От K Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 13.09.2012 17:28:41 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

9/11: День, который ничего не изменил

[ http://rus.ruvr.ru/2012_09_12/Den-kotorij-nichego-ne-izmenil/|"Asia Times",
Китай]

Большинство американцев очень хорошо понимает, что победа и проигрыш - лишь мера
участия в игре, в шоу

Спятили они что ли, эти норвежцы? Убийца семидесяти семи человек отправляется в
тюрьму всего на 21 год, а они не выходят на улицы в знак протеста, хотя их
президент [так в тексте - прим. пер.] без какого-либо налета мачизма заявляет:
<Предполагалось, что бомба и пули изменят Норвегию. Норвежский народ ответил на
это, сплотившись вокруг своих ценностей. Убийца проиграл, народ выиграл>. Что
это за нудные ценности у норвежцев? И что они имеют против изменений.

Семьдесят семь трупов могут показаться сущей мелочью по сравнению с тремя
тысячами американцев, которые погибли в тот день, который изменил все на веки
вечные, аминь. Но для семимиллионной Норвегии число жертв прошлогодних терактов
пропорционально было больше, чем для Америки - число погибших 11 сентября 2001
года. Норвежские политики не пытаются перещеголять друг друга в требованиях
ужесточения мер национальной безопасности, а граждане не устраивают на улицах
<бостонские чаепития>, взывая к мести и шумно требуя смертной казни. Видимо,
долгие норвежские зимы давно остудили все горячие головы.

В США <изменения> были кодовым словом того дня в 2001 году, а позже стали
политической мантрой. Тем утром Эхуд Барак, бывший премьер-министр и нынешний
министр обороны Израиля, положил этому начало, заявив в интервью Британской
вещательной корпорации: <С сегодняшнего дня мир уже не будет прежним... Пора
предпринимать глобальные согласованные усилия против всех источников террора,
последовательно на протяжении шести или десяти лет... Иран, Ирак, Ливия>.

Не нам обсуждать, кем был Барак: всевидящим пророком или всемогущим инициатором.
Президент США Джордж Буш, приложив ухо к земле, последовал его совету и был
верен провозглашенному принципу <изменения - во благо>, призывая при этом
американцев не терять из виду свои ценности, в частности, не снижать уровень
потребительских расходов. Какие-то вещи просто невозможно изменить; и
президентство Барака Обамы, проходящее под этим броским лозунгом, показывает,
что изменения умножают безумие.

Но, видимо, не в Норвегии. Судебные врачи признали Андерса Брейвика, террориста,
убившего 77 человек, из которых 69 были подростками, вменяемым - таковыми же
можно считать и Буша с Обамой. Только Брейвику позволили пережить день славы в
суде, а цитадель демократических ценностей сочла это неуместным в отношении
Усамы бен Ладена и его предполагаемых соратников. Однако в отличие от бен Ладена
Брейвик - гражданин Норвегии и сохраняет определенные права, будучи врагом ее
ценностей. Нельзя рассчитывать на то, что все западные страны будут столь
щепетильно относиться к тем гражданам, которых они считают своими врагами, вроде
того американского подростка-мусульманина, которого президент Обама велел
уничтожить в этом году в Пакистане при помощи беспилотника. Но нас здесь не
волнуют такие вещи, как ценности, в контексте политики, тем более в год выборов,
когда американцев так тревожит падение цен на недвижимость.

Через несколько дней после вынесения вердикта Брейвику один израильский
религиозный лидер вынес собственный вердикт, касающийся <исламофашистских>
врагов его государства. Раввин партии ШАС Овадья Йосеф призвал евреев молиться
об уничтожении Ирана - <Когда мы говорим на Рош Ха-шана <да будут повержены
враги наши>, пусть это говорится в адрес Ирана, тех злодеев, которые угрожают
Израилю. Бог поразит их и уничтожит>. Газета Haaretz сообщает, что до этого у
раввина были высокопоставленные представители израильского министерства обороны,
которого они убеждали поддержать возможный удар по Ирану.

Однако раввин еще не вынес своего вердикта по поводу нападения, совершенного на
той же неделе бандой из более чем сотни израильтян на четырех молодых арабов при
свете дня в центре Иерусалима. Еврейские СМИ почему-то представляли это как
<попытку линчевания>, не желая пользоваться более подходящим термином -
<погром> - и это в стране, где за последний год <поселенцы> совершили десятки
нападений на палестинцев, говоря о <расплате>, расплате за действия израильского
правительства против <поселенцев>. Осмелится ли кто-нибудь произнести слово
<иудофашизм>?

Учитывая то, что население Израиля примерно на 30% больше, чем Норвегии, и то,
что иранцы еще не убили ни одного израильтянина, стоит ли удивляться тому, что
норвежские лидеры не попросили своих коллег из духовного ведомства молиться,
дабы Бог поразил Брейвика? Однако это было бы неверной аналогией, поскольку всем
известно, что норвежцы редко ходят в церковь и, само собой, поклоняются иному
богу. Но нашелся бы в Америке политический лидер, который через год после
терактов 11 сентября заявил бы, что Америка должна ответить на них <большей
демократией, большей открытостью и большей гуманностью, но ни в коем случае не
наивностью>? Что ж, именно так поступил президент [так в тексте - прим. пер.]
Норвегии в годовщину кровавой расправы в Осло. Насколько это дико?

Из памяти ускользает тот факт, что сразу после теракта Брейвика в Осло СМИ,
равно как и президент Обама, возложили вину за резню на <террористов> с
соответствующими культурными коннотациями этого слова, а заголовки кричали о
<норвежском 11 сентября>. Когда выяснилось, что террорист - не араб, пиар-машина
заработала на полную мощность. Как и в истории с Тимоти Маквеем, полезное во
всех отношениях слово <терроризм> было внезапно признано политически
неприемлемым. Чтобы объяснить нежным ушам взрыв и массовое убийство, совершенные
белым мужчиной (вполне напоминающим своей наружностью многих замечательных
американских военнослужащих), который хотел нанести удар по группе белой
молодежи, известной своей поддержкой прав палестинцев, использовалась другая
номенклатура - <крайне правый>, <белый шовинист>, <сумасшедший>.

Ведь под терроризмом могут пониматься только насильственные действия,
совершаемые людьми, которые выглядят и одеваются не так, как мы, и направленные
против людей, чьи идеологии дружественны в отношении правительства США и наших
друзей, сколь бы недружественными ни были они сами.

Но самой большой заковыкой в деле Брейвика стали его просионистские,
произраильские воззрения. В своем онлайн-манифесте он так и написал: <Так будем
же сражаться вместе с Израилем, с нашими братьями-сионистами против всех
антисионистов>.

Учитывая, что он устроил взрыв перед зданием норвежского правительства, которое
крайне критически относится к израильской оккупации, и что жертвами он выбрал
политическую молодежную группу, активно выступающую за экономический бойкот
Израиля и в день бойни принимавшую у себя министра иностранных дел страны,
пытаясь убедить его в своей правоте, идеологические мотивы Брейвика должны
вызывать тревогу. Безумие - возможно, но вряд ли белый шовинизм; иначе Брейвик
просто бы перестрелял кучу темнокожих иммигрантов, которых, по его собственным
утверждениям, он презирает. Кстати, это ощущение он разделяет со слишком многими
израильскими <поселенцами>, отчасти вдохновленными писаниями одного из первых
теоретиков сионизма Владимира Жаботинского.

Манифест Брейвика испещрен цитатами из респектабельных произраильских
активистов, включая советника по внешней политике одного из тогдашних кандидатов
в президенты США Мишель Бахман, занимающей безоговорочно произраильскую позицию.
Поэтому провозглашенную Брейвиком верность самому принципу существования
сионистского государства Израиль, которую он разделяет с Джорджем Бушем и
Бараком Обамой, равно как и большинством американского Конгресса и Сената, никто
не пытался объяснить, ее просто игнорировали. Если эта верность предполагает
ежедневное совершение американскими военными актов насилия в небелых странах
(которые не сражаются вместе с Израилем) - если не с брейвиковской
целеустремленностью, то с не менее систематичным результатом - то и это лучше
всего проигнорировать.

Участники дискуссии о Брейвике в СМИ старательно избегают фразы <христианский
сионизм>, смысловой центр которой - не прилагательное, а существительное.
Брейвик в своей целеустремленности демонстрирует очень неловкую честность, какую
редко встретишь среди тех, кого он считает своими единомышленниками. Жестких
произраильских колумнистов вроде Дэниэла Пайпса (Daniel Pipes) или Фрэнка Гаффни
(Frank Gaffney), которых Брейвик с уважением цитирует в своем манифесте,
политиков-республиканцев и демократов, регулярно приносящих воинственные присяги
на верность Американо-израильскому комитету по общественным связям и Израилю,
десятки миллионов истово верующих американцев, которые отправляют свои доллары
Джеймсу Хейджи и другим телевизионным евангелистам, и ликудников в Израиле,
которые с радостью принимают эти доллары, связывает одно: библейская вера в то,
что земля Израиля принадлежит только евреям и больше никому.

Разумеется, никто из них не стал бы на публике поддерживать метод Брейвика и
лишь наименее просвещенные из них признаются в фундаментализме со всеми
вытекающими последствиями. Но их безусловная поддержка США и Организации
Североатлантического договора, а также израильской военщины в последние 11 лет
показывает, что они, как и Брейвик, едины в главном: в продвижении сионистской
экспансионистской программы, обосновываемой Ветхим Заветом. Все их
<гуманитарное> позерство и разговоры о распространении демократии на Ближнем
Востоке и защите мирных жителей от средневековых тиранов - это заклинания,
служащие продвижению программы по сути своей неандертальской, которую Брейвик,
совсем недалеко ушедший от своих наставников, оспаривает лишь в плане тактики.

Вероятно, 11 сентября было последним шансом Америки включить в политический
дискурс вопрос <Что мы им такого сделали, что они решили так поступить с нами?>
Бойня, устроенная Брейвиком, - это, возможно, первая возможность для мирового
сообщества задаться вопросом: <Если он сделал это с ними, что планируют сделать
те, за кого он воюют, с нами?>

Многие наблюдатели считают, что американский характер резко изменился после 11
сентября 2001 года. Они ошибаются, он просто эволюционировал: победы в двух
мировых войнах укрепили тягу американских лидеров к мировому господству,
приобретенную за сто лет кражи земли у коренных племен и разграбления бывшей
Испанской империи.

Страх перед коммунизмом и ненависть к нему, десятилетия жизни под угрозой
ядерной войны, жизни в тени шпионских скандалов <холодной войны>, воображение,
наполненное жестокими картинками из кино и телевидения, усилили шовинистическое
высокомерие американцев в отношении <иных> и усугубили исторический расизм,
искоренить который не смогли борцы за гражданские права, что показывает
перевернутый расизм сторонников Обамы, которые даже серьезную критику в его
адрес объявляют возбуждением межрасовой розни.

СПИД и циклы скандалов в связи с сексуальными домогательствами - значительная
часть которых сфабрикована или представляет собой дикое преувеличение - сделали
американцев более легковерными, способными поверить в любые ужастики СМИ и
гораздо больше озабоченными тем, стоит ли вступать в эмоциональные межличностные
отношения. В условиях нагнетания страха неудивительно, что американцы столь
охотно верят в миф личной жертвы и сопутствующий ему миф личной невиновности,
который требует нулевой толерантности в отношении всех оскорбителей, кроме
собственной уникальной персоны.

За несколько десятилетий до 11 сентября идея <Нечего бояться, кроме самого
страха> переросла в максиму <Слишком много безопасности не бывает>. Либералы и
консерваторы, богатые и бедные, все слои американского общества инстинктивно
верят в то, что им всегда угрожает опасность. Психологи назвали бы это
паранойей; теологи - нечистой совестью. Как бы то ни было, это общее ощущение
личной уязвимости, от которого может избавить только Большой брат или богатый
покровитель, является благодатной почвой для всеобщего одобрения неуклюжих
действий министерства внутренней безопасности и легализованной тирании на
основании Закона о борьбе с терроризмом.

Падение башен-близнецов не заставило американцев замкнуться в себе и изменило их
не больше, чем Брейвик - норвежцев. Оба события выявили самое светлое и самое
темное, что есть в обоих обществах. Но в одном из них последнее уже шло к
победе.

Не будем слишком суровы в свете всех последовавших за этим суровостей.
Восхищаясь коллективным гением Америки, который позволяет делать из лимона
лимонад, мы представляем здесь относящийся к 11 сентября фактоид, о котором пока
еще никто не упоминал.

Через три месяца после терактов, в перерыве между таймами Суперкубка, состоялась
церемония в память о погибших. Рок-группа U2 выступила на фоне двух занавесей в
форме небоскребов, исписанных именами погибших. В качестве финала представления,
когда стадион взорвался аплодисментами, занавеси внезапно упали на землю.
Душераздирающее зрелище. С одной лишь неувязкой, если не считать неуместных
аплодисментов: на занавесях было написано 6 000 имен, по одному на каждого из 6
000 человек, убитых в тот день Усамой бен Ладеном. Шесть тысяч, не три.

Даже не стоит интересоваться, исправили ли продюсеры шоу свою ошибку и принесли
ли они извинения 3 000 американцев, чьи имена были использованы в целях
шоу-бизнеса. Большинство американцев очень хорошо понимает, что победа и
проигрыш - лишь мера участия в игре, в шоу. Мы знаем, что в этой жизни имеет
значение, и все мы - соучастники.

Только не надо спрашивать нас, в какое шоу мы все попали. Тем более в год
выборов.

Майкл Робсон