|
От
|
Афордов
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
24.07.2013 21:28:25
|
|
Рубрики
|
Прочее; Ссылки; Тексты;
|
|
Что думают во ВШЭ о российской науке? Не нужна, т.к. не вписалась
http://www.e-xecutive.ru/education/adviser/1844710/
В чем сильные и слабые стороны плана по реформированию РАН? Почему РАН не предложила свой собственный план реформ?Насколько эффективна современная Академия наук?Какими могут быть последствия реформы «сверху»? С этими вопросами редакция E-xecutive.ru обратилась к экспертам. Игорь Липсиц , доктор экономических наук, зам.декана Высшей школы менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» : План правительства по реформированию РАН, к сожалению, сосредоточен только вокруг проблем управления собственно работой институтов и недвижимостью академии. Между тем, сами члены академии все время говорят о том, что их главная проблема –невостребованность экономикой страны научных исследований. Поэтому главная беда проекта закона о реформе РАН в том, что его авторы не решились даже поставить главный вопрос: «Фундаментальная наука нужна стране? Или это чемодан без ручки, оставшийся от СССР?» Положительный ответ на первый вопрос привел бы к созданию комплекса предложений о том, как встроить фундаментальную науку в ту новую экономику России, какая сейчас сложилась. Положительный ответ на второй вопрос привел бы к решению о закрытии РАН, установлении для ее сотрудников старше, скажем, 50 лет особых досрочных пенсий (как это было сделано с советскими министерствами) и проведении масштабной приватизации имущества академии на открытых торгах с направлением части выручки в пенсионный фонд для бывших сотрудников академии. В итоге была бы полная ясность перспективы и для Минфина, и для молодых ученых, и для российских компаний, нуждающихся в научно-прикладных разработках. Но пока проекты правительства ничего подобного не содержат, и потому опять ничего не решат. Причин отсутствия собственного плана реформ у РАН, видимо, несколько. Во-первых, преклонный возраст большинства академиков, что не способствует подготовке радикальных проектов (скажем, академику Лаврентьеву, когда он создавал Новосибирский Академгородок, было всего 57 лет, и он мог сформировать новую модель организации научной деятельности. Академику Владимиру Фортову -новому, «молодому» президенту РАН, уже 67 лет...). Во-вторых, отсутствие заказа на фундаментальные исследования от руководства страны и экономики в целом – а эта ситуация неподвластна РАН. Реализация правительственной реформы никакого реального изменения событий в РАН не принесет –Академия будет продолжать медленно умирать, вместе с основным контингентом своих пожилых сотрудников. Молодых (до 35 лет) и дееспособных там уже осталось немного (по самым оптимистичным оценкам –около 25%). Хуже то, что этими «реформами» (в сочетании со свертыванием проекта «Сколково») подается предельно ясный сигнал молодежи –научной карьеры в России не сделать, здесь научные сообщества разрушаются, нужно искать путь в научный мир за рубежом. Соответственно, это весьма неприятным образом далее по цепочке отзовется на отечественной системе высшего образования –снизится востребованность высокой квалификации и нацеленности на научные карьеры, поскольку уехать за рубеж смогут немногие, а внутри страны пути нет (не будем забывать, что до РАН была уничтожена отраслевая прикладная наука). Если России больше не нужна и не по карману фундаментальная наука (умирающие империи в знании, которое будет приносить доход нескоро, обычно, и правда, не нуждаются), то стоит хотя бы как-то смягчить падение и спасти хоть что-то. Если правительство решило отвергнуть старую модель «наука – в академии» и перейти к модели «наука – в университетах», то нужно было бы предусмотреть какой-то переходный период, в рамках которого создать совместные профильные центры научных исследований и сотрудников РАН, и университетов. Это позволило бы лучше погрузить сотрудников университетов в мир научных исследований, от которого они последние 20 лет, как правило, оторваны. Но у этого варианта есть свои проблемы: сотрудники университетов смогут серьезно включиться в научные исследования только при радикальном повышении их оплаты и снижении норм нагрузки – в сегодняшнем же своем положении преподаватели университетов настолько озабочены получением хотя бы минимального заработка за счет многообразных приработков на стороне, что им не до науки.