Re: Стоит использовать статью. Есть на сайте журнала
Степанова О.К. Понятие «интеллигенция»: судьба в символическом пространстве и во времени // СОЦИС, 2003, № 1.
Вот выдержки.
СТЕПАНОВА Ольга Кирилловна – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социально-психологических исследований РАН.
Например, обозначение социальных групп в качестве одного из эффективных механизмов управления массовым поведением особо выделил П.Бурдье [2].
В нем используются западноцентристские культурологические подходы, позволяющие представить интеллигенцию в качестве маргинального слоя образованных людей, “разрывающихся” между ценностями Запада и Востока, модернизмом и традиционализмом. Преодоление ими культурного конфликта в пользу западных ценностных стандартов однозначно рассматривается обязательным условием восходящей мобильности в рыночном обществе, и наоборот.
В нашей стране названное понятие было “запущено” еще в 70-е годы ХIХ века популярным в то время писателем П.Боборыкиным… Примечательно: понятие интеллигенции тогда и некоторое время спустя в России имело совершенно четкую духовно-политическую атрибутику – просоциалистические взгляды. Этот ее признак в начале ХХ века для многих был еще достаточно очевиден. В “веховском” сборнике П.Струве, считавший первым интеллигентом в России М.Бакунина, заявлял: “Восприятие русскими передовыми умами западноевропейского атеистического социализма – вот духовное рождение русской интеллигенции…” [14, c.141-142]. Хотя уже тогда наметилась и тенденция смешивать понятия образованного слоя и интеллигенции, придавать последней не идеологический, а профессионально-технический оттенок.
В межреволюционный период вопрос о судьбе интеллигенции ставился в зависимость от ее отношения к капитализму: критическое – сохраняло ее как общественный феномен, а лояльно-апологетическое – уничтожало. А вот сегодня отношение к социальной проблематике практически не упоминается среди возможных критериев принадлежности к интеллигенции. Как видно, изначальная трактовка понятия оказывается в тени.
“Интеллигенция не есть социальный класс… - подчеркивал Н.Бердяев. – Интеллигенция была идеалистическим классом, классом людей, целиком увлеченных идеями и готовых во имя своих идей на тюрьму, не каторгу, на казнь” [15]. Но, конечно, подразумевался совершенно определенный род идей – только таких, где “правда-истина будет соединена с правдой-справедливостью”.
Антитезой “интеллигенции” в контексте оценки взаимоотношения личности и мира идей, в том числе – идей о лучшем социальном устройстве, являлось понятие “мещанство”. Об этом прямо писал П.Милюков: “Интеллигенция безусловно отрицает мещанство; мещанство безусловно исключает интеллигенцию” [14, c.299].
Продолжая размышления на эту тему, Д.Мережковский в самом начале ХХ века ставил вопрос так: “ Мещанство, не побежденное Европою, победит ли Россия?” И “Грядущим хамом”, воплощением антихриста, он называл отнюдь не российские беднейшие слои, как иногда можно услышать, а буржуазное большинство западных стран [16]. Он верил, что “хама Грядущего победит лишь Грядущий Христос”.
Религиозная подоплека внешне атеистической идеологии открылась тогда далеко не всем. А ведь именно таким образом проявила себя новая религия машинного века, обещавшая всем нуждающим и страждущим “Царство Божие” на земле. О религиозной основе деятельности внешне атеистической российской интеллигенции одним из первых написал в “Вехах” Н.Бердяев. То же самое он скажет позже в эмиграции о большевистской революции.
Интеллигенция в России появилась как итог социально-религиозных исканий, как протест против ослабления связи видимой реальности с идеальным миром, который для части людей ощущался как ничуть не меньшая реальность. Она стремилась во что бы то ни стало избежать полного втягивания страны в зону абсолютного господства “золотого тельца”, ведущего к отказу от духовных приоритетов. Под лозунгами социализма, став на сторону большевиков, она создала, в конечном итоге, парадоксальную концепцию противостояния неокрестьянского традиционализма в форме “пролетарского государства” – капиталистическому модернизму.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ