя королем - сделать свою власть более легитимной. А зачем? Либо такова природа той власти, какая есть у этого правителя - ей все время нужно самоутверждаться и самовозвышаться, либо эта власть не так уж и прочна - для ее подкрепления герцогского статуса уже не достаточно...
Сама эта власть выглядит довольно странной... Вспомним момент, когда Шрэк с осликом уделывают всех рыцарей разом на турнире. Сначала герцог объявляет более, чем странную, цель турнира - победитель поимеет "честь" пойти воевать с драконом. Ладно. Затем, на сцене появляется Шрэк, и правитель мгновенно переориентирует и участников шоу и публику: теперь цель турнира не выявить одного самого достойного, а замочить тролля. Затем, когда выясняется, что у рыцарей кишка тонка, герцог делает очередной финт - из жертвы, уготованной на заклание, Шрэк становится героем и победителем. И все это при полнейшем народном пофигизме (вспомним таблички). В зависимости от ситуации меняется и словарь герцога. То Шрэк деревенщина, то чудище, то герой... Это вам ничего не напоминает?
6. А как выглядит эта страна? Мы видим ее со стороны два раза. Один раз, когда Шрэк идет в город поговорить с герцогом, второй - когда возвращается после освобождения принцессы из плена. Это плоский серый город, обнесенный ровной стеной, в центре которого возвышается Небоскреб. Типичный, прямоугольный небоскреб, небрежно замаскированный под крепостной донжон. После 11-го сентября на это нельзя не обратить внимание. Тем более, что герои фильма сознательно обращают на это внимание зрителя. В обоих сценах повторяется следующий разговор: "Что это за фигня такая? - Похоже, кое у кого тут большие комплексы!"
Итак, все эти моменты в отрыве от заезжанных пародий на заезжанные штампы (пародии нарочитые, подчеркнутые), говорят нам: это Америка, процветающая, стерильно-красивенькая Америка с зазомбированным народом, маразматическими телешоу и ничтожными правителями, сидящими в нелепо огромных небоскребах, страстно желающими еще больше власти, Америка стремительно утрачивающая культурные корни, полностью законопослушная маразматическим законам...
Сильно? Может быть, я и ошибаюсь, а может быть я и прав. По крайней мере два момента совершенно бесспорны: таблички, поакзывающие народу, как "голосовать", и эпизод со справочным бюро... Остальное - додумано и доконструировано.
Рискнем ступить на более зыбкую почву, и копнуть немного глубже. Тем, кому до сих пор мое рассуждение казалось спорным, дальше покажется еще более спорным, предупреждаю сразу.
Согласимся, что внешне веселый детский фильм имеет очень непростой подтекст. Не пойти ли даьше? Допустим, что весь фильм, сюжет которого нельзя не назвать странным для американской киносказки - аллегория, тонкая и дерзкая.
1. Шрэк - он, конечно, тролль, зеленый и все такое. Вместе с тем, он типичный негроид. Выделенные надбровные дуги, широкие нос, толстые подвижные губы, строение зубов, осанка, манера поведния, все выдает его за американского негра, черного. Перед нами Черная Америка - сильная, непобедимая, но, вместе с тем, ителлигентная, сохранившая здравый смысл. Шрэк живет в болоте, и доволен жизнью, пока его не тронули... Но власть дотягивается до его болота и он вынужден действовать.
2. Герцог. Типичный белый, его черты вырождены и дегенеративны, он карлик, хилый и беспомощный. Вместе с тем, он деспот и манипулятор, за его спиной всегда стоит палач в белом колпаке ку-клус-клана. Это Белая Америка небоскребов, правящий класс, деградировавший и утративший любые представления о Добре и Зле.
3. Принцесса Фиона. Тонкий образ. Днем она Белая красавица, а ночью она троллиха - негритянка. Это и есть обобщенный образ всей Америки, которую хочет поиметь герцог, для того, чтобы сделать свю власть полной и окончательной.
4. Дракониха. Большое, страшное, летающее, разящее врагов прямо с неба, страстно милующееся с ослом (об осле - ниже). Что это? Конечно, это Американская Армия.
5. Осел. Все предельно понятно - символ республиканской партии. Глупый, никчемный болтун, который способен лишь на то, чтобы зрителям не было скучно и выступающий в конце фильма в качества главной звезды в торжестве победителей. Страстно любит армию, и вообще тянется к силе - к Твердой Руке, он даже переступает через себя и дружит с негром - потому что правящая власть хотела отправить его в ссылку за... то, что он - говорящий!
6. Сказочные герои. В финальном торжестве победителей принимают участие только сказочные персонажи (интеллегенция), вернувшиеся из ссылки в болото. Народа (белых людей) там нет. Там есть только Черные, Республиканцы, Армия и Интеллигенция. А народ смотрит на это шоу по ТВ и ждет нового кукловода...