От Георгий Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 21.12.2001 09:14:44 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; История; Ссылки; Версия для печати

еще критик на тему "Мифы от С. Г." (*+)

http://ecoport.narod.ru/kara.htm

Кара-Мурза: певец эпохи коммунистических мифов.

Наша действительность достала всех. Ну, ни одной сферы жизни нет, где можно было бы сказать: вот хотя бы здесь все относительно нормально и можно перевести дух. И вот уже даже самые демократически настроенные граждане нет-нет, да и вспомнят добрые старые времена, когда “все было дешево”. И тут очень кстати оказываются весьма талантливо написанные опусы профессора-химика Кара-Мурзы (“Интеллигенция на пепелище родной страны”), представленные, в том числе, и в интернете. Беспощадная и великолепная критика. Но он тянет назад, во времена Политбюро ЦК КПСС, во времена Госплана. Его сравнения с доперестроечными временами однобоки. Видеть эти времена в розовом свете - опасная вещь. Конечно, московский профессор в те времена жил очень хорошо, но он не мог знать, как жил народ. А у меня, и у миллионов других людей, память о тех временах другая. Я не был диссидентом, меня не преследовала тоталитарная система, но все прелести плановой экономики мы узнали на себе. Что такое нехватка продуктов, одежды, простейших вещей, жилья. И как унизительно, когда ты ничего не можешь сделать, чтобы улучшить свою жизнь и жизнь своих детей (потому что тебе ЗАПРЕЩАЮТ это делать). То, что пишет, с ностальгией, Кара-Мурза о советских временах, не имеет никакого отношения к реальной жизни. Получение жилья по очереди за 6 лет? В 1980 году? Ну, ну... Как говорил один библиотекарь: фантастика - в соседнем зале. Также удивляет агрессивность Кара-Мурзы в описании жизни в капиталистических странах. Как будто опять возвращаешься в 70-80 годы, а на трибуне - лектор КПСС с лекцией о язвах капитализма. Есть такая книжка-учебник английского языка (1965 г.). Там автор описывает поездку по Лондону на трамвае. Полные витрины, чистые улицы, улыбающиеся люди. Как же обойтись без идеологии? И пишет: это не настоящий Лондон. А настоящий - в Ист-энде, где трущобы, тысячи нищих и бездомных, голод, болезни. Автор пишет так ярко, со знанием дела. Да уж... Вот только трамваев в Лондоне никогда не было...
Будучи в Лондоне, я случайно попал в тот самый Ист-энд (решил побродить по окраинам). Иду, на шее - дорогая видеокамера. Улица пустынна, а навстречу - два негра угрожающего вида. Ну, думаю - все, плакала моя камера. А два негра прошли мимо, сели в автомобиль, который дороже моей камеры в 1000 раз, и уехали... Конечно, Ист-энд все-таки существует, но, считаю, профессор явно не расчитал аудиторию и время: сейчас все-таки не 1965 год.
Так что обидно, что отличный писатель-публицист зря растратил талант: назад во времена КПСС он никого не увлечет. А другого пути он не предлагает. Все-таки он - певец коммунистических мифов. Интересно, ведь он сам признает, что именно верхушка КПСС захватила власть в новой России периода дикого капитализма. Посмотрите в книжки "Кто есть кто?" Большинство «новых русских», ограбивших страну - это «старые коммунисты». Быстро перестроились.
… Так что, не надо перебарщивать. Если уж вспоминать, то с максимальной точностью. Можно конечно поднять советсткие статистические справочники, старые газеты. А я просто привожу ряд достаточно характерных картинок из недавнего прошлого.

Миф первый: “Раньше все было дешево!”

Как-то году в 1980 к нам в Куйбышев (ныне Самара), в институт, приехал московский профессор. И надо же было такому случиться: прямо на вокзале у профессора оторвалась подметка у ботинка. Напрочь. Кое-как подвязав ее бечевкой, профессор отправился с нами по крупнейшим обувным магазинам. Конечно, у себя в Москве он решил бы эту проблему в два счета. Но чем могли ему помочь мы - встречающие - студент и шофер? А в магазинах из обуви были только сандалеты, почему-то с пятнистой зелено-коричневой (маскировочной?) окраской, и резиновые калоши. Калоши по форме, правда, напоминали туфли. Стоили они действительно дешево. Так и щеголял профессор всю неделю по летним куйбышевским улицам в калошах. Профессор воспринял ситуацию с калошами, впрочем, с юмором. Конечно, нельзя сказать, что все мы ходили в калошах. В основном отоваривались, по мере необходимости, на “барахолках” (“цыганках”, “болгарках”), где все было втридорога. А чтобы купить такие “предметы роскоши”, как холодильник или (аж дух захватило) прибалтийскую стенку, тщательно разыскивали родственников - ветеранов ВОВ.

Миф второй: “Ну, зато питались-то все мы тогда гораздо лучше!”

... В середине 80-х (или это уже не классическое советское время?), когда прилавки магазинов были пусты, а все мы тонули во всевозможных талонах, как-то встала задача купить моему маленькому сыну немного сливочного масла. Надо сказать, что талоны на масло мы получали исправно, да только они “прикреплялись” к вполне определенному магазину, где масла не бывало по полгода. Помаявшись в бесплодных походах в пустой магазин, отправился на рынок, который всегда “отоварит”, хотя и дорого (для зарплаты молодого инженера), но зато без талонов. На всем рынке масло было только в одном месте, где уныло топталась очередь человек пять. Масло выглядело не очень, но другого не было, и пришлось купить грамм 300-400. Дома покупку развернули: масло представляло собой водянистые комочки, горьковатые на вкус. ...Хотелось плакать от бессилия и отчаяния.

Миф третий: «Раньше мы могли каждый отпуск ездить на Черное море!»
На самом деле на морские курорты ездили в основном партийные и профсоюзные боссы (с семьями). Инженер или рабочий мог получить путевку на Юг только из рук того же профсоюзного босса, как некую награду. Моя мама, отработавшая на заводе контролером ОТК более 30 лет, действительно один раз была в Сочи. В январе.

… Зато Москву «простые советские люди» ездили частенько: когда по делам (в командировку), а чаще – за продуктами и одеждой. Всегда удивляла одна и та же ситуация: в гостиницах места не было никогда. Гостиницы между тем стояли полупустыми. Объяснение напрашивается единственное: проживание советского человека в гостинице приучает его к буржуазному образу жизни, поэтому – мест нет. Наши гостиницы были – на Краснобогатырской, где некоторые старушки пускали в свои однокомнатные квартиры на постой по 5-10 человек (беря за ночь в 2 раза дороже, чем в гостинице).
Приехав как-то в командировку, решил все-таки во чтобы-то ни стало поселиться в гостинице. Дело в том, что при мне был служебный пистолет (от безденежья мы, работники института, свои «секретные материалы» перевозили без положенной военизированной охраны, осуществляя их охрану «самостоятельно»). В организации пистолет на хранение в этот раз не приняли, как и в милиции, куда я обратился (а действительно, какое дело милиции до того, что кто-то должен болтаться по улицам с пистолетом, не имея ночлега). Перспектива ночевки у старушки на Краснобогатырской не прельщала: на постой останавливаются люди разные, и можно утром проснуться без пистолета (с соответствующими последствиями). Но в московских гостиницах на меня смотрели как на идиота: не иностранец, не партийный босс, и даже не кавказец, и в гостиницу? (Про кавказцев – особая история, у них проблем не было. Теоретически, за взятку можно было бы поселиться, но администраторы гостиниц во всех русских, предлагающих взятку, подозревали милиционеров, а кавказцы на этот счет всегда были вне подозрений). И даже слезная просьба, с изложением проблемы не сданного на хранение пистолета, не возымела никакого действия. Впрочем, выход я тогда нашел (подсказала администратор, растроганная моей проблемой): поехал в Домодедово и купил авиабилет на следующий день (который утром сдал) и – поселили.

Миф четвертый: мы получали жилье бесплатно, жилищное строительство росло год от года.

С цифрами, которые приводит Кара-Мурза, даже спорить неохота. Когда-то я этими цифрами очень серьезно занимался (по причине личной жилищной проблемы) и знаю, что уже с начала 70-х годов количество введенных квадратных метров не росло, а только падало.
Наша семья в начале 80–х годов стояла сразу в трех очередях на жилье (это допускалось). И за 6 лет наши номера в этих очередях не только не приблизились к началу (именно 6 лет Кара-Мурза упоминает, как время продвижения по очереди), но даже отодвинулась. Можно было бы получить жилье через ЖСК? Увы, очередь на кооперативную квартиру «двигалась» еще медленнее. И неудивительно: система не могла допустить, чтобы человек что бы-то ни было делал для себя сам, в том числе и кооперативную квартиру. Так что ЖСК в советские времена были обречены.

М.Седогин