От Лилия Ответить на сообщение
К Михаил Едошин Ответить по почте
Дата 02.12.2001 22:28:44 Найти в дереве
Рубрики Образы будущего; Культура; Версия для печати

Re: Сладкая водичка...



>Тут суть не в этом. Насколько я понял, тут проверка первого смертного греха -- гордыни. Всем хороши ликеиды -- ни жадности, ни лени/уныния, ни обжорства, ни похоти, ни зависти, ни гнева в них нет -- но вот считают себя равными Богу и тут-то дьявол их и ловит.

Дело, по-моему, не в гордыне и не в равности Богу. Ликей (= западному обществу в целом) - свободен. Роман разбирает по кусочкам, а от чего же он свободен. С первого взгляда - это все хорошо получается , и он (ликеид) не только свободен, но и других хочет сделать свободным.
А потом - приехали - свобода-то получается от остальных, свобода идти к своим целям по головам других. У Алексея, освобождающего мусульманских женщин, спрашивают - а ты у них поинтересуйся, хотят ли они вашей свободы. Оказывается, не хотят. Джейн раздумывает о своей любви к Алексею и приходит к выводу (и психолог ее убеждает в том же), что так как она свободна, она может употреблять практически любые средства, чтобы понравиться Алексею, а на Лену внимания можно не обращать, так как и Лена свободна, и ей никто не мешает делать того же самого, и т.д. Это у них, а у нас - песни типа "Огней так много золотых на улицах Саратова" (справка - любит женатого и старается ему на глаза не попадаться, а вдруг тоже полюбит).

Ликейская, то бишь западная, свобода - это свобода США вмешиваться в дела других со своими понятиями свободы. СГ об этом как то писал - после Югославии его пригласили на совет лидеров разных религий, для обсуждения чтоже толкать верующим на проповедях - что свобода превыше всего, и государственные границы не считаются, или все таки пока еще считаются.

Так что роман не о гордости-скромности, а о том, что же получится, если примерить ликейскую свободу на нас. В России то уже примеряют, а роман идет дальше и заставляет задуматься - а надо ли нам это? Ведь вместе со свободой идет и резкое сокращение населения, и соответствующее отношение к русским со стороны совсем развитого "свободного" общества, и ненависть со стороны большой части населения (молекулярная гражданская война либерального общества), и жуткое образование для оставшегося населения, не говоря уж о полном отсутсвии оного для маргиналов, а по роману получается, что их похоже, даже не меньшинство, только о них говорить не принято.

В России то работа началась - и с образованием, и с медициной, и с сокращением населения и с его маргинализацией, и с насаждением индивидуальной свободы (возьмите то же самое "За стеклом"), и большинству населения уж очевидно не грозит попасть в число "нормального" общества. Так вот пусть это большинство, прочитав роман, да и поймет, к чему идет подготовка и задумается, хочется ли ему туда. И меньшинство тоже задумается - а хочется ли им свободу такой ценой, а потом еще и жить постоянно с оглядкой, чтобы бомбу не подложили или дом не подожгли.

Мне, например, в такую элиту не хочется. Интересно, что ближе к концу и Джейн начинает сомневаться, что ее "свобода" это действительно свобода.

Лилия