От K Ответить на сообщение
К K Ответить по почте
Дата 29.04.2012 11:15:34 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Самолет, который съел Пентагон // вот это распил!!!

[ http://rus.ruvr.ru/2012_04_28/73240186/|"Foreign Policy", США]

F-35 - ничтожная безделушка. Пора отправить его в топку

Соединенные Штаты делают гигантские инвестиции в самолет F-35 Joint Strike
Fighter, преподносимый его лоббистами как истребитель и
истребитель-бомбардировщик следующего - пятого, по их подсчетам - поколения.
F-35, который, как говорят, практически невидим для радаров и способен завоевать
превосходство в любых условиях воздушного боя, заменит большинство боевых
самолетов, находящихся на вооружении ВВС, ВМС, Корпуса морской пехоты США и, как
минимум, девяти зарубежных союзников, и будет состоять на вооружении в течение
ближайших 55 лет. Однако не секрет, что эта программа - самая дорогостоящая в
американской истории - представляет собой настоящее бедствие.

В этом месяце мы узнали о том, что Пентагон повысил стоимость F-35 еще на 289
миллионов долларов - причем это лишь последнее в длинной череде повышений
расходов - и что эта программа поглотит до 38 процентов бюджета Пентагона на
закупки вооружений при условии, что расходы не вырастут еще больше.
Многочисленные проблемы самолета отмечаются в предложениях по сокращению
расходов Пентагона, которые были поданы лидерами, представляющими весь
политический спектр, в том числе членом Палаты представителей Барни Фрэнком
(Barney Frank) (демократ, Массачусетс), сенатором Томом Коберном (Tom Coburn)
(республиканец, Оклахома), Национальной комиссией по фискальной ответственности
и реформе при президенте Бараке Обаме и такими гуру бюджета, как бывший сенатор
Пит Доменичи (Pete Domenici) (республиканец, Нью-Мексико) и Элис Ривлин (Alice
Rivlin), бывший директор Бюджетного управления Конгресса и Бюро управления и
бюджета.

Насколько все плохо? Исследование стоимости, графика разработки и технических
характеристик F-35 - трех важнейших критериев, по которым оценивается любая
программа Пентагона - показывает, что проблемы фундаментальны и продолжают
разрастаться.

Прежде всего, что касается стоимости: особенно важным фактором в том, что
продолжают говорить нам политики, является режим жесткой экономии бюджетных
средств - мы просто не можем позволить себе F-35. Хотя изначально этот самолет
преподносился как низкозатратное решение, существенные увеличения расходов
остаются проблемой программы на протяжении всего последнего десятилетия. В
прошлом году руководство Пентагона сообщило Конгрессу о том, что закупочная
стоимость увеличилась еще на 16 процентов, с 328,3 до 379,4 млрд. долл. за 2 457
самолетов, которые планируется приобрести. Но не волнуйтесь, заявили они, скоро
издержки начнут сокращаться.

Результат? В феврале этого года цена увеличилась еще на 4 процента до 395,7
млрд., а в апреле - еще больше. И не рассчитывайте, что на этом перерасход
закончится. Как сообщает Главное контрольное управление, испытательная программа
завершена всего на 20 процентов, а самые сложные испытания еще впереди. В общей
сложности стоимость программы выросла на 75 процентов относительно
первоначальных прогнозов (534 миллиона в 2001 году, причем самолетов
планировалось купить больше - 2 866).

До 2019 года, когда завершатся первоначальные испытания, будут построены сотни
F-35. Сумма дополнительных расходов на исправление неизбежных недостатков
неизвестна, но она явно превысит те 534 миллиона, о которых известно по
результатам уже проведенных испытаний. Сегодня стоимость одного экземпляра F-35
остановилась на уровне 161 млн. долл., но это лишь временное затишье. Ожидайте
очередного роста расходов в начале 2013 года, когда Пентагон, скорее всего,
пострадает от нового раунда бюджетных ограничений, а F-35 примет на себя новые
удары в форме сокращения числа закупаемых самолетов, что увеличит стоимость
единицы.

И последнее о расходах: в конечном итоге F-35 будет стоить во много раз больше
395,7 млрд. долларов, о которых говорилось выше. Это оценка только стоимости
приобретения, а не эксплуатации. Сумма, которая будет затрачена на эксплуатацию,
оценивается в 1,1 трлн. долларов, и, таким образом, общие расходы составят 1,5
трлн. долларов, что превышает годовой ВВП Испании. Да и эти оценки крайне
оптимистичны: они строятся на том, что стоимость эксплуатации F-35 будет всего
на 42 процента выше, чем F-16, но F-35 гораздо сложнее. Единственный самолет
<пятого поколения>, F-22 от того же производителя, в некоторых отношениях менее
сложен, чем F-35, но в 2010 году стоимость его эксплуатации в час была на 300
процентов выше, чем у F-16. Исходя из самых осторожных оценок, можно
предполагать, что F-35 будет в эксплуатации вдвое дороже, чем F-16.

Стоимость F-35, который мы уже не можем себе позволить, движется в одном
направлении - в сторону увеличения.

Мало того, что F-35 так дорог - срывается график его разработки. По
первоначальному плану первая партия F-35 должна была быть готова к бою еще в
2010 году. Затем этот срок перенесли на 2012 год. Недавно военные заявили, что
дата ввода в эксплуатацию <будет определена позже>. Примерная дата была названа
во время слушаний в Конгрессе - это 2019 год, почти на десять лет позже
изначальной.

Если бы F-35 обладал потрясающими техническими характеристиками, возможно, он
стоил бы этих денег и ожидания. Но нет. Даже если самолет будет соответствовать
обещанным характеристикам - а он не будет - все равно нас ждет огромное
разочарование. Причина, по которой он является такой посредственностью,
объясняет и то, почему мы не можем себе его позволить и в ближайшие годы не
получим на вооружение.

Обсуждая F-35 с экспертами по авиации и военным закупкам - некоторые из них
отвечали за разработку таких крайне успешных самолетов, как F-16 и A-10 - и
другими людьми, много десятилетий работавшими в Пентагоне и годами наблюдавшими
за программой F-35 - я узнал, что проблемы F-35 встроены в его ДНК.

Этот проект появился на свет в конце 1980-х годов в пентагоновском Агентстве по
перспективным исследовательским проектам, которое незаслуженно пользуется
репутацией проводника инноваций. Изначально речь шла о создании сверхзвукового
самолета с очень коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП). Это требовало
такой конструкции планера, которая одновременно тяготела к тому, чтобы быть
короткой, приземистой и оснащенной одним двигателем (КВВП), а также обтекаемой,
длинной и с мощной тягой, что обычно достигается путем установки двух
двигателей.

Пентагон президента Билла Клинтона поставил дополнительные условия, которые
сделали проект еще менее реализуемым, потребовав, чтобы самолет был
многоцелевым - и истребителем, и бомбардировщиком. Для этого нужно было
жертвовать либо маневренностью, либо малым весом и оптимизировать планер для
несения тяжелых грузов. Кроме того, чиновники клинтоновской эпохи пожелали
применения технологии <стелс>, что поставило дополнительные требования с точки
зрения аэродинамической формы и дорогого в обслуживании покрытия поверхностей с
целью снижения заметности для радаров. Кроме того, они добавили два
увеличивающих постоянный вес отсека для вооружения, чтобы скрыть от радаров
ракеты и бомбы. Мало того, они заявили, что он должен быть универсальным, что
потребовало новых компромиссов, дабы самолет соответствовал различным
потребностям ВВС, Корпуса морской пехоты и ВМС.

Наконец, также при администрации Клинтона, поборники F-35 выработали крайне
<согласованную> стратегию закупок. Это означало, что будут произведены сотни
F-35, а финансовые и политические обязательства будут даны еще до того, как
результаты испытаний покажут, что именно закупается.

Этот гротескно бесперспективный план уже привел к огромному множеству проблем -
а еще не проведено 80 процентов летных испытаний. F-35, который фактически
представляет собой летающий рояль, лишен маневренности F-16 как истребитель и
дальности действия и боевой нагрузки F-15 как бомбардировщик и не идет ни в
какое сравнение с А-10 в качестве самолета поля боя. Хуже того, он не сможет так
же часто подниматься в воздух на боевые задания и - что не менее важно - для
обучения пилотов, потому что его сложность продлевает период технического
обслуживания и ограничивает доступность. F-22, самолет, наиболее похожий на
F-35, мог в 2010 году, когда он полноценно эксплуатировался, находиться в
воздухе в среднем всего 15 часов в месяц (в 2011 году полеты F-22 были
приостановлены почти на пять месяцев и они летали еще меньше).

Посредственные качества не перевешиваются характеристиками самолета <пятого
поколения>, важнейшей из которых является технология <стелс>. Вопреки мнению
многих, <стелс> означает не невидимость для радаров, а ограниченный диапазон
обнаружения для некоторых типов радаров при определенных углах. Иными словами,
определенные радары, даже довольно старые, могут видеть самолеты-<невидимки> на
довольно большом расстоянии и даже те радары, для которых F-35 должен быть
невидим, могут его видеть при определенных углах. Самая известная демонстрация
этого недостатка имела место во время войны 1999 года в Косово, когда один
бомбардировщик-<невидимка> F-117 был сбит при помощи советских радаров и ракет,
разработанных еще в 1960-е годы, а второй - серьезно поврежден.

Сухой остаток: F-35 - не то чудо-оружие, каким его преподносят. С точки зрения
технических характеристик это огромное разочарование, а в некоторых отношениях -
даже шаг назад. Конструктивные проблемы можно решить, только начав все с чистого
листа.

Пора министру обороны Леону Панетте, вооруженным силам США и Конгрессу взглянуть
фактам в глаза: F-35 - посредственность, которой мы не можем себе позволить, а
исправить программу нельзя при помощи какого бы то ни было сочетания технической
модернизации с проектами по управлению расходами. От F-35 надо избавляться как
можно скорее. Военно-воздушные силы Америки заслуживают гораздо лучшего
самолета, а налогоплательщики - гораздо более дешевого. В топку его!