|
От
|
Мак
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
08.10.2012 18:57:11
|
|
Рубрики
|
Ссылки; Тексты;
|
|
А.Фролов. Обзор откликов на очередной слив НТВ (СовРос)
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=592042
ТРЕТЬЯ РЕАКЦИЯ
Обзор откликов на очередной слив НТВ
Всякий крупный информационный вброс, тем более по центральному телеканалу вечером в пятницу, делается в расчете на вполне определенную общественную реакцию, которую обычно нетрудно прогнозировать. Стратегическую цель показанного 5 октября по НТВ фильма «Анатомия протеста – 2» верно сформулировал сам его главный герой Сергей Удальцов, обвиненный в том, что взял у грузин 35 тысяч долларов на устройство терактов, тюремных бунтов, отторжение Калининграда и Владивостока, а также перекрытие Транссиба в районе Иркутска. Цель новой информационной кампании в том, чтобы «не просто в очередной раз облить грязью протестное движение, а подготовить общественное мнение к новым репрессиям».
Исходя из своего богатого опыта информационных войн, авторы фильма рассчитывали на то, что публика разделится на две части, которые, как павловские собачки, будут вполне предсказуемо реагировать на сигнал. Одна, бо¢льшая, часть станет гневно клеймить оппозиционеров, требовать скорого суда и расправы. А сами оппозиционеры и меньшая часть публики будут возмущаться и оправдываться: мол, всё это клевета и фальшивка и вообще «не виноватая я, он сам ко мне пришел». А раз оправдываешься, значит, рыльце у тебя в пушку. Ну и так далее.
Действительно, фильм породил бурю страстей. Первыми возбудились и даже перевозбудились, естественно, политики. Заявления представителей партии власти программируют, очевидно, гневные резолюции будущих митингов собранных по разнарядке трудящихся.
Сергей Железняк, единоросс, вице-спикер Госдумы: «Поражает степень цинизма, с которым эти негодяи готовы торговать человеческими жизнями, для того чтобы выслужиться перед своими иностранными спонсорами. Деятели радикальной оппозиции намерены не только использовать людей как пушечное мясо при проведении несанкционированных мероприятий и стычек с полицией, они готовы взрывать и убивать людей, для того чтобы попытаться реализовать свои планы. Поразительно, насколько эти предатели ненавидят нашу страну и готовы к кровавым жертвам ни в чем не повинных людей».
Ирина Яровая, единоросс, глава комитета Госдумы по безопасности: «Это люди, которые, судя по всему, за деньги готовы совершать любые преступления. Они представляют угрозу безопасности жизни и здоровью граждан России и, судя по материалам фильма, ничем не отличаются от террористов, уголовников и кормятся из одних и тех же рук».
Владимир Жириновский: «Зараза должна быть задушена на корню еще на стадии первого чиха, пока организм не охвачен смертельным вирусом. Удальцов уже давно должен быть арестован. Нужно возбудить уголовное дело и упечь его в тюрьму на долгие годы. Нужно каждый день показывать и привлекать к уголовной ответственности тех, кто чинит беспорядки в России при поддержке иностранных государств».
Иную позицию заняла КПРФ. Член Президиума, секретарь ЦК партии Сергей Обухов заявил: «На мой взгляд, это подделка. Когда есть доказательства, их предъявляют в правоохранительные органы. Если же их нет, то снимают шоу. Пусть проверят. Посмотрим. Как всегда, это кончится пшиком. Я бы не рекомендовал властям дестабилизировать ситуацию. Я думаю, они скорее пожнут отрицательные эмоции и впечатления от этого фильма и цели достигнуты не будут».
Таким образом, в общих чертах расчет оправдался – две реакции обозначились вполне четко. Однако между ними неожиданно вклинилась явно не предусмотренная постановщиками третья реакция – пока еще осторожное и не слишком многочисленное одобрение того, что показано в фильме. Возможность и природу таких неожиданных поворотов неоднократно разъяснял (например, в письмах Горькому и Инессе Арманд) Ленин, знавший толк в информационных войнах. Если некая информация, идея пошла в массу, то ее значение определяется не субъективными пожеланиями автора, а соотношением общественных сил, объективным соотношением классов. Поэтому реакция вполне может оказаться противоположной задуманному.
Подобная ситуация художественно передана, например, в повести Эммануила Казакевича «Синяя тетрадь». Июльские дни 17-го года. Загнанный в очередное подполье, Ленин читает кипы либеральных и черносотенных газет, в которых партию поливают грязью, а его лично обвиняют в шпионаже, требуют розыска, ареста…
Кадетская газета «Речь»: «Партия народной свободы требует, чтобы немедленным арестом Ленина и его сообщников свобода и безопасность России были ограждены от новых посягательств».
Бурцев, левый народник: «Они не провокаторы, но они хуже, чем провокаторы: они по своей деятельности всегда являлись вольно или невольно агентами Вильгельма II. Народ имеет право требовать от правительства свободной республики исчерпывающего расследования всей деятельности Ленина».
Савич, октябрист: «Господа, когда слышишь голоса прошедших через Германию лиц, когда вдумываешься в то, что они проповедуют, для меня явственно звучит: продолжительное пребывание среди немцев, пропитанность их идеями – вот это что. Тут русского ничего нет».
Еще какая-то черносотенная газета: «Родные братья-казаки, к вам, свободные сыны привольных степей, дорогая мать-Россия протягивает руки и горько плачет. Найдите среди себя Ермака или Минина, а гражданина Керенского возьмите себе за Пожарского и спасите Россию. Довольно предательств, анархии и ленинского позора, скажите: руки прочь, принесите на ваших шашках мир и получите в награду мировой орден».
«Глаза Ленина презрительно сощурились. «Нет худа без добра», – подумал он, глядя в крошечное окно баньки на серое озерко. Кадеты и Керенский пересолили. Миллионы экземпляров буржуазных газет, на все лады порочащие большевиков, помогают втянуть широчайшие массы в оценку большевизма. А когда они его оценят по достоинству, тогда крышка и кадетам и Керенскому».
Первые ростки чего-то очень похожего начали пробиваться и сегодня. Посмотрев фильм, я два дня погулял по блогам и форумам интернета и раскопал целый пласт комментариев, над которыми стоит серьезно поразмыслить. Ведь если реакция на информацию определяется, по Ленину, соотношением общественных сил, то по новой реакции можно, очевидно, судить об изменении этого соотношения. Вот небольшая подборка откликов.
Сайт colta.ru отмечает: «Фильм откровенно льстит своим героям. Авторы убедительно опровергают расхожее мнение об инертности, аморфности и дряблости протестного движения, напротив – приводимые ими факты свидетельствуют о его силе, энергии и мощи. Оказывается, российская оппозиция отлично организована. Левые и правые, коммунисты и либералы, либертарианцы и марксисты – все эти раздробленные и вечно грызущиеся между собой группы и течения солидаризировались и выступают единым фронтом».
«Второй выпуск «Анатомии протеста» стал лучшей агитацией за Удальцова на выборах в КС оппозиции. Лучшей рекламы не видел. То что они показали в сюжете, опровергает все доводы о сливе протеста. В моих глазах Удальцов стал лидером оппозиции, значимее Навального. Такое ощущение, что фильм был изготовлен по заказу самого Сергея Удальцова. Вот если НТВ показал запись со скрытой камеры, как Удальцов общается с Сурковым или Володиным, это действительно стало бы провалом оппозиции и Удальцова лично. А так, спасибо, НТВ! Вы дали надежду на то, что лидеры оппозиции не ограничатся призывами к прогулкам с белыми шариками» (31_vohman).
«Спасибо НТВ – сердце мое теперь спокойно. И я не шучу. Раньше я думала уже в последнее время, что всё это у нас несерьезно. Ну, ходим на митинги, в Кремле на нас и наши требования хрен положили и вытворяют что хотят. А мы слабые и ни на что не способные. Кремль заткнул все дыры, и денег у оппозиции нет... В общем, пессимистичная картинка вырисовывалась – страдали мы в последнее время, правда, какой-то уже фигней – на митинги ходили, чтобы между собой пообщаться, парламент вон свой выбираем – обособились и окопались без каких-то видимых перспектив. Никаких новых способов воздействия на эту власть в перспективе не предвиделось пока. Мысли у многих были о том, что пора валить» (efa2007).
«Удальцов просто вырос в моих глазах как политик, как революционер. Во-первых, умелое использование им противоречий между буржуазной РФ и Грузией дорогого стоит. Не вижу ничего особенно плохого в том, чтобы получать помощь от Грузии. Наоборот, это самая верная тактика. Вот это реальная работа по восстановлению СССР, в отличие от кургиняновских мечтаний! Во-вторых, в фильме ясно показано, что Удальцов, все-таки несколько независим от либеральной тусовки. Это обнадеживает. Кстати говоря, из всей белоленточной компании только Удальцов делал реальные попытки добиться того, чтобы Путин не вернулся в Кремль. Только он поддержал оппозиционного кандидата (Зюганова) на выборах. Либералы, например, могли бы поддержать Прохорова, но не сделали и этого. Если бы белоленточники безоговорочно поддержали альтернативных кандидатов, второй тур был бы вполне возможен. Далее, именно Удальцов настаивал на том, чтобы не уходить с площадей, а продолжать митинговать. Так было, например, 6 мая, перед инаугурацией Путина. Другие белоленточники не поддержали Удальцова, и поэтому «майдана» не получилось. В результате белоленточное движение превратилось в выпуск пара и постепенно сошло на нет…
Тем не менее остается непонятной суть так называемого «Левого фронта». Что это? Коммунистическая организация, которая стремится взять власть, чтобы твердой рукой ликвидировать свободу бизнеса? Или это социал-либеральное объединение, которое, наоборот, прикрываясь популистской демагогией, стремится к тому, чтобы капиталисты могли свободно бизнесменить? Непонятно. Авторы фильма, сравнивая Удальцова и его соратников с большевиками, видимо, склоняются к первой версии. Хочется верить...» (ryboved).
«Нам оправдываться и не стоит. Пусть трепещут враги народа, что наши лидеры, как Ленин, могут и к помощи иностранцев прибегнуть. Режим боится «оранжевой революции», значит, на нее и надо равняться. «Оранжевая революция» – это развитая буржуазная демократия и ответственность власти. А в такую систему путинское окружение не вписывается. Отсюда и истерия» (Андрей Малюта).
«Фильм дурацкий, не знаю, насколько реальны кадры с Таргамадзе, но все намешано в кучу, доллары крупным планом, Березовский просто так, без слов, ерунда полная. Но я страшно зауважала Удальцова! Человек реально делает столько для сноса этой гнилой вертикали! Я, правда, не думала, что он такой самоотверженный, отчаянный, бескорыстный мужик!» (tsp).
«Насчет Удальцова могу сказать только, что его тактика представляет собой кальку с тактики большевиков во время Первой мировой. Не знаю, хватит ли у него мужества держаться этой тактики. Вспомним, что Ленина тоже обвиняли в получении германских денег. И были даже дебаты в РСДРП, являться ли Ленину на суд по этому поводу. Судя по тому, что Удальцов сейчас заявляет, мужества ему не хватит» (nata_shulgina).
«Власть по своей дурости своими руками создает реального лидера левого движения. Если бы у Удальцова что-то было криминальное, давно бы сидел на нарах. А так идет одурманивание народа. Могут получить обратный эффект. НТВ не в почете. В 1917 году Ленина обвиняли в продаже Германии, однако не помогло» (v_stas).
«Удальцов крутой, оказывается! Молоток! А НТВ опять в лужу село. Они думали, что Саакашвили вечно будет у власти, а он, вишь, выборы проиграл. Как теперь НТВ будет объяснять дальнейший протест в России, даже не знаю» (iceaxe).
ВСЕ эти отклики объясняют природу переживаемого ныне некоторого спада протестного движения и одновременно свидетельствуют о нарастании в нем некоей новой тенденции. Текущий спад вызван не спадом протестных настроений самих по себе, а разочарованием в эффективности его форм, потребностью в новых формах. Нечто похожее наблюдалось и накануне Великого Октября. Так, в «Письме к товарищам», опубликованном 19–21 октября 1917 года в трех номерах газеты «Рабочий путь», Ленин скрупулезно разбирает аргументы своих оппонентов на заседании ЦК партии 16 октября. В частности, «в массах нет рвущегося на улицу настроения», – говорят Зиновьев с Каменевым. Да, соглашается Ленин, «среди сознательных рабочих есть определенное нежелание выходить на улицу только для демонстраций, только для частичной борьбы, ибо в воздухе носится приближение не частичного, а общего боя, безнадежность же отдельных стачек, демонстраций, давлений испытана и осознана вполне».
Сегодняшняя ситуация, конечно, еще очень далека от той – октябрьской, но «определенное нежелание выходить на улицу только для демонстраций» – это настроение налицо. Поэтому независимо от истинности или ложности своего содержания и вопреки намерениям его авторов фильм «Анатомия протеста – 2» породил у протестующих новую надежду, придал им уверенности в своих силах, придал всему протестному движению новый импульс. Ирония истории, как любили говорить классики.
Александр ФРОЛОВ