От K Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 10.09.2012 15:27:20 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

Поздний вечер, загадочная женщина и коммунизм ("The New Yorker", США)

http://rus.ruvr.ru/2012_09_07/Pozdnij-vecher-zagadochnaja-zhenshhina-i-kommunizm/

Те, кто сегодня управляет Китаем, горячо интересуются историей, особенно упадком
и крахом Советского Союза
Они могут без конца перечислять его причины, и видно, что они готовы сделать
все, чтобы не повторить его опыт. Поэтому мне интересно, говорит ли кто-либо на
этой неделе о том, что в некрологах советской империи значилось как
<черниговский инцидент>.

В январе 1990 года в украинском городе Чернигове, что примерно в 130 км к северу
от Киева, престижный автомобиль, принадлежавший местному партийному чиновнику,
который возвращался поздно вечером домой, столкнулся с частной легковушкой или -
в зависимости от того, кому вы верите - фонарным столбом. Сообщения о том, что
произошло после, разнятся: в одном из них говорилось, что <кроме чиновника и его
водителя в машине никого не было, в другом - что он был с сыном, а в третьем -
что он был с загадочной женщиной>. В любом случае, собралась толпа, был открыт
багажник, и партийному чиновнику по имени Валерий Заика пришлось объяснять,
почему он вез <колбасы и другие копчености, дорогой алкоголь - <дефицитные
товары>, пользуясь советским эвфемизмом, означавшим, что в государственных
магазинах их никогда не бывает>, писала тогда Los Angeles Times.

Толпа разгромила машину и оттащила ее в город. За этим последовали демонстрации.
В конечном итоге своих мест лишились пять местных чиновников, но волнения
продолжились в других городах, и вскоре возмущение злоупотреблениями и
привилегиями власть имущих вспыхнуло во всех концах советской империи. В Сибири
был смещен партийный лидер - как писала New York Times, за злоупотребления
служебными полномочиями после того, как <официальная торговая миссия в Японии
стала автомобильным рынком для десятков жен, детей и прихвостней партийных
работников. <Известия> сообщали, что на борту океанского лайнера, вернувшегося в
СССР, было 167 подержанных японских автомобилей для партийной элиты края>.
Секретарь Волгоградского обкома и еще несколько высокопоставленных чиновников
были вынуждены уйти в отставку после того, как один журнал сообщил, что
<благодаря протекции семья его дочери получила хорошую квартиру>. А глава города
Ленинграда был исключен из партии после того, как следователи выяснили, что он
пользовался своим положением для того, чтобы купить по бросовой цене <Мерседес>.

Как позже писал Дэвид Рэмник (David Remnick) в своей книге <Мавзолей Ленина>,
являющейся хроникой этого периода, скандалы продолжались несколько недель - в
Черновцах, Тюмени и других городах. Когда они докатились до Москвы, волнения
превратились в тотальное отвержение системы. 4 февраля того же года демонстранты
устроили самый масштабный протест со времен Октябрьской революции, неся плакаты
<Помните Румынию!>, до смерти напугавшие всех способных к переживаниям
чиновников, которые наблюдали за гибелью Николае Чаушеску. В течение недели
Центральный комитет фактически открыл возможность проведения многопартийных
выборов.

На этой неделе в Пекине еще одна Коммунистическая партия с трудом пытается
подавить обсуждение скандала, который выявил неприглядный контраст в образе
жизни простых людей и тех, кто обладает богатством и связями. В понедельник
South China Morning Post опубликовала материал о событии, которое уже несколько
месяцев было предметом слухов: считается, что водитель и пассажиры черного
<Феррари>, разбившегося в предрассветные часы 18 марта в Пекине - погибший
<полуодетый мужчина двадцати с небольшим лет> и серьезно раненные <две молодые
женщины, одна обнаженная, другая полураздетая> - связаны с высокопоставленными
чинами партийной элиты. Утверждалось, что погибшим был Лин Гу, сын Лин Цзихуа,
одного из ближайших советников председателя Ху Цзиньтао.

Соблазнительно счесть эти сюжеты всего лишь пищей для таблоидов. Но сюжет о
разбитом <Феррари> - да, уже заблокированный во всекитайской паутине - второй
полномасштабный политический скандал этого года после того, как партийный
функционер Бо Силай был отстранен от власти, а его жена обвинена в убийстве
британского бизнесмена. Между тем, китайский народ потчевали рассказами о том,
что его сын ездил не то на <Порше>, не то на <Порше> и <Феррари>. После ДТП с
участием <Феррари> начали приниматься ставки на политику элит, поскольку через
несколько недель состоится важнейшая смена руководства. Но, возможно, более
важными окажутся более широкие последствия, не ограничивающимся коридорами
власти.

Пекин - это не Москва в 1990 году, что очевидно каждому. Основной проблемой
Китая являются не лишения; пожалуй, правильнее вести речь о справедливости и
ожиданиях. В конечном итоге, любая политическая партия покоится на хрупком
фундаменте, уравновешивающем эффективность и веру. Порой она может утратить или
одно, или другое, но, если утрачивается и то, и другое, начинаются проблемы.
Коммунистическая партия Китая готовится к более тяжелым временам в экономике, и
опора на веру понадобится ей как никогда. С каждым новым сюжетом это становится
все проблематичнее. Таковы правила, и такими же они были двадцать лет назад,
холодным вечером в Чернигове.