От miron Ответить на сообщение
К miron
Дата 30.08.2012 10:13:17 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Культура; Версия для печати

Бес Кирилла

Ботов И.П. Бес Кирилла. http://gidepark.ru/user/927274489/content/1474705

Нынешнего предстоятеля РПЦ МП принято считать выдающимся интеллектуалом и чуть ли не богословом. Я давно слежу за его публичными выступлениями и постоянно натыкаюсь в них на явные, а подчас просто скандальные, несоответствия не только азам православной догматики, но и евангельским «прописям», которые известны даже младенцу. Первое время казалось, что всё это – досадные оговорки. Но годы шли, и мнимые промахи начали складываться в систему. Точку в ней поставило «молитвенное стояние» у Храма Христа Спасителя на Антипасху. Пазлы сложились – перед нами законченное и непротиворечивое «гундяевское богословие». Именно им, а не «преданьями старины глубокой» теперь руководствуется РПЦ МП в своей деятельности.
Начнём с самого невинного и самого заметного – с апологии стяжательства. Скандальные выступления протоиерея Всеволода Чаплина известны. Аналогичное заявление патриарха на этот счёт как-то забылось. Зато дела предстоятеля РПЦ МП гораздо красноречивее любых слов.
Когда патриарх Кирилл говорит, что не принудить от соседа-священника к выплате 19 млн. 707 тыс. руб. (666 тыс. в долларовом эквиваленте) было бы «некорректно», нам смешно. Между тем, когда священнослужитель говорит об этике – это всегда серьёзно. Потому что для него «некорректно» – значит, греховно. Не взять то, что само в руки плывёт – грех. Грех быть лохом. Потому что главная добродетель «гундяевского богословия» – экономическая эффективность.
В самом начале своего патриаршего служения Кирилл, комментируя страшное землетрясение на Гаити, привёл в пример соседнюю Доминиканскую республику – там успешно зарабатывают деньги (в основном на секс-туризме), и потому «Бог их не трясёт». Это заявление могло показаться глупой шуткой. Но за ним последовало второе, третье, четвёртое. А откуда-то из митрополичьего прошлого Кирилла тускло поблёскивал церковный орден – тот, который он щедро пришпилил к одной из грудей Ирины Абрамович (дама, мужественно растила сыновей мужа своего Романа, невзирая на волглые туманы Альбиона – чем не подвиг?)…
Не будем пересчитывать крутые иномарки из его патриаршего кортежа и звёздочки отелей, в которых его терпеливо ожидали двухуровневые президентские люксы. Забудем про икру морских ежей и прочие деликатесы из патриаршего меню. Не будем мелочиться. Ведь и морскому ежу понятно, что безудержное стяжательство – надменное и беспардонное – это то, чего до Кирилла в РПЦ МП не было. Стяжательство было и раньше. Но оно никогда не возводилось в ранг добродетели. Это не потакание маленьким человеческим слабостям. И даже не церковная политика. Это ревизия вероучения. Ни больше, ни меньше.
Стяжательство – естественное продолжение двух других оригинальных идей патриарха Кирилла: о необходимом соответствии «представительскому уровню» светской власти, и о непреодолимом желании населения видеть попов исключительно «в шоколаде». Обе идеи подаются как нечто само собой разумеющееся. Мол, поп должен жить не менее жирно, чем префект, архиерей – на уровне губернатора, патриарх – должен быть не беднее сами знаете кого. Иначе «люди не поймут», и Церковь Божию своим вниманием не уважат. Аргументацией ни сам патриарх, ни наиболее говорливые его спикеры себя не утруждают. Да она, в общем-то, и не нужна. Право священноначалия безудержно потреблять само собой вытекает из оригинальной концепции Гундяева-историка.
Вот кратчайший конспект «Истории России от древнейших времён до нашего времени», составленный по многочисленным публичным высказываниям на этот счёт предстоятеля РПЦ МП: «Жили-были дикие славяне. Почти звери. К ним пришли Кирилл и Мефодий. Они научили славян ходить на двух ногах – и, в итоге, получилась Святая Русь. Сорок сороков. Монастырские угодья. Закон Божий. Потом народ совершил страшный грех – предал Церковь, которая ему всё дала. И Церковь порвали, как тузик грелку, страшные большевики. Богу это не понравилось и он, с помощью Гитлера, вразумил русский народ. Теперь народ в большом долгу перед РПЦ МП и её упитанными функционерами. А больше всех – перед патриархом. Занавес».
Всерьёз критиковать эту завиральную беллетристику невозможно. Скажу только, что архиереи и рядовые клирики были одной из главных движущих сил революции. Они же первыми воспользовались её плодами – созвали Поместный собор и восстановили патриаршество. В списке наиболее пострадавших от большевиков сословий Российской империи духовенство не значится (зато там есть аристократия, буржуазия, казачество, офицерский корпус и жандармы).... и т.д.