|
От
|
K
|
|
К
|
K
|
|
Дата
|
07.02.2012 21:17:24
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Американо-иранская напряженность. Чем похожи эти две нации? ("The Christian Science Monitor", США)
http://rus.ruvr.ru/2012/02/02/65148849.html
Несмотря на эскалацию напряженности, которая сегодня происходит в отношениях
между США и Ираном, наличие удивительного сходства между этими нациями
позволяет предположить, что однажды две страны могут стать <естественными>
партнерами и образовать крайне мощный союз
Конечно, такая концепция выглядит весьма провокационной, ведь именно те
качества, которые делают эти народы схожими, и привели к тому, что
Соединенные Штаты и Иран стали яростными и непримиримыми врагами после
Исламской революции 1979 года. Тем не менее, иранцы одними из первых
выразили свое сочувствие США после террористических актов 11 сентября 2001
года, а таких стран на Ближнем Востоке было немного. Вот пять характерных
особенностей, которые роднят их с американцами:
1. Сознание своей исключительности
Притязания Ирана на первенство в мире уходят корнями в глубокую древность,
когда Персидская империя была одной из самых мощных держав своего времени, и
с ней считались все. Именно это чувство национальной идеи, особой миссии и
лежит в основе сознания своей исключительности, характерного для иранцев,
которое сегодня подпитывает амбиции Тегерана. То же самое можно сказать и о
чувствах американцев, хотя США являются относительно молодым государством,
не имеющим такой древней истории.
Именно в этом кроются причины настойчивости, с которой Исламская республика
развивает свою ядерную программу, направленную, как заверяет Тегеран, на
использование атомной энергии исключительно в мирных целях, а не на создание
бомбы. Именно в этом следует искать корни заявлений президента Махмуда
Ахмадинежада о том, что Иран является супердержавой, давшей импульс процессу
<крушения> западного капитализма.
Риторика, которую президент Франклин Рузвельт использовал во время
избирательной кампании 1936 года, звучит для иранца так же искренне, как и
для американца.
<Рузвельт сказал, что американцы <встречаются с судьбой>, - отмечает Шахрияр
Рухани (Shahriar Rouhani), физик из Тегерана, получивший образование в
Йельском университете, - однако то же самое можно сказать и об иранцах>.
2. Борьба с тиранией
Для многих иранцев свержение деспотического прозападного режима шаха в 1979
году означало то же самое, что чувствовали американцы, боровшиеся за идеалы
свободы и демократии во время войны за независимость.
Перед тем как в Иране произошла Исламская революция, Вашингтон считал режим
шаха своим бесспорным союзником и всячески поддерживал его. США поставляли
Ирану оружие в неограниченных количествах, а инструкторы ЦРУ обучали
сотрудников САВАК (SAVAK - Министерство государственной безопасности времен
правления шаха), применявших на допросах пытки. Иранские революционеры
объясняли свою деятельность борьбой с деспотическим режимом, получавшим
поддержку извне, в данном случае от США.
<Мы чувствуем, что стремимся к достижению тех же целей, которые преследовали
пуритане, первые поселенцы Америки, - утверждал президент страны Мохаммад
Хатами в начале1998 года, пытаясь наладить отношения с США, - Именно поэтому
сама суть американской цивилизации нам так близка>.
Он также отметил, что история Америки <заслуживает уважения>. Однако
политика Соединенных Штатов в последние десятилетия - поддержка режима шаха,
подрывные действия против Исламской республики, вторжение в Ирак и
Афганистан - вызывают у иранцев совсем другие чувства. Антиамериканские
настроения называют <религиозным долгом> граждан Ирана.
3. Национальная гордость
В своей риторике как США, так и Иран клянутся, что стремятся к миру, даже
считают его некой <священной коровой>, основным фактором мотивации. Вместе с
тем, обе нации не боятся войны или применения насилия, если чувствуют угрозу
или ощущают, что на карту поставлено само существование их государств.
Дуэль идет между двумя народами, которые ставят национальную гордость и
сознание своего исторического предназначения выше всего остального. В
глубине души и американцы, и иранцы это понимают. Однако для того чтобы
по-настоящему оценить бескомпромиссный, часто даже лицемерный характер своих
заявлений в ответ на действия другой стороны, представителям каждой из этих
наций необходимо посмотреть на себя в зеркало, как выразился один
консервативный иранский чиновник в беседе с журналистом Christian Science
Monitor.
Американцы. Иранцы. <И те, и другие видят мир в черно-белых тонах, - пояснил
Джавад Ваиди, - в душе американцы верят, что выполняют свой долг перед
Богом, осуществляют некую миссию, предначертанную свыше. Это очень опасно. У
нас тоже есть люди с таким складом ума. Оба народа считают себя избранными,
рожденными для того, чтобы править миром>.
<Американцы видят новые рубежи и верят, что им <предначертано> владеть
миром. У иранского народа существует такой же менталитет. Люди черпают
подобные идеи из Корана. Всевышний не меняет судьбы людей, если они сами
этого не хотят>, - добавил он.
4. Индивидуализм
Между иранским и американским народом есть еще одно сходство, суть которого
журналистам нашей газеты разъяснил историк из Тегерана Реза Алави.
<Для американского менталитета, как и для иранского, характерны такие
ценности, как стремление к успеху и крайний индивидуализм. Они имеют
поистине культурное значение, - утверждает г-н Алави, получивший образование
в Гарварде и Оксфорде, - именно поэтому многие иранцы прекрасно
приспосабливаются к жизни в Америке. Попадая в Соединенные Штаты, они
чувствуют себя как рыба в воде>.
И это еще не все. Обе стороны склонны искать <врагов> и обливать их грязью в
публичных заявлениях. Только в последние десятилетия США последовательно
демонизировали Мануэля Норьегу из Панамы, генерала Мохаммада Фараха Айдида
из Сомали, Слободана Милошевича из Югославии, руководителя Аль-Каиды Усаму
бен Ладена, полковника Муаммара Каддафи из Ливии и Саддама Хусейна из Ирака,
а революционные лидеры Ирана вообще являются постоянными объектами нападок
со стороны Вашингтона.
Такая же традиция существует и в Исламской республике. В течение двух веков
персы поносили британцев и русских, обвиняя их во всевозможных махинациях и
интригах. После революции 1979 года вследствие политики, основанной на
принципе <ни Восток, ни Запад>, Иран не участвовал в событиях <холодной
войны>, однако и западные страны, и Советский Союз, и Израиль
рассматривались в качестве врагов и всячески демонизировались.
С особой яростью Тегеран нападал на США. Вот что однажды завил один аятолла:
<Пусть Америка гневается на нас и умрет от этого гнева>.
5. Духовность
Вера в Бога очень сильна в Исламской республике, которую аятолла Хомейни в
1979 году провозгласил <государством Аллаха>. Эта идея жива в умах и сердцах
многих иранцев, ее отголоски можно встретить в мечети, школьном классе и на
любом перекрестке.
Такая же вера существует и в Соединенных Штатах. В Декларации независимости
провозглашается, что все люди <наделены их Творцом неотчуждаемыми правами>,
американские граждане дают клятву верности <одной нации под Богом>, а на
каждой банкноте красуется надпись (На Бога уповаем).
<То, что в основе системы, существующей в США, лежат религиозные воззрения,
совсем не плохо. : Я предпочитаю общаться с американцами, которые ходят в
церковь, - заявил редактор одной иранской консервативной газеты Амир
Мохебьян в беседе с журналистом Christian Science Monitor, - Однако в войне
между двумя народами, которые считают, что действуют во имя Бога, нет ничего
хорошего. Война между верующими нациями грозит большой опасностью>.