|
От
|
K
|
|
К
|
K
|
|
Дата
|
24.10.2012 12:15:57
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Европе не хватает российского сырья//Из-за сокращения поставок по нефтпроводу <Дружба> в Европе встали два НПЗ
http://www.vedomosti.ru/companies/news/5330231/druzhba_ostanovila_npz
Об остановке НПЗ в Чехии и Германии сообщило агентство Reuters. НПЗ в Кралупах
был остановлен на 10 дней с прошлого четверга, следом может встать еще один
завод - в Литвинове, сказал Reuters представитель Unipetrol (<дочка> PKN Orlen,
контролирует 51,22% Ceska Rafinerska, владельца обоих чешских НПЗ).
Проблема заводов - нехватка нефти. Российские компании сократили поставки по
нефтепроводу <Дружба> в Германию, Чехию и Польшу, перенаправив часть нефти в
балтийский порт Усть-Луга, пишет Reuters. Чехия повысила закупки по
Трансальпийскому нефтепроводу (TAL), идущему от итальянского порта Триест в
немецкий Ингольштадт и далее в Карлсруэ и Чехию. Но TAL не справляется с
возросшими объемами. Чехия использовала все предусмотренные контрактом объемы,
поставляемые по TAL, и поставки остановлены, объяснил Reuters представитель
оператора нефтепроводов Mero. По его мнению, такая ситуация сохранится до конца
года. Генеральный менеджер TAL Ульрике Андрес подтвердил Platts, что поставки
нефти на НПЗ в Кралупах и Литвинове через TAL были приостановлены с субботы до
конца октября из-за нехватки мощностей.
Усть-Луга была запущена в конце марта, в постоянном режиме работает с августа.
Мощность терминала - 30 млн т в год, к нему идет вторая очередь Балтийской
трубопроводной системы. В сентябре через порт было отгружено 2 млн т, план на
октябрь - 2,2-2,5 млн. После запуска порта поставки по <Дружбе> упали примерно
на 20%, говорит директор по развитию бизнеса Argus Михаил Перфилов.
По данным ЦДУ ТЭК, за 9 месяцев этого года экспорт российской нефти через порты
вырос на 7% до 106 млн т, а по трубе снизился на 3,6% до 54 млн.
<Транснефть> не ограничивала поставки российской нефти по <Дружбе>, сказал
представитель монополии Игорь Демин, но нефтяники сами снижают объемы. В
частности, ежемесячная квота в направлении Чехии составляет 400000 т, но с мая
компании перестали выбирать ее, а фактические поставки снизились примерно до
70000 т, рассказывает Демин. Долгосрочный годовой контракт на поставки нефти в
эту страну есть только у <Газпром нефти>, реализующей как раз около 70000 т в
месяц (в адрес итальянской Eni, которой принадлежит 32% Ceska Rafinerska),
отмечает Перфилов. <Лукойл> с июля продает в Чехию спотовые партии, продолжает
эксперт, а по долгосрочным контрактам экспортирует нефть лишь в направлении
Венгрии и Словакии.
Представитель <Лукойла> подтверждает перераспределение поставок нефти с <Дружбы>
на Усть-Лугу: компании выгодно поставлять нефть морем в Роттердам на свой
голландский НПЗ Zeeland мощностью 8,4 млн т в год. Представитель <Роснефти>,
являющейся акционером немецкой Miro (24%), прокомментировать остановку завода
вчера вечером не смог.
После ввода БТС-2 российские компании стали очень комфортно себя чувствовать
из-за профицита портовых направлений, говорит Перфилов. При этом, по его словам,
экспортировать нефть через порты выгоднее: в Роттердаме нефть покупают по
спотовой цене, а поставки по <Дружбе> осуществляются на основе среднемесячного
ценообразования. <Сейчас идет активный торг по цене с чехами и поляками о прямых
поставках>, - отмечает собеседник. Источник <Ведомостей> в PKN Orlen подтвердил
начало переговоров с <Лукойлом> о прямых поставках нефти. В российской компании
эту информацию не комментируют.
Остановка НПЗ в Европе вряд ли резко повысит стоимость нефтепродуктов, отмечает
аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: <Спрос на дизель сейчас падает, а именно
он является самым популярным топливом в Европе. Но даже если цена вырастет там
на 2%, в России цены могут увеличиться на 0,5%, да и то только в оптовом звене>.