От K Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 09.08.2013 07:30:42 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Почему СССР не построил ни одного линкора

Коррупция в ведомстве великого князя Алексея Александровича, брата
Александра Третьего, достигла таких астрономических масштабов, что броневые
листы кораблей скреплялись деревянными втулками. Не взрывающиеся снаряды и
Цусимский погром - таковы, вкратце, результаты работы Морского ведомства,
возглавляемого великим князем. Никто не сделал для поражения России в
Русско-Японской войне больше, чем этот человек.

Уже набило оскомину упоминание о том, что русский крейсер "Варяг" был
построен в США. Казалось бы, ничего странного в этом нет. Крейсер был
заказан, оплачен и построен в срок - где здесь есть преступление?

Однако, крайне редко упоминается о том, что второй участник легендарного боя
при Чемульпо - канонерская лодка "Кореец" - была построена на верфи Bergsund
Mekaniksa в Швеции.

Господа, позвольте один вопрос: Что-нибудь вообще строилось в Российской
Империи на рубеже XIX-XX веков?

Бронепалубный крейсер "Светлана", место постройки - Гавр, Франция;
Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов" - Сен-Назер, Франция;
Бронепалубный крейсер "Аскольд" - Киль, Германия;
Бронепалубный крейсер "Боярин" - Копенгаген, Дания;
Броненосный крейсер "Баян" - Тулон, Франция;
Броненосный крейсер "Адмирал Макаров", построен на верфи "Форж & Шантье",
Франция;
Броненосный крейсер "Рюрик", построен на верфи "Виккерс" в
Барроу-инн-Фёрнесс, Англия;
Броненосец "Ретвизан", построен компанией "Уильям Крэмп & Санс",
Филадельфия, США;
Броненосец "Цесаревич" - построен в Ла-Сейн-сюр-Мер во Франции...

Это могло быть смешно, если бы дело не касалось нашей Родины. Ситуация, при
которой половина отечественного флота строилась на иностранных верфях, ясно
указывала на крутые проблемы в Российской Империи в конце XIX - начале XX
веков: отечественная промышленность находилось в глубоком упадке и
стагнации. Подчас ей были не под силу даже простейшие эсминцы и миноносцы -
практически все они строились за рубежом.

Серия миноносцев "Кит" ("Бдительный"), место постройки - верфь Фридриха
Шихау, Эльбинг, Германия;
Серия "Форель" ("Внимательный"), строились на заводе А. Нормана во Франции;
Серия "Лейтенант Бураков" - "Форж & Шантье" и завод Нормана, Франция;
Серия эсминцев "Инженер-механик Зверев" - верфь Шихау, Германия.

Головные миноносцы серий "Всадник" и "Сокол" - построены в Германии и,
соответственно, в Великобритании; миноносец "Пернов" - завод А. Нормана,
Франция; "Батум" - верфь Ярроу в Глазго, Великобритания; "Адлер" - верфь
Шихау, Германия...

Уважаемые господа-товарищи, то, что здесь написано есть просто крик души.
Когда либеральная общественность вновь запоет песнь том, как хорошо и
правильно шло развитие России в начале века, а потом пришли проклятые
"коммуняки" и все "запороли" - не верьте ни единому слову этих прохвостов.

Бронепалубный крейсер "Варяг" из Америки, и броненосный крейсер "Адмирал
Макаров", строившийся во Франции, - вот истинная картина тех событий. Перед
Первой мировой Российская Империя закупала за рубежом все - от кораблей и
аэропланов до стрелкового оружия. С такими темпами развития мы имели все
шансы продуть и следующую, вторую по счету мировую войну, навсегда исчезнув
с политической карты мира. К счастью, судьба распорядилась иначе.

Страна под названием Советский Союз научилась все делать самостоятельно.

Сага о не построенных линкорах

По необъятным просторам Интернета гуляет презабавный плакат-демотиватор
следующего содержания:

http://img11.nnm.me/7/c/b/6/7/4cd5665327c694df1d8e3c77ae8_prev.jpg



ГУЛАГ и линкоры - это сильно. Впрочем, автор плаката кое в чем прав:
Советский Союз действительно не спустил на воду и не ввел в строй ни одного
линкора (несмотря на то, что дважды принимался за их строительство).
Каким контрастом на фоне этого выглядят достижения дореволюционного
отечественного кораблестроения!
В период с 1909 по 1917 гг. состав ВМФ Российской Империи пополнился 7
линкорами-дредноутами типов "Севастополь" и "Императрица Мария".

Это не считая недостроенного линкора "Император Николай I" и четырех
сверхдредноутов типа "Измаил", которые уже были спущены на воду и находились
в высокой степени готовности - лишь Первая мировая война и Революция не
позволили русским корабелам завершить начатое.

Суровая правда заключается в том, что "Севастополь" и "Императрицу Марию"
просто стыдно сравнивать с их ровесниками - британскими сверхдредноутами
"Орион", "Кинг Джордж V" или японскими линейными крейсерами типа "Конго".
"Севастополь" и "Императрица Мария" строились по заведомо устаревшими
проектами, а задержки в их строительстве, вызванные невиданной коррупцией в
Морском ведомстве, слабостью промышленности и общей неблагоприятной
обстановкой в стране, привели к тому, что к моменту вступления в строй
отечественные "дредноуты" были едва ли не слабейшими в мире.

Главный калибр "Севастополя" (305 мм) смотрятся курьёзом на фоне 343 мм
стволов "Орионов" или 356 мм артиллерии японского "Конго". Что касается
брони - это был просто стыд: "цусимский синдром" и страх перед фугасными
снарядами взял вверх над здравым смыслом. И без того тонкую броню
"размазали" по всему кораблю - это в то время, когда у "вероятного
противника" уже строились линкоры с 13,5 и 14-дюймовыми орудиями - один их
снаряд мог прошить "Севастополь" насквозь и подорвать погреба боезапаса.

Немногим лучше был недостроенный "Измаил" - несмотря на солидную огневую
мощь (12 х 356 мм - по этому параметру "Измаил" мог сравниться с лучшими
зарубежными аналогами) и высокую скорость хода (расчетное значение - более
27 узлов), новейший российский супер-дредноут вряд ли мог стать серьезным
аргументом в споре с его британским ровесником "Куин Элизабет" или японским
"Фусо". Слишком слаба броня - защищенность "Измаилов" была ниже всякой
критики.

Говоря об отечественном судостроении начала ХХ века, нельзя не упомянуть о
легендарных "Новиках" - лучших в мире эсминцах на начало Первой мировой
войны. Четыре отличные 102 мм пушки Обуховского завода, котлы на жидком
топливе, ход 36 узлов, возможность принимать на борт до 50 мин - "Новики"
стали мировым эталоном при проектировании эскадренных миноносцев.

Что ж, "Новик" - то самое исключение, которое подтверждает общее правило.
Слава "Новиков" была подобна падающей звезде - ярчайшая, но быстро погасшая
вспышка в непроницаемой черноте будней императорского Военно-Морского Флота.

Остается констатировать очевидный факт: попытка дореволюционной России стать
морской державой с треском провалилась - недостаточно развитая
промышленность Российской Империи проиграла "гонку вооружений" ведущим
мировым державам.

К слову, СССР дважды принимался за строительство линейных кораблей. В
отличие от "дореволюционных" линкоров, которые морально устарели еще на
этапе закладки, советские проект 23 ("Советский Союз") и проект 82
("Сталинград") были вполне современными кораблями - мощными,
сбалансированными и ничуть не уступавшими по совокупности характеристик
зарубежным аналогам.

Первый раз достроить линкоры помешала война. Немало сказалась
дореволюционная отсталость отечественной промышленности. Индустриализация
только набирала обороты, и столь амбициозный проект оказался "крепким
орешком" для советских корабелов - линкоры мало-помалу превращались в
долгострой.

Вторая попытка была сделана вначале 1950-х - увы, эпоха дредноутов и жарких
артиллерийских дуэлей неумолимо уходила в прошлое. Достройка "Сталинградов"
была отменена через пару лет после их закладки.


Покупал ли СССР корабли за рубежом?


Да, покупал. Перед войной Союз приобрел недостроенный немецкий крейсер
"Лютцов" ("Петропавловск") и лидер эсминцев "Ташкент", построенный в Италии
по оригинальному проекту.
Что-то еще? Да.

Например, у фирмы MAN были заказаны двадцать корабельных дизелей типа
G7Z52/70 мощностью 2200 л.с. и типа G7V74 мощностью 1500 л.с. Также для
флота были закуплены образцы гребных валов, рулевых машин, корабельные
краски против обрастания, чертежи 406-мм и 280-мм корабельных башен,
бомбометы, гидроакустическая аппаратура...

Не нужно иметь "семи пядей во лбу", чтобы понять очевидную вещь - в
предвоенные годы Советский союз скупал ТЕХНОЛОГИИ
Все остальное он делал сам.

С началом Холодной войны ситуация приняла еще более жесткий оборот - в
прямом противостоянии с евро-атлантической цивилизацией Союз мог
рассчитывать только на себя. Просто смешно представить атомный подводный
ракетоносец для ВМФ СССР, строящийся где-нибудь в британском Глазго или в
американской Филадельфии.

И Союз справился! Восстановив экономику и промышленность после страшной
войны, СССР в 1960-е годы выкатил на просторы Мирового океана ТАКОЙ ФЛОТ, от
которого задрожали обе половинки Земли - в такт подводным ракетоносцам,
покачивающимся у пирсов в Гремихе и бухте Крашенинникова.

Хорошо бы украсть на Западе готовые технологии, да вот незадача, красть было
нечего - то, что делал СССР, зачастую не имело аналогов в мире.

Первая в мире морская баллистическая ракета и её подводный носитель; "поющие
фрегаты" 61-го проекта - первые в мире корабли с полностью газотурбинной
ГЭУ; морская космическая система разведки и целеуказания "Легенда-М"...

Противокорабельное ракетное оружие - здесь ВМФ СССР вообще не было равных.

Укоризненная фраза "СССР не построил ни одного линкора" может вызвать лишь
гомерический хохот. Советский Союз умел строить подлодки из титана,
авианесущие крейсера и гигантские атомоходы "Орлан" - любой дредноут меркнет
на фоне этих ШЕДЕВРОВ конструкторской мысли.

Говорить о каком-либо заимствовании с Запада просто не приходится -
советские корабли имели свой хорошо узнаваемый аутентичный облик,
компоновку, размеры и специфический комплекс вооружения. Более того, сам
Военно-Морской Флот СССР представлял собой единую альтернативу флотам
западных стран (по умолчанию - ВМС США). Руководство ВМФ СССР выработало
совершенно оригинальную (и совершенно верную!) концепцию противодействия ВМС
США и смело придерживался выбранного направления, создавая специфические, до
этого нигде невиданные, образцы военно-морской техники:

- большие противолодочные корабли - ракетные крейсера с гипертрофированным
ПЛО-вооружением;
- тяжелые авианесущие крейсеры;
- подводные лодки с крылатыми ракетами, т.н. "убийцы авианосцев";
- ударные ракетные крейсера, известные как "оскал социализма"...

Уникальные корабли измерительного комплекса пр. 1914 "Маршал Неделин", узлы
сверхдальней океанской связи (низкочастотный импульс огромной мощности,
направленный в земную кору, может быть принят даже на борту подлодки), малые
ракетные корабли и "москитный флот", вооруженный немалыми ракетами
(достаточно вспомнить, какой фурор в мире произвело потопление израильского
"Эйлата").

Все это - собственные технологии и собственное производство. Made in USSR.

Кто-нибудь наверняка задаст вопрос о больших десантных кораблях проекта
775 - БДК этого типа строились в период с 1974 по 1991 год в Польше. Ответ
прост: это было чисто политическим решением, продиктованным желанием
поддержать своего союзника по Варшавскому блоку.

Скажу больше - верфи Финляндии регулярно получали заказы от ВМФ СССР - в
основном дело касалось постройки буксиров и плавказарм. Чисто экономические
мотивы - советским верфям было невыгодно возиться с этой "мелочью", ведь на
стапелях Северодвинска и Николаева стояли атомные подлодки и ТАВКРы.

Известная история с покупкой станков фирмы TOSHIBA для точной мехобработки
винтов советских субмарин - не более чем курьез. В конце-концов, купили
станок, а не готовый эсминец или подлодку.


Эпилог


- Адмирал не жалеет средств на свою новую возлюбленную, поговаривают, что
последний подарок - роскошная коллекция бриллиантов - был приобретен за счет
средств, предназначавшихся для "чилийского контракта" (прим. Россия
планировать выкупить в Англии броненосцы, строящиеся для ВМС Чили).

- А что вы хотели, сударь? Элиза Балетта - теперь одна из самых богатых
женщин в России.

- Да-с, великий князь знает толк в "откатах" - ведь не случайно контракт на
поставку корабельной брони передан от казенного Ижорского завода частному
Мариупольскому, что гонит халтуру по цене вдвое дороже (9,9 вместо 4,4
рублей за пуд).

Примерно в таком ключе судачила между собой великосветская петербургская
публика в начале ХХ века - Милостивейший Государь, адмирал, великий князь
Алексей Александрович знатно отдыхал на Лазурном берегу и щедро одаривал
подарками свою юную возлюбленную, французскую балерину Элизу Балетту, до тех
пор, пока не грянула Русско-Японская война.

"Пошел вон, князь Цусимский"! - орала взбешенная публика, при виде входящего
в партер Михайловского театра Алексея Александровича, чем едва не довела
адмирала до сердечного приступа.

Досталось в тот день и его пассии - блистающую "камушками" балерину закидали
всяким сором с криками: "Вот где наш Тихоокеанский флот! На твоих
бриллиантах кровь русских матросов"!

30 мая 1905 года великий князь Алексей Александрович подал в отставку с
должности главного начальника флота и Морского ведомства и вместе с Балеттой
укатил в Париж.

Господа, у Вас не складывается ощущение дежа-вю?

http://img11.nnm.me/8/5/f/3/d/09e0295fc26642c587a6ec1d019.jpg