От И.Т. Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 09.05.2013 12:44:05 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Ссылки; Тексты; Версия для печати

C днем Великой Победы! Слава Героям! Не забудем и антигероев.

Об антигероях, пытающихся опорочить и принизить подвиг советского народа: текст С.Г.Кара-Мурзы

http://www.rusrand.ru/about/puls/puls_697.html

АНОМИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА: ЛОЖЬ ЭЛИТЫ

10.12.2012

Эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Сергей Кара-Мурза представляет новую книгу «Аномия в России: причины и проявления». Опираясь на широкий массив статистики и социологических исследований, видный российский обществовед анализирует причины кризиса, в котором пребывает наш социум. Автор предлагает обдумать накопленное знание, своеобразную «историю болезни» общества, чтобы начать лечение.

Эта книга — для всех, кто умеет читать и слушать. Пока она готовится к печати, мы предлагаем отрывок из главы «Ложь элиты — источник аномии», посвященной анализу ряда информационных искажений, которые разрушают скреплявшие российское общество образы, в частности, образ Великой Отечественной войны. Сергей Кара-Мурза показывает, как пышными празднованиями Дня Победы деформируется сама проблематика этой войны, а активность творческого и медийного сообщества и «борьба с фальсификацией истории» еще глубже погружают общество в состоянии аномии.

Ложь элиты — источник аномии

Последние 20 с лишним лет в отечественной культуре зияет провал, о котором не принято говорить. Речь о том, что элита присвоила себе право на ложь. И дело не только в этике: общество, где утверждено такое право, слепо. Оно не видит реальности, и с каждой ложью в нем слепнут и поводыри.

Кризис советской политической системы начался с ХХ съезда, когда верховная власть партии применила фундаментальный (в отличие от ритуального) обман как средство управления самой партией. Тогда в своем известном докладе Н.С. Хрущев пошел на заведомый и сознательный подлог в заявлении о количественных масштабах репрессий сталинского периода. Это положило начало развитию культуры лжи в политической верхушке.

Начиная с перестройки массированная ложь применялась с целью подрыва всего строя символов, связанных с Великой Отечественной войной. Образ этой войны — один из немногих сохранившихся центров сосредоточения связей общенациональной основы.

Одна из тем — доведенное до абсурда преувеличение потерь Красной Армии в Великой Отечественной войне. Возможностей опровергнуть ложь несравнимо меньше, чем у тех сил, которые занимаются фальсификацией. Эту кампанию мы наблюдаем каждый год. Вот, накануне праздника 60-летия Победы, 3 апреля 2005 года, телепередача В.В. Познера «Времена». В качестве эксперта был приглашен президент Академии военных наук генерал армии М.А. Гареев, который в 1988 году возглавлял комиссию Министерства обороны по оценке потерь в ходе войны.
Ведущий, В.В. Познер, заявляет: «Вот поразительное дело — мы до сих пор не знаем точно, сколько погибло наших бойцов, солдат, офицеров в этой войне».
И это — на Первом канале центрального российского телевидения! В.В. Познер, человек сведущий, не мог не знать, что в 1966–1968 годы подсчет людских потерь в Великой Отечественной войне вела комиссия Генерального штаба, возглавляемая генералом армии С.М. Штеменко. Затем в 1988–1993 годы сведением и проверкой материалов всех предыдущих комиссий занимался коллектив военных историков под руководством генерал-полковника ГФ. Кривошеева. Было осуществлено большое комплексное статистическое исследование архивных документов и других материалов, содержащих сведения о потерях в армии и на флоте, в пограничных и внутренних войсках НКВД.

Этот коллектив имел возможность изучить рассекреченные в конце 1980-х годов материалы Генерального штаба и главных штабов видов Вооруженных Сил, МВД, ФСБ, погранвойск и материалы архивных учреждений СССР. Результаты этого фундаментального исследовании потерь личного состава и боевой техники Советских Вооруженных сил в боевых действиях за период с 1918 по 1989 год были опубликованы в книге «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил в войнах, боевых действиях и военных конфликтах» (М., 1993).

В этой книге сказано:
«По результатам подсчетов, за годы Великой Отечественной войны (в том числе и за кампанию на Дальнем Востоке против Японии в 1945 году) общие безвозвратные демографические потери
(убито, пропало без вести, попало в плен и не вернулось из него, умерло от ран, болезней и в результате несчастных случаев) советских Вооруженных сил вместе с пограничными и внутренними войсками
составили 8 млн 668 тыс. 400 человек».
Соотношение по людским потерям Германии и ее союзников на Восточном фронте было 1:1,3 в пользу нашего противника[1].

Ни одно суверенное государство не допустило бы заявлений по центральному телевидению, подобных заявлению В.В. Познера. Согласно европейским законам о телевидении, он был обязан сначала сообщить аудитории официальные данные, а уже затем высказывать свое личное мнение с обоснованием своих сомнений в этих официальных данных. А ведь после выхода книги «Гриф секретности снят» продолжали регулярно публиковаться данные, в которые в ходе дальнейших исследований вносились небольшие уточнения (эти сведения публиковались, например, в журнале РАН «Социологические исследования»).

На той телепередаче М.А. Гареев пытался сообщить известные и проверенные данные, но на них просто не обратили внимания, отмахнулись. Ему, главному эксперту по обсуждаемому вопросу, не дали говорить! Включили видеоинтервью с писателем-фронтовиком: «Сталин сделал все для того, чтобы проиграть войну… Немцы, воюя на всех фронтах, у нас, на Западе, подводная война, авиационная война, африканская война, немцы в общей сложности потеряли 12,5 миллионов человек, а мы на одном месте потеряли 32 миллиона, на одной войне… Каждый видел войну из своего окопа. Дальше он видеть ничего не мог. Это случается на каждой войне решительно».

И этот бред несется на всю страну. Человек «видел войну из своего окопа и дальше он видеть ничего не мог», но уверен, что немцы, воюя везде, даже в Африке и под водой, потеряли 12,5 млн, а мы «на одном месте» (!) 32 млн. Откуда у него это точное число? От «архитектора перестройки» А.Н. Яковлева, тот за месяц до этой передачи, 1 марта 2005 года, дал интервью «Аргументам и фактам». Его спрашивают: «Сколько на самом деле погибло наших солдат в войне с Германией? Называются разные цифры — 19 млн, 27 млн… Где правда?» Он отвечает: «В войне с Германией погибло не менее 30 млн человек. И как за это можно хвалить великого полководца всех времен и народов Сталина? Это было преступление. … Я думаю, цифра больше. Это горькая правда Победы. За грабежи наших солдат расстреливали».

Грабежи он приплел сюда, чтобы напустить туману. Но на эту «горькую правду» опирается и В.В. Познер: «Вот Александр Яковлев, ссылаясь на неохотные признания маршала Язова, говорит о 27 миллионах погибших солдат именно, т. е. военных». Эту весть радостно подхватывает «историк» Борис Соколов: «Ну, это близко к моей цифре». Какая сыгранность лживых лицедеев!

Этот Б.В. Соколов оценил общее число погибших в рядах Советских Вооруженных сил в 1941–1945 годах в 26,4 млн человек при немецких потерях на советско-германском фронте в 2,6 млн (т. е. при соотношении потерь 10:1).
А всего погибших в Великой Отечественной войне советских людей он насчитал 46 млн человек.
Как советовал Геббельс, его ложь абсурдна, так как за все годы войны было мобилизовано (с учетом довоенного числа военнослужащих) 34 млн человек, из которых непосредственными участниками войны было около 27 млн человек. После окончания войны в Советской Армии числилось около 13 млн человек. Никак из 27 млн участников войны не могли погибнуть 26,4 млн.

За А.Н. Яковлевым и Б.В. Соколовым шел
целый отряд таких же «идейных борцов за горькую правду».
Это соотношение потерь 10:1 повторил в своей книге «Россия накануне XXI века» (1997 г.) футуролог И.В. Бестужев-Лада: «Советские солдаты буквально своими телами загородили Москву, а затем выстлали дорогу до Берлина: девять падали мертвыми, но десятый убивал-таки вражеского солдата».

В 2000 году эти цифры повторили в памятные даты 8 мая и 23 июня в телефильме «Победа. Одна на всех» (НТВ). В интервью по «Радио России» (2002 г.) Астафьев снова вернулся к «подведению итогов» войны: «Перед нами усталая и по существу побежденная страна…» О мелких кропателях и не говорим. М.А. Гареев на реплику В.В. Познера вставляет слово: «Называли и цифру 60 миллионов. Вот Володарский [киносценарист] недавно сказал, что наши потери в войне составляют 56 миллионов. Ведь можно что угодно изобрести». В.В. Познер парирует: «Это вместе с гражданскими». Он прекрасно знает, что общие потери в войне, вместе с гражданскими лицами, оцениваются в 26,6 млн человек. Знает, но вставляет эту реплику.

В.В. Познер заводит разговор о том, что «чудовищные потери» были вызваны сталинскими репрессиями в армии, показывает ролик, звучат абсурдные числа. Гареев пытается воззвать к здравому смыслу: «Это никакой не поиск правды, это поиск неправды. Ведь он сказал, что 90% командного состава было уничтожено в 1937–1938 годах. Есть точная цифра: было репрессировано 9 тысяч человек. Это 5% командного состава Вооруженных сил». Познер отмахивается.

В.В. Познер заходит с другой стороны и поднимает тему безразличия российского общества к судьбе погибших, в отличие от цивилизованных стран. Горестно говорит: «Я тоже этим вопросом занимался сугубо по-любительски и хочу вам сказать, что ни в одной стране, которая воевала, ни в одной, ни в Германии, ни в Великобритании, ни во Франции, ни в Америке, ни в Японии, нет вопроса о том, сколько погибло военных, только у нас». Тут есть простое объяснение: ни в одной из этих стран не допустили бы, чтобы на телевидении сидели люди, ведущие информационно — психологическую войну против «страны пребывания». «Вопрос о том, сколько погибло военных», обсуждается там военными статистиками и историками в кабинетах и университетских аудиториях, а не с Б.В. Соколовым перед телекамерой.

Сегодня атака на образ ВОВ ведется вне зависимости от отношения к СССР или советскому общественному строю.
Миф о том, что «русские не умели воевать и пришлось завалить немцев трупами», — политический инструмент дезинтеграции нынешнего российского общества.
Он производит аномию в основном в среде молодежи.

Пресса организовала настоящую травлю ветеранов, издеваясь над их возмущением наглой ложью о войне. В 2000 году ряд организаций ветеранов ВОВ даже попытался возбудить в судах иски против НТВ и некоторых авторов газеты «Известия» за переходящую всякие рамки фальсификацию истории войны в «документальных» фильмах и статьях.

В частности, обозреватель «Известий» Б. Соколов в годовщину битвы на Курской дуге 12 июля 2000 года напечатал такой текст: «12 июля 1943 года у деревни Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны между 5-й Гвардейской танковой армией генерала Павла Ротмистрова и 2-м Танковым корпусом СС группенфюрера Пауля Хауссера. 850 советским танкам противостояло 273 немецких. Безвозвратные потери вермахта составили 5 танков, а Красной армии — 334 танка. Сталин раздумывал, стоит ли расстрелять Ротмистрова за бездарно проигранный бой, и в конце концов решил, что не стоит. Впоследствии Прохоровка была объявлена грандиозной советской победой, сорвавшей немецкое наступление на Курск с юга. Ныне на Прохоровском поле стоит памятник в честь мнимой победы советского оружия».

Союз ветеранов подал на «историка» в суд. Суд поддержал заведомых фальсификаторов, хотя истцы привели виднейших военных экспертов, историков и участников битвы, представили подробные документы с картами боя, включая германские источники, труд германского военного историка генерала вермахта Б. Мюллера-Гиллебранда, воспоминания о битве под Прохоровкой начальника Генштаба вермахта и главного специалиста по Танковым войскам Гудериана, а также публикации историков США. Таким образом, ложь, разрушавшая историческую память о войне была под надежной защитой судебной власти.
А что изменилось? Лжива сама идеология проведения пышных годовщин и особенно юбилеев Победы в последние десять лет. Проблематика Великой Отечественной войны и Победы в этих праздниках деформирована
и представлена как дань благодарности небольшой горстке стариков-ветеранов и как «общечеловеческая» скорбь о погибших. 9 Мая вот-вот назовут Днем примирения. И русские, и немцы — все жертвы войны, над всеми мы плачем.

Вместо размышлений о природе этой особой войны и тех формах социальной организации и государственности, в которых советский народ смог мобилизоваться для победы, эфир заполнили огромным числом манипулируемых выступлений ветеранов, в которых эти главные вопросы были подменены бытовыми воспоминаниями: «Эх, помню, кашу вовремя не привезли, портянки мокрые». Снимают такого ветерана минут сорок, потом из всего отснятого материала выбирают пару таких жалких фраз — и вот вам образ мысли ветеранов. Бедные старые люди, как им пришлось настрадаться. В большинстве этих передач акцент делался на тяготах войны с общим рефреном «Будь ты проклята, война». Какая же война «будь проклята»? Отечественная, священная.
Особый жанр лжи — представление Красной Армии как орды бандитов и насильников.
Перед юбилеем Победы в 2005 году Г.Х. Попов, пообещал рассказать «правду о войне» в интервью «Московскому комсомольцу» (07.02.2005): «После вступления армии в Германию власти закрыли глаза на захват немецкого имущества… Были официальные нормативы, утвержденные лично Сталиным. Всем генералам по одной легковой машине — “Опель” или “Мерседес” — бесплатно. Офицерам— по одному мотоциклу или велосипеду бесплатно».

Лжет идеолог узаконенной коррупции. Если бы были такие «нормативы» за подписью Сталина, о них во время перестройки уже растрезвонили бы на весь мир. Но главное, живы еще миллионы людей, у которых воевали офицерами отцы и старшие братья, и кто-то из них даже вернулся живым из Германии. Все мы видели и свою родню, и своих сверстников — никто «по одному мотоциклу или велосипеду бесплатно» не привез. И ведь зачем-то Попов это говорит именно перед праздником — вот на что надо обратить внимание.

Но велосипеды — мелочь. Главная ложь Попова покрупнее: «Но не только кофточки были солдатской добычей. Ею стали немецкие женщины и девушки. Наши солдаты насиловали во всех странах. Но настоящая вакханалия началась именно в Германии. Только в Берлине, после его штурма, к врачам по поводу изнасилования обратилось до 100 тысяч немок. Я хотел бы сейчас, хотя бы спустя 60 лет, услышать от лидеров новой России официальные извинения перед женщинами Европы за эти оргии в “великие те года”».

И множество людей не замечают лжи, глотают яд этого отравителя колодцев. Подумали бы, к каким врачам «обратились по поводу изнасилования до 100 тысяч немок» в превращенном в руины Берлине? В палатках медсанбатов в эти дни врачам надо было оказать срочную помощь примерно тремстам тысячам советских раненых и не меньшему числу немецких. Представляете себе — 9 мая среди руин Берлина очередь к врачу из 100 тысяч изнасилованных. И зачем эти 100 тысяч немок обращались к врачам — чтобы получить справки и обратиться в суд? В какой суд? Посмотрите на фотографии «Берлина после штурма».

Война сопряжена с жестокостью и эксцессами, но не о них говорит Попов, знает он, что наша армия как раз отличалась способностью очень быстро погасить ярость после боя — об этом с удивлением писал антрополог Конрад Лоренц. Что же касается насильников, то даже А.Н. Яковлев в своем интервью сказал, что их расстреливали. А вот «Записки о войне» поэта Б. Слуцкого, который был военным прокурором. В городке Зихауэр пришли с жалобой две изнасилованные женщины. Б. Слуцкий пишет: «Через два дня я докладывал начальству о женщинах Зихауэра. Генералы сидели внимательные и серьезные, слушали каждое слово. Из Москвы поступали телеграммы — жестокие, определенные… Но и без них накипали самые сокровенные элементы человечности. По этому докладу были приняты серьезные меры». Если бы в Германии творилась «настоящая вакханалия» изнасилований, то не сидели бы генералы «внимательные и серьезные», не «слушали каждое слово», не шли бы жестокие телеграммы из Москвы.
Другое важное направление — кино. Уже после 2000 года был снят целый ряд фильмов с заведомой ложью о войне — и в основном на деньги из государственного бюджета!
Ложь разоблачалась и военными специалистами, и непосредственными участниками событий, но эти разоблачения трибуны не получали.

Вот многосерийный фильм «Штрафбат», он вбивает в головы молодежи, что Победу одержали не маршалы Жуковы и рядовые Матросовы, а уголовники. Во множестве писем постановщиков предупреждали, что практически все существенные утверждения фильма ложны, — это воспринималось ими со смехом. Вообще война с фашистскими захватчиками ушла в фильме на второй план. А на первом — показ ненависти персонажей к советской власти. Все штрафные подразделения составляли не более 1,5% от всей численности действующей армии».

Какой позор для всего цеха российских деятелей киноискусства! Ведь идеологический смысл этого фильма
направлен не на укрепление, не на собирание народа и общества, а на углубление их раскола, на стравливание людей и поколений ложью! Вот такая у нас «борьба с фальсификацией истории».
С трудом удалось не допустить выхода на экран художественного фильма «Дом», над которым работал режиссер Алексей Учитель. Пресса писала: «Алексей Учитель собирается начать работу над очередным проектом, сообщает газета “Известия”. Он снимет фильм, открывающий неизвестные страницы истории Великой Отечественной войны. Сценарий, написанный Александром Рогожкиным, основан на реальных событиях.

В 1943 году в Мурманске был создан бордель для иностранных военных. Моряки с кораблей союзников посещали заведение, по официальным документам проходившее как “Дом дружбы”, где работали специально отобранные очень красивые женщины, прекрасно говорившие на иностранных языках… Судьба всех женщин, оказавшихся в публичном доме, оказалась трагична. После войны все они были посажены на три баржи, которые затем вывели в море и затопили. Обитательницы борделя не были проститутками в обычном понимании этого слова. Они искренне считали, что оказались в публичном доме, потому что это необходимо партии. Политрук читал им политинформацию, воспитательница учила этикету.

В интервью «Известиям» Алексей Учитель рассказал, что к проекту проявляют интерес две американские киностудии, но их представители будут готовы принять решение, только когда увидят окончательный вариант сценария, который, с согласия Рогожкина, переписывают Дуня Смирнова и американский сценарист Грегори Маркэтт».

Сценарий был опубликован осенью 2001 года в двух номерах журнала «Искусство кино». А. Рогожкин написал его якобы по воспоминаниям очевидцев. Когда А. Учителя спросили: «Это реальная история?», — он ответил: «Абсолютно».

Журналистка О. Голубцова, изучавшая эту историю на месте и с помощью английских и американских коллег среди их моряков — ветеранов, которые посещали «Дом дружбы» в Мурманске, писала, какой шум поднялся, когда появился сценарий: «Мурманск живет темой будущего фильма Учителя. Друзья-журналисты сообщают о письмах, написанных на имя губернатора ветеранами с требованием запретить в городе съемки порочащего весь советский народ фильма, фальсифицирующего историю… В моих руках еще один документ. Ответ губернатору Мурманской области Ю.А. Евдокимову из Управления ФСБ РФ по Мурманской области: “Каких-либо данных, прямо или косвенно указывающих на существование в годы войны в г. Мурманске под покровительством органов НКВД публичного дома и затоплении баржи с его персоналом не обнаружено”… Я позвонила Алексею Ефимовичу Учителю и спросила, собирается ли он отказываться от задуманной концепции. Кинорежиссер ответил мне: работа над фильмом продолжается».

Скорее всего, вопли ветеранов и жителей Мурманска, Архангельска и Североморска не смогли бы одолеть Швыдкого с Учителем. Заграница помогла! Возмущены были престарелые английские моряки. Влиятельная лондонская газета писала в статье под заголовком “Ветераны арктических конвоев столкнулись с новым противником”: “Выжившие после нападений немецких подводных лодок приведены в ярость создателями фильма, рисующими их восторженными клиентами публичного дома”».

В прессе были опубликованы высказывания по поводу сценария многих живых участников тех событий — и в России, и в Великобритании. Все тряслись от бессильной ярости перед лицом абсолютно хладнокровной лжи. И именно в это время Алексей Учитель удостоился высокого звания народного артиста России! Неужели российские власти не могли придумать для этого талантливого режиссера какого-нибудь иного титула, кроме «народного артиста России»? Уж слишком это, того…

Но, пожалуй, самой гнусной подлостью стал фильм о детях «Сволочи» (режиссера А. Атанесян по повести В. Кунина). Фильм вышел в 2006 году, кстати, показали его по центральному российскому телевидению перед самым 9 Мая 2010 года.

Приведем выдержки из материалов, опубликованных на сайте «Страна.Ru» (их подборка, сделанная А. Аргуновой, помещена и на сайте ФСБ): «В фильме рассказывается о детской диверсионной школе, якобы созданной НКВД в Алма-Ате из беспризорников и подростков с уголовным прошлым, которых готовили в качестве «русских камикадзе». Во время съемок Атанесян в ряде интервью заявлял, что «фильм основан на реальных событиях, которые происходили в годы Великой Отечественной войны в 1943 году, а затем, по понятным причинам, выпали из официальной истории». Интересно, как к таким заявлениям относится российская юстиция?

Накануне показа фильма ФСБ РФ выступила с официальным опровержением «фактов», положенных в его основу. Сразу после показа фильма «Страна.Ru» обратилась за комментариями в российские государственные и ведомственные архивы. По данным Российского государственного военного архива (РГВА), который, кроме документов Красной и Белой Армии, хранит документы частей и соединений ВЧК — ОГПУ — НКВД — МВД СССР за 1918–1991 годы, детских диверсионных школ в их составе никогда не существовало. Более того, представители архива подчеркнули, что в дислокационных книгах вообще не «значится какая-либо диверсионная школа — ни в Алма-Ате, ни в Казахстане».
Материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД такого рода детских диверсионных школ, не нашлось
также ни в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО РФ), ни в архиве Комитета национальной безопасности республики Казахстан.

В РГВА подчеркнули, что никакой тайной не является существование в немецкой армии специальных школ, в которых диверсионно-подрывной работе обучались завербованные или похищенные из советских детских домов подростки в возрасте 13–17 лет. В частности, по архивным данным, такие детские диверсионные школы существовали на оккупированной территории Украины, Белоруссии, в Прибалтике, Польше и конечно в самой Германии.

Факт существования немецких спецшкол, в которых обучались завербованные советские дети, подтвердили и в ФСБ РФ. Например, как видно из документов, хранящихся в архивах ФСБ, на территории Германии в июле 1943 года в местечке Гемфурт близ города Каселя была организована школа для подготовки подростков-диверсантов — Абверкоманда 203, которая именовалась «Гемфурт». Это наводит на мысль, что уехавший в начале 1990-х годов в Германию Владимир Кунин мог быть действительно осведомлен о методах подготовки диверсантов и, может быть, даже видел упомянутые документы, которые могли сохраниться в немецких архивах.

Накануне премьеры фильма «Сволочи» Андрей Панин, сыгравший в нем роль полковника — воспитателя малолетних диверсантов, в интервью сказал: «Правда всякая нужна».

А уже в день показа режиссер Атанесян отрекся от своих претензий на историческую достоверность и правдивость фильма. В интервью радио «Культура» 1 февраля он заявил: «Ни у меня лично, ни у одного из моих ассистентов нет ни одного архивного документа, подтверждающего существование таких лагерей на территории Советского Союза». А в интервью «РИА-Новости» он пошел еще дальше, сказав, что является «сторонником того, что
искусство оперирует не категориями правды, а категориями художественного вымысла,
но вымысел должен быть интересным, эмоционально ценным», и признал, что, по его сведениям, «в Советском Союзе детских диверсионных школ не существовало».

Остается добавить: «Комсомольская правда» сообщила, что «на фильм «Сволочи» ушло 2,5 млн долларов. Часть расходов — около 700 тыс. долларов — оплатило Федеральное агентство по культуре и кинематографии, возглавляемое Михаилом Швыдким». Фильм был удостоен премии Россия–2007 за лучший фильм года (ее учредил подростковый канал телевидения MTV). На церемонию вручения премии пригласили актера и режиссера Владимира Меньшова. Открыв конверт с результатами голосования, он бросил его на пол и сказал: «Я надеялся, что пронесет — не пронесло. Вручать приз этому фильму, достаточно подлому и позорящему мою страну, я попросил бы Памелу Андерсон. Я этого делать не буду» — и ушел.

Книга Сергея Кара-Мурзы «Аномия в России: причины и проявления» появилась в электронном виде на сайте rusrand.ru!


[1] Заметим, что известный исследователь–демограф, эмигрант С. Максудов (А. Бубенышев), работающий в Гарвардском университете (США) и изучавший потери Красной Армии, оценил безвозвратные потери в 7,8 млн человек, что на 870 тыс. меньше, чем в книге «Гриф секретности снят». Такое расхождение он объясняет тем, что российские авторы не исключили из числа потерь тех военнослужащих, которые умерли за время войны «естественной» смертью. Если приложить к действующей армии те же показатели смертности, которые зафиксированы в те годы в тылу, это составляет 250–300 тыс. человек.