Ясно же, что дело не в национальности, а в стечении обстоятельств и в школах. Можно сколько угодно говорить о "еврейской" (или любой другой) гениальности или наоборот, бездарности, но это в лучшем случае непродуктивно.
В Израиле и Штатах евреев было больше, чем в СССР, но чемпионами мира становились те евреи (и не-евреи), которые принадлежали к советской шахматной школе.
Интересно, во времена Гамсахурдия в Грузии кто-нибудь говорил об интеллектуальном превосходстве древней грузинской нации, ссылаясь на Гаприндашвили и Чибурданидзе? Никто случайно не слышал?
Но у меня действительно возникает впечатление, что еврейская интеллектуальная деятельность в целом носит какой-то "нетворческий", прикладной характер.
Пример: широко известны (и в большом количестве) выдающиеся евреи-музыканты, но крайне мало выдающихся (не хороших, а именно выдающихся, гениальных) евреев-композиторов.
Если есть специалисты по особенностям воспитания в еврейской среде - интересно было бы узнать их мнение.
С уважением
PS Я не Розенберг, чтобы сразу отличать еврея от нееврея, так что если ошибаюсь по поводу тех же композиторов, просьба поправить. :)))