От K Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 24.05.2013 21:22:29 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

К новым путям американского сжиженного газа

Как и ожидалось, тема американского экспорта СПГ быстро набирает обороты.
Основные вопросы на ближайшее время следующие: какие проекты по сжижению
получат все необходимые разрешения, и, главное, на какие рынки будет
направляться американский СПГ. А потому предлагаем подробней разобраться в
некоторых деталях.

Основных разрешений, необходимых для экспорта СПГ, в США два. Первое выдает
Министерство энергетики (DOE). Второе - Федеральная комиссия по
энергетическому регулированию (FERC). Причем Минэнерго уже выдало огромное
количество разрешений, а вот FERC - только одно: для единственного
строящегося завода Sabine Pass (владелец - Cheniere Energy). Однако, за
исключением того же Sabine Pass, до недавнего времени Минэнерго (DOE)
разрешало экспорт только в страны, с которыми у США есть соглашение о
свободной торговле (FTA, free-trade agreement). Этот договор заключен с 20
странами, но интерес для потенциальных экспортеров СПГ из них представляют
всего две - Южная Корея, и, в значительно меньшей степени, Чили. В то же
время ни Япония, ни Индия в этот список не входят.

Таким образом, чтобы американский экспорт действительно заработал, компаниям
необходимо: 1) Получить разрешение DOE в страны . 2) Получить
разрешение FERC. Пока, повторимся, обе эти стадии прошел только единственный
строящийся завод Sabine Pass. А в чём же тогда были новости?

Основная <газовая> новость прошедших выходных - Минэнерго разрешило
экспорт для проекта Freeport LNG (разрешение получено на мощность
около 10 млн тонн в год). Учитывая, что ранее японские компании (Osaka Gas и
Chubu Electric) заключили договор на право сжижать на этом заводе 4,4 млн
тонн газа в год, уже сейчас ясно, что этот газ с будущего завода пойдет в
Японию. Еще 4,4 млн тонн на заводе будет сжижать BP. Разрешения FERC для
Freeport LNG еще не получено, но, вероятно, это вопрос времени.

Пока это единственное фактическое изменение в области разрешений. Кроме
того, определенные подвижки произошли еще в двух проектах, что может
косвенно свидетельствовать о том, что их участники также надеются вскоре
получить <отмашку> на экспорт.

Во-первых, это совместный проект ExxonMobil и QatarPetroleum - Golden Pass
LNG. Здесь стороны договорились о строительстве завода по сжижению (его
заявленная мощность достаточно большая - 15,6 млн тонн в год) и подали
заявку в FERC. Но пока не получено ни non-FTA разрешение Минэнерго, ни
разрешение FERC.

Во-вторых, это проект Cameron LNG (дочернее предприятие Sempra). Три
японских компании - Mitsui, Mitsubishi и транспортная NYK станут владельцами
33,2% этого завода по сжижению (еще 16,6% будет принадлежать GDF Suez).
Кроме того, Mitsui и Mitsubishi будут сжижать на этом заводе 4 млн тонн газа
в год в течение 20 лет. Необходимых разрешений у завода пока нет.

Превалирование политики над экономикой в будущем американском экспорте
становится все более очевидно. Мы уже писали в данном контексте о <китайском
факторе>. Конечно, прямого экспорта в Китай из США пока не планируется (хотя
некоторые объемы фактически американского газа будут поступать в Китай из
СПГ-портфолио крупных трейдеров, таких как BG Group). Тем не менее,
американский СПГ самим фактом своего появления на мировом рынке поможет
Китаю снизить напряженность на мировом рынке энергоносителей.

Кроме того, в США, очевидно, взят курс на прямую <газовую> поддержку своих
союзников. Если Cameron LNG также получит разрешения, один из новых векторов
экспорта станет очевидным - Япония.

Активизация по японскому направлению пошла именно сейчас неслучайно.
Напомним, что на нашем Дальнем Востоке запланировано сразу несколько новых
заводов СПГ. <Газпром> планирует увеличить мощность существующего
<Сахалин-2>, построить <Владивосток СПГ>, <Роснефть> также намерена
построить свой завод на Сахалине. Сейчас основные объемы СПГ с <Сахалин-2>
направляются в Японию, этот же рынок рассматривается как ключевой и для
новых заводов. Продажи СПГ в Японию удобны в первую очередь из-за очень
короткого транспортного плеча, а также высоких цен, устойчивого спроса на
СПГ. Неслучайно и руководство <Роснефти>, и <Газпрома> уже провели
переговоры с японскими компаниями, которые могут стать партнерами в
строительстве.

Но, несмотря на то, что Япония - крупнейший в мире импортер СПГ, японская
экономика не может похвастаться высокими темпами роста, а потому потенциал
роста спроса на топливо ограничен. Может статься так, что и американский, и
российский СПГ сразу в Японии не уместятся. В любом случае, США, очевидно,
опасаются усиления зависимости своего союзника от российских поставок, а
потому как минимум хотят <разбавить> российский СПГ своим.

В будущем можно ожидать новых политически мотивированных направлений
американского экспорта. Например, увеличение экспорта в Индию (3,5 млн тонн
в год с уже строящегося завода будет покупать индийская GAIL), т.к. Нью-Дели
вновь задумывается о продолжении газопровода Иран-Пакистан. Ранее страна
вышла из проекта газопровода Иран-Пакистан-Индия под давлением США.
Недозагруженным контрактами пока остается строящийся польский терминал по
приему СПГ в Свиноуйсьце. Литва, да и та же Украина готовят плавучие
терминалы по приему СПГ, а вот контрактов на поставки пока так и нет. Объемы
там небольшие, но выглядеть такая помощь в борьбе за энергетическую
независимость может эффектно.

Мы уже говорили, что около 60 млрд кубометров (40-45 млн тонн в год) -
наиболее вероятная верхняя граница американского экспорта. Так, что выбирать
<счастливчиков> Штатам придется достаточно ответственно.