|
От
|
Petka
|
|
К
|
И.Т.
|
|
Дата
|
16.07.2012 12:02:34
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
так сражалась Франция
Конвои позора, или Дорога, ведущая в вечность...
Фестиваль еврейского кино в Нью-Йорке
Нина Большакова
8 Февраля 2011
Документальный фильм ( / ) был показан в январе на 20-м Фестивале
еврейского кино в Нью-Йорке. Впервые в этом фильме проведено
историческое расследование участия Французской национальной
железнодорожной компании (SNCF) в депортации из Франции в лагеря
смерти на территории Германии 76 тысяч французских евреев, 20 тысяч
цыган, 38 тысяч участников Сопротивления. Фильм воспроизводит события
Второй мировой войны, к сожалению, недостаточно освещенные историками.
Это поиски и аресты евреев, включая детей и стариков, и их последующая
депортация, которую осуществляла французская полиция. Немцы контро
лировали, а детали разрабатывали сами французы. Чиновники и служащие
железнодорожной компании также проявляли служебноервение с тем, чтобы
оккупанты были довольны. Именно французы придумали использовать вагоны
для перевозки скота без лавок и туалетов, поскольку в них можно было
затолкать больше людей. В вагоны загоняли мужчин, женщин, стариков и
детей. Люди в вагонах теряли
сознание, кричали, плакали дети, умирали старики... Французы вели
составы до границы Германии, там бригада менялась на немецкую.
Французы-железнодорожники сортировали отобранные у евреев при погрузке
вещи и отправляли их в Германию. Отправку вагонов, закрытие дверей на
цепи и висячие замки, навешивание деревянных щитов-заглушек на окна
проверяли французы -- инженеры SNCF. Все железнодорожники были членами
профсоюза, который не прекращал работы и в период оккупации. Аресты
евреев проходили на оккупированной и на так называемой, где формально оккупации не было. Отправка
составов с евреями велась до последнего дня оккупации. Были случаи,
когда составы отправлялись со станции за час до прихода союзных войск.
Ни разу ни один француз -- инженер, рабочий, машинист, сцепщик, кочегар
-- не отказался вести состав с обреченными. Не было ни одного взрыва на
железных дорогах во время следования этих составов. Лишь однажды три
студента, фамилия одного из них была Лифшиц, остановили состав,
пригрозили машинисту и открыли несколько вагонов. 232 евреям удалось
спастись. Повторяю, это был единственный случай за всю войну. А ведь
немцы не охраняли эти составы на территории Франции. Был единственный
машинист, который отказался вести состав, но не с евреями, а с
участниками Сопротивления. Один случай за всю войну. Весь
оккупационный корпус немцев во Франции составлял 60 тысяч солдат и
офицеров. На 40 миллионов французов. Нация, рубившая головы своим
королям, организованно сдалась на милость бошам и послушно следовала
указаниям оккупантов. Сопротивление было настолько незначительным, что
французы не смогли сами себя освободить. Францию освободили союзники.