От Н.Н. Ответить на сообщение
К Н.Н.
Дата 23.07.2013 14:56:46 Найти в дереве
Рубрики Архаизация; Манипуляция; Глобализация; Версия для печати

После Фукусимы: "зеленая атака" на АЭС в Германии и Австрии

http://old.win.ru/topic/6885.phtml

Немецкоязычные страны готовы возглавить общеевропейское движение за закрытие АЭС. Власти Германии под напором «зелёных» готовы ускорить остановку атомных реакторов. А правительство Австрии призвало коллег по Евросоюзу задуматься о том, нужны ли им атомные станции. Удастся ли германским и австрийским «экологам при властных кабинетах» добиться своего?

Авария в Японии и энергетическая стратегия Германии
События на японской АЭС в Фукусиме самым громким образом аукнулись в центре Европы. 17 марта правительство Германии объявило о желании остановить все атомные реакторы до конца 2017 года и немедленно закрыть наиболее старые станции — «Неккарвестхайм-1» и «Филипсбург-1». За три дня до этого министр окружающей среды Австрии Николаус Берлакович призвал коллег по ЕС срочно проверить все европейские АЭС на сейсмоустойчивость и заявил, что Старому Свету пора подумать о том, чтобы отказаться от «мирного атома».

Предложения революционные. Но если обратиться к истории, станет понятно, почему же об этом заговорили именно в Германии и Австрии.

Мощное экологическое движение, часть активистов которых создали Партию «зелёных», появилось в тогда ещё Западной Германии в 1970-е гг. К этому времени страну покрыла густая сеть АЭС, а отходы промышленных предприятий превратили Рейн в «сточную канаву» Европы. Издержки индустриализации были очевидны — но и ХДС/ХСС, и свободные демократы, и социал-демократы уделяли экологическим моментам недостаточно внимания.

Ответом на подобную политику традиционных партий стало появление в 1979 году на политической карте страны Партии зеленых, которые пропагандировали, в числе прочего, отказ от атомных станций. Спустя четыре года она впервые преодолела на выборах пятипроцентный барьер и попала в Бундестаг. Видя успех «зелёного протеста», об экологии заговорили и другие партии. В итоге Рейн стал чище, а немецкая продукция (и пищевая, и любая другая) — чище.

Мощь «зелёного движения» увеличилась после аварии на Чернобыльской АЭС. Однако страной в тот момент руководила коалиция ХДС/ХСС и СвДП, где было очень сильно атомное лобби. С учётом того, что именно в годы правления правых в 1990 году Германия воссоединилась, вопрос о закрытии атомных станций долгие годы не обсуждался. В теперь уже единой Германии относительно спокойно работали 17 АЭС, а народу (особенно в бывшей ГДР) временно стало не до «мирного атома».

Но постепенно и в восточных землях достаточно усилилась партия «Союз-90», которая объединилась с западногерманскими «зелёными» в единую организацию. В Бундестаге появилась мощная «зелёная» фракция, а параллельно многие пункты их программы восприняли и социал-демократы. В итоге и СДПГ тоже стала выступать за остановку атомных реакторов. Страх перед Чернобылем взял своё.

В 1998 году СДПГ и «зелёные» впервые создали правящую коалицию: социал-демократ Герхард Шрёдер стал канцлером, а «эколог» — Йошка Фишер — вице-канцлером и главой МИДа. Одним из главных документов, принятых за семь лет правления этой коалиции, стало решение остановить все реакторы до конца 2017 года. Его пересмотрели только в 2009-м, когда у власти снова оказалась коалиция ХДС/ХСС и СвДП во главе с Ангелой Меркель. Она сочла, что у не имеющей своих нефти и газа Германии нет альтернативы АЭС. А потому закрытие реакторов нужно отложить до 2035 года.

Баден-Вюртемберг: «зеленые» захватывают власть
Авария на АЭС в Фукусиме случилась буквально за пару недель до региональных выборов в нескольких землях. «Зелёные» отреагировали на случившееся мгновенно, организовав целый ряд демонстраций, приняли целую программу из 20 пунктов, где подробно расписали всю возможную пользу отказа от АЭС. Когда правительство вернулось к дате «2017», оно наверняка держало в уме выборы. Но было уже поздно.

27 марта на выборах в земле Баден-Вюртемберг «зелёные» с 24% голосов впервые в истории заняли второе место, опередив СДПГ. Христианские демократы пришли к финишу первыми, но у власти оказалась «зелёно-красная» коалиция, а Винфрид Кречманн стал первым в истории «зелёным» председателем правительства одной из земель. Кроме того, «зелёные» удвоили, а то и утроили свой результат на земельных выборах в Рейнланд-Пфальце и коммунальных — в Гессене. Везде они преодолели 15-процентных рубеж.

Такими темпами 11% «зелёных» на выборах в Бундестаг двухлетней давности могут превратиться через пару лет во все 25, а то и 30. И тогда крупнейшая страна Европы может обрести «зелёного» канцлера.

Австрия закрывает АЭС по всей Восточной Европе
Борясь с атомными станциями, германские экологические активисты брали пример с соседней Австрии. Там «зелёные» в состав правящей коалиции до сих пор никогда не входили. Однако их лозунги возымели такое влияние, что больших экологических активистов, чем австрийские политики, сегодня во властных кабинетах Европы не найти.

Ещё в 1978 году местные экологические активисты добились проведения референдума об отказе от атомной энергетики. С минимальным преимуществом они одержали победу, и австрийскую АЭС «Цвентендорф» пришлось законсервировать. Авария в Чернобыле только укрепила недоверие австрийцев к «мирному атому». В результате о недопустимости развития этого вида энергетики заговорили все — и социал-демократы, и консерваторы из Народной партии, и ультраправая Партия свободы.

Постепенно антиатомные амбиции австрийских политиков приобрели общеевропейский размах, и они стали рассуждать о «безъядерной» Европе. Едва рухнул «железный занавес», Австрия повела борьбу за закрытие реакторов чернобыльского типа в соседних Чехии, Словакии, Венгрии и Словении. Правда, борьба эта несколько отдавала сведением исторических и политических счётов.

Исторически из всех бывших соцстран самые тёплые отношения у Австрии сложились с Венгрией. Поэтому закрытия венгерской АЭС «Пакш» Вена добивалась не так уж сильно. Со Словенией картина уже несколько иная — после Второй Мировой с её территории выселили много немцев, а в самой Австрии есть словенское меньшинство. Оттого австрийские нападки на АЭС «Кршко» сильнее.

Словакии и вовсе пришлось туго — она в 2006 и 2008 гг. закрыла два реактора АЭС «Ясловске Богунице». (Словаки открыли их снова после приснопамятной «газовой войны» между Россией и Украиной, когда лишились идущего через украинские трубы российского газа). Но Словакия изначально хотя бы сохранила станцию «Моховце». Болгарии и Литве пришлось ещё хуже — во многом из-за позиции Австрии им пришлось закрыть АЭС «Козлодуй» и Игналинскую АЭС соответственно.

С Чехией Австрия долгие годы спорила из-за АЭС «Темелин». Эта борьба переплелась с сугубо политическим вопросом — возможностью отмены принятых в Чехословакии после войны постановлений о выселении чешских немцев. В Вене периодически припоминали, что чехи были «гробовщиками» Австрийской империи. И вот австрийцы нашли способ отомстить — не пускать Чехию в ЕС до тех пор, пока та не закроет «Темелин». Только после давление со стороны Еврокомиссии австрийцы в конце 2001 года передумали.

Справедливости ради надо сказать, что и «Темелин», и словенская «Кршко» давали немало поводов для беспокойства. Особенно это касается чешской АЭС, где в 2004-2007 гг. случилось множество нештатных ситуаций. Но требовать закрытия атомных станций Австрия не могла. Выбор источников энергии — суверенное право каждого государства. На уровне Евросоюза по поводу закрытия АЭС согласия никогда не было.

Есть ли шансы у «немецкоязычного зелёного союза»?
То, что австрийцы заговорили о закрытии АЭС в общеевропейском масштабе, вряд ли бы стало возможным, если бы они не имели поддержки Германии. В годы правления «красно-зелёной» коалиции она была сильной. В 2005-2009 гг., когда у руля в Берлине была «большая» коалиция христианских демократов и социал-демократов, она стала слабее. После создания коалиции ХДС/ХСС и СвДП австрийцы осудили было их планы продлить эксплуатацию реакторов до 2035 года, но «старший» брат «младшего» не слушал.

Но теперь «зелёные» в Германии усилились. Только даже если они придут к власти, действительно ли они закроют АЭС? Ведь альтернативой им может стать только увеличение закупок российского газа — а России «зелёные» относятся негативно и крайне предвзято. Йошка Фишер и вовсе возглавляет компанию-оператора проекта «Набукко». Который едва ли не больше всех в ЕС лоббирует... Австрия.

Ирония судьбы: отказавшись от своей атомной энергетики, Австрия вынуждена покупать электричество за границей — в том числе с того самого чешского «Темелина», против которого она до сих пор борется. Вся страна уставлена «ветряками», мини-станции работают на альпийских реках. Но электричества стране всё равно не хватает. Так что за «зелёную» гордость австрийцы платят сполна.

Отнюдь не факт, что «зелёные» в Германии и Австрии придут к власти. Их слабое место — сверхлояльное отношение к иммигрантам из стран Азии и Африки, а это вопрос не менее больной, чем состояние АЭС. По части либерализма к выходцам из других стран «зелёным» нет равных среди германских и австрийских ведущих партий. Мало того — германских «зелёных» сегодня возглавляет Джем Оздемир, а до канцлера-турка Германия еще явно не доросла.

Однако австрийские (и отчасти германские) реалии доказали, что экологические лозунги способны перехватывать и другие партии. Так что если даже и не быть «зелёным» у власти в Германии и Австрии, их планы могут воплощать в жизнь и иные политические силы. А вслед за ними подобное может произойти и в других странах Европы. Благо, свои «зелёные» есть и во Франции, и в Голландии, и, тем более, в странах Северной Европы.

Вадим Трухачев